Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Приемы повышения эффективности на уроках грамматики в колледже с помощью новых подходов и использование современных технологий

20.06.2014 829 1457
Кутузова Зоя Юрьевна
Кутузова Зоя Юрьевна, преподаватель

Мезенский педагогический колледж

При обучении иностранному языку как средству общения, грамматика изучаемого французского языка имеет сложный характер. Грамматика необходима студентам для того, чтобы обучающийся мог правильно строить иноязычную речь; правильно понимать иноязычное высказывание; мог сознательно контролировать построение высказывания и выбирать нужные грамматические формы. В практической грамматике должны быть только продуктивные грамматические конструкции. Ознакомление с грамматическим материалом включает презентацию грамматических явлений; формирование речевых грамматических навыков путем их автоматизации в устной речи; включение навыков в коммуникативно-речевое умение.

 

Проблема преподавания иностранного языка в среднем учебном заведении очень актуальна. Перед преподавателями иностранного языка стоит очень сложная задача - сформировать личность, которая будет участвовать в межкультурной коммуникации [4, с.3]. Но изучение иностранного языка невозможно без грамматического навыка. Всем известно, что обучение грамматике - сложный и трудоемкий процесс для обучающихся. И все чаще преподаватели ставят перед собой вопрос, как сохранить интерес студентов к иностранному языку на протяжении всего его изучения.

 

Грамматика слишком сложна, что подчеркивает Ж. Л. Витлин в своей статье «Современные проблемы обучения грамматике иностранных языков» [1, с. 22-26]. «Во многом изменился традиционный характер и язык изложения грамматического материала при обучении учащихся, не имеющих лингвистического образования. Сухость, абстрактность и лингвистическая академичность языка изложения создают у обучающихся эмоционально-отрицательное отношение к грамматике. Грамматика, в том числе теория может быть изложена увлекательно, живо, интересно; она должна пробуждать эмоции, быть ориентированной на личность учащегося, сопровождаться комическими и другими рисунками и т. д.. Все это, безусловно, повысит эффективность обучения иностранному языку».

 

Таким образом, на уроках иностранного языка мы стараемся как можно чаще использовать инновационные педагогические технологии, что делает урок современным. Используются такие технологии, как: игровая, мультимедийная, проектная, дистанционно-образовательная и другие.

 

Что касается игровой технологии, то это и грамматические сказки, презентации, сюжетные игры, ролевые игры. Например, студентам нравится игра «Педсовет».  В данной игре выделяется сюжет «преподаватель-студент», студент играет роль преподавателя и ведет своеобразный педагогический совет на французском языке.

 

Е. И. Пассов выделяет 6 основных целей использования игры на уроках иностранного языка:

1. Формирование  определенных  навыков, например:

- Devinez, où nous allons aujourd’hui?

- Allons-nous au cinéma? – Non.

- Est-сe que nous allons au parc? – Non.

2. Развитие определенных речевых умений, например, после прохождения темы «Appartement » можно провести такую игру:

- Votre copain a reçu un nouvel appartement. Aidez votre ami à le meubler (схема квартиры на доске).

3. Обучение умению общаться:

- Конкурс на самого вежливого собеседника.

- Поздоровайтесь и сделайте комплимент.

- Выразите свое несогласие другу, маме.

- Какие выражения вы используете, чтобы привлечь к себе внимание.

4. Развитие необходимых способностей и психических функций.

а) Игра «Es-tu attentif?». La mère de Pierre lui a demandé d’acheter du pain, du beurre, une baguette et du lait. Lui, il a pris  du pain, du sucre, une baguette et du lait. Qu’est-ce qu’il a oublié?

б) «Снежныйком».

E1: Je vais voyager. Je fais ma valise: une brosse à dents et une pâte dentifrice.

E2: Je vais voyager. Je fais ma valise: une brosse à dents et une pâte dentifrice, un savon etс. Побеждает тот, кто больше запомнит и правильно повторит.

5. Познание в сфере страноведения и языка. Для этой цели используются викторины, лото, путешествия, конкурсы.

6. Запоминание речевого материала.

а) рифмовки;

б) сопровождение слов мимикой и жестами («Как всегда» — с упреком махнуть рукой; «Кислый» — сморщиться);

в) повторение одного и того же слова разными людьми (разных профессий, характеров).

 

В наше время все чаще используется метод проектов. Такая технология является наиболее привлекательной как для студентов, так и для школьников, так как любой обучающийся имеет возможность самореализации. В зависимости от тематики это может быть как групповая форма, так и индивидуальная. Данный вид деятельности хорош тем, что особую важность в проектной методике несет учет и анализ достижений обучающихся, а не ошибки и их подсчет. Например, для осуществления проектной технологии на уроках грамматики французского языка с успехом используются песни (для закрепления определенной грамматической темы), стихотворения, диалоги, ситуации. Таким образом, для закрепления форм и значений conditionnel использовалась песня из репертуара Джо Дассена «Si tu n’existais pas»

Et si tu n’existais pas                                                               

Dis-moi pourquoi j’existerais

Pour traîner dans le monde sans toi,

Sans espoir et sans regrets.

Et si tu n’existais pas

J’essaieraisd’inventer l’amour

Comme un peintre qui voit sous ses doigts

Et qui n’en revient pas.

Et si tu n’existais pas

Dis-moi pour qui j’existerais

Des passantes endormies dans mes bras

Quejen’aimeraisjamais

 

А при введении закреплении сложной временной формы Passé composé использовалось стихотворение J. Prévert «Pourtoimonamour»

Je suis allé au marché aux oiseaux

Et j’ai acheté des oiseaux

Pour toi mon amour.

Je suis allé au marché aux fleurs

Et j’ai acheté des fleurs

Pour toi mon amour.

Je suis allé au marché à la ferraille

Et j’ai acheté des chaines

De lourdes chaines

Pour toi mon amour.

Et puis je suis allé au marché aux esclaves

Et je t’ai cherchée

Mais je ne t’ai pas trouvée

Monamour.

 

Также при обучении грамматике необходимо использовать компьютерные технологии на уроках французского языка. Компьютерные технологии перекликаются со всеми другими современными технологиями. Благодаря компьютерной технологии на уроках французской грамматике есть возможность транслировать обучающие видео, слушать песни, смотреть фильмы, показывать презентации грамматических тем и другие. Кроме того, при создании интересного проекта, в зависимости от тематики, обучающиеся с успехом используют компьютерные технологии, показывая презентации. В данном проекте удачно осуществляется исследовательская, познавательная деятельность, как то: поиск и обработка информации. Также, благодаря компьютерным технологиям, студент составляет портфолио, еще один из современных методов обучения иностранному языку. Таким образом, в течение учебы в колледже обучаемые собирают портфолио, которое указывает на уровень знаний и умений; количественную и качественную оценку результатов работы. Создание портфолио является важным современным методом, особенно в педагогическом колледже.

 

Компьютерные технологии, безусловно, имеют успех в обучении. Не менее эффективны и интернет-технологии, это, прежде всего, возможность коммуникативного общения. Студенты могут не только обучаться дистанционно, но и общаться онлайн с французскими сверстниками, слушать и воспроизводить французскую речь. Интернет-технологии – это мощный двигатель мотивации обучающихся. При использовании данной технологии существует ряд плюсов: это самостоятельная поисковая работа; устранение пробелов в знаниях; хорошая подготовка к экзаменам; ряд обучающих программ. Работа в сети интернет совершенствует монологические и диалогические умения, навыки аудирования. Возможно знакомство с французскими сайтами, обсуждение их на уроке с преподавателем. Кроме того, студенты развивают навыки письменной речи на французском языке, сообщений в социальных сетях. Обучающиеся имеют возможность выполнять онлайн-тесты. Данный вид деятельности позволяет работать самостоятельно. Таким образом, сетевые ресурсы развивают и грамматические навыки.

 

В системе среднего профессионального образования в центре, безусловно, стоит студент, и поэтому основной задачей преподавателя является выбор именно той формы обучения, которая будет интересна для обучающегося. Чтобы удержать внимание студента, необходимо использование современных технологий. Использование на уроках практической грамматики игровой (на раннем этапе обучения), мультимедийной, проектной, дистанционно-образовательной технологий повышает интерес и мотивацию студентов.

 

Список используемой литературы:

  1. Витлин Ж.Л.  «Современные проблемы обучения грамматике иностранных языков»//Иностранные языки в школе. – 2000. - №5. – с.22-26.
  2. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – Издательство «Вышэйшая школа».
  3. Пассов Е.И. , Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. Ростов н/Д Феникс; М.:Глосса – Пресс, 2010.
  4. Провоторова Ю.В. Современный урок иностранного языка как источник духовно-нравственных ценностей. Методическое пособие. 2012.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*