Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Высокоскоростной железнодорожный транспорт: плюсы и минусы

17.06.2014 1895 4544
Стрыгина Ксения Сергеевна
Стрыгина Ксения Сергеевна, студентка 4 курса

Тайгинский институт железнодорожного транспорта - филиал ФГБОУ ВО "Омский государственный университет путей сообщения" (СПО)

Первой в мире "высокоскоростной железной дорогой" стала «Tōkaidō Shinkansen», официально открытая в октябре 1964 (строительство началось в 1959 году). Поезда Shinkansen нулевой серии, построенные Кавасаки, достигали скорости в 200 км/ч (средняя скорость 160 км/ч) на маршруте "Токио - Нагоя - Киото - Осака".

  • 1979 год. Во Франции представлены поезда TGV, они перемещаются со средней скоростью 213 км/ч и с максимальной скоростью в 300 км/ч.
  • 1990 год. Во Франции TGV поставил мировой рекорд скорости для электровозов, скорость составила 515 км/ч.
  • 1990-ые годы. Amtrak представляет первую и единственную систему Acela Express в США.
  • 2007 год. В Испании представлены поезда со скоростью 350 км/ч.

Высокоскоростной железнодорожный транспорт более выгоден, чем обычный, не считая стоимости конструирования инфраструктуры. Причина тому: много эксплуатационных затрат (таких как штат) имеют фиксированные расходы в час, в то время, как доход от билета основан на расстоянии. Пассажиры также платят больше за километр из-за высокой скорости. Таким образом, эксплуатационное отношение дохода/стоимости больше для высокоскоростных систем.

 

Впервые в мире идея высокоскоростного железнодорожного движения была реализована в Японии, между городами Токио и Осака, где в 1964 году была сдана в эксплуатацию высокоскоростная магистраль Токайдо протяженностью 516 км. Максимальная скорость движения на новой линии составляла 210 км/ч, а поездка из Токио в Осака занимала 3 ч 10 мин. Благодаря высокой скорости и комфорту высокоскоростные поезда завоевывали широкое признание у населения. Уже через 5 лет перевозки пассажиров на этой линии возросли более чем в 2 раза и достигли 70 миллионов человек в год. Столь значительные объемы работы обеспечили прочную основу экономической эффективности высокоскоростной магистрали и позволили японским железным дорогам планировать дальнейшее строительство таких линий.

 

Стоимость «Сапсана» и «Аллегро» примерно одинакова - от 1,2 до 1,4 млрд. руб. за состав. Для сравнения: обычный пассажирский поезд на 500 пассажиров, включающий локомотив и 12 купейных и плацкартных вагонов, стоит, по оценке газеты «Коммерсант» на декабрь 2010 года, 530--600 млн. руб. В октябре 2010 года прибыль от эксплуатации поездов «Сапсан» превысила €61 млн., а рентабельность - 30 %. Все остальные виды пассажирских железнодорожных перевозок были для РЖД убыточны.

 

За первый год своей работы поезда «Сапсан» перевезли 1,734 млн. пассажиров и принесли ОАО РЖД 5,3 млрд. рублей. В 2011--2013 годах РЖД планирует получать от этих поездов 6 млрд. рублей дохода в год и не планирует увеличивать тарифы. Более того, если поезд опаздывает, то пассажирам выплачивается денежная компенсация.[2]

 

Естественно, одновременно с достоинствами возникли и проблемы:

 

Вывод на линию высокоскоростных поездов вызвал негативную реакцию со стороны части общественности. Потенциальные пассажиры соответствующих направлений протестовали против отмены привычных им поездов. В частности, ряд электропоездов был отменён в Тверской области, и региональные власти утверждали, что причиной тому - «Сапсан», хотя руководство РЖД отрицало это. Жители посёлков, мимо которых проходит трасса «Сапсана», возмущались возросшими неудобствами и даже опасностями - воздушный вихрь «Сапсана» может сбить с ног человека, а его бесшумный ход уже повлёк за собой человеческие жертвы. Возмущение доходило до того, что в поезд стали кидать камни, разбивать стекла, сооружать снежных баб на железнодорожных путях. По ряду подобных случаев были возбуждены уголовные дела. Поэтому железнодорожникам пришлось обеспечить дополнительную безопасность для тех, кто живёт или появляется рядом с линией. По данным РЖД на декабрь 2010 года, комплексной защитой обеспечено 200 км магистрали «Москва-Петербург», а на 331 км маршрута «Москва--Нижний Новгород» сверх прочих мер безопасности установлены ограждения. В конце декабря 2009 года премьер-министр РФ Владимир Путин выделил на охрану «Сапсана» 1 млрд. руб. В январе 2010 года начальник Московского УВД на железнодорожном транспорте Андрей Алексеев сообщил, что видеонаблюдение за поездом «Сапсан» будет вестись на всём пути его следования.

 

Шум от поездов вызывает негативные последствия, выражающиеся прежде всего в нарушении сна, ощущении болезненного состояния, в изменении поведения, увеличении употребления лекарственных препаратов и т. д. Нарушение сна может иметь различные формы: удлинение периода засыпания, пробуждения во время сна, ухудшение качества сна, т. е. переход от глубокого сна к более легкому, поверхностному. Мгновенные прерывания сна учащаются с увеличением частоты и силы звука. При равном акустическом показателе шум от поездов вызывает в 3 раза меньше нарушений сна, чем шум от автомобилей. На сон влияет не только уровень шума, но и число его источников. Восприятие шума поездов зависит от общего шумового фона. Так, на заводских окраинах городов он воспринимается менее болезненно, чем в жилых кварталах. Шум от вокзалов и особенно сортировочных станций вызывает более негативные последствия, чем шум от обычного движения поездов. Шум железной дороги заглушает человеческий голос, он мешает при просмотре и прослушивании теле- и радиопередач. Как показали результаты анкетирования, шум поездов в большей степени препятствует восприятию речи, чем шум от автомобильного движения.

 

В основном, высокоскоростные поезда перевозят пассажиров, однако существуют разновидности, предназначенные и для перевозки грузов. Так французская служба LaPoste имеет в своём распоряжении парк специальных электропоездов TGV служащих для перевозки почты и посылок.

 

При движении поезда со скоростью 70 – 80 км/ч по рельсам, уложенным на деревянных шпалах, звуковое давление у колес составляет 125–130 дБ, а по рельсам, лежащим на железобетонных шпалах, - всего на 1– 2 дБ больше. В зависимости от скорости движения шум возрастает в среднем для пассажирских поездов на 0,37 дБ, для грузовых на 0,3 дБ и для локомотивов на 0,23 дБ при увеличении скорости на 1 км/ч. Уровни звука от пассажирских, грузовых и электропоездов при скорости движения 50–60 км/ч составляют 90– 92 дБ.

 

Первую в России высокоскоростную железнодорожную магистраль (ВСМ) построят на участке Москва—Казань, при этом цена строительства будет сравнима с зарубежными проектами, а первые пассажиры смогут воспользоваться новой дорогой уже к 2018 году. Проект, предложенный РЖД и Минтрансом, поддержал президент России Владимир Путин.

 

При этом Путин также предложил активнее проработать южное направление — из Москвы в Ростов-на-Дону и Адлер, чтобы сократить время проезда по этому маршруту до восьми часов. Президент отметил, что данный маршрут очень востребован даже сейчас, хотя ажиотаж и носит сезонный характер, однако с учётом грядущего открытия в Сочи круглогодичного курорта значимость магистрали значительно возрастёт.

 

Во время совещания о перспективах развития высокоскоростного железнодорожного движения в России глава Минтранса Максим Соколов рассказал, что на данный момент приоритетным направлением для строительства высокоскоростных линий является Урал.[1]

 

В Сибири должны появиться высокоскоростные поезда аналогичные тем, что курсируют по маршруту Москва-Санкт-Петербург, заявил  Владимир Путин. «Напомню, что помимо маршрута Москва — Санкт-Петербург высокоскоростные поезда должны появились на линиях Москва — Нижний Новгород, Санкт-Петербург — Хельсинки, а в перспективе на других направлениях, например на Смоленск, что позволит организовать скоростное сообщение с нашими основными европейскими партнерами. Я просил также продумать организацию подобного скоростного движения и в Сибири», — сказал Путин, отметив, что также необходимо создать правовую базу для организации высокоскоростного пассажирского движения, чтобы в дальнейшем на этапах проектирования и строительства новых линий не сталкиваться с административными барьерами.

 

Идею о создании и развитии в Сибири высокоскоростного движения Путин озвучил в апреле 2010 года на конференции «Единой России», которая прошла в Новосибирске. Премьер заявил, что такое движение будет очень востребованным, поскольку подобный вид перевозок эффективен, учитывая большие расстояния между сибирскими городами.

 

Согласно указу президента Дмитрия Медведева, правительство РФ должно утвердить комплекс мер по организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта до конца 2010 года. В рамках XI Красноярского экономического форума представлена концепция развития высокоскоростного железнодорожного сообщения на направлении Красноярск – Новосибирск.

 

В настоящее время начата подготовка технико-экономического обоснования проекта высокоскоростной магистралиНовосибирск-Красноярск. Как сообщил первый вице-президент ОАО "РЖД" – генеральный директор ОАО "Скоростные магистрали" Александр Мишарин, сейчас рассматривается три варианта прохождения магистрали - через Томск, Кемерово или Тайгу. Итоговый вариант будет определен с учетом экономической целесообразности и мнения пассажиров.

 

По предварительным оценкам на реализацию проекта может уйти до 6-8 лет. Оценочный объем инвестиций - 700 млрд руб. (из расчета 1 млрд. руб. на прокладку 1 км пути).

 

По оценкам экспертов, реализация проекта позволит перевести пассажиропоток на высокоскоростную магистраль и освободить Транссибирскую магистраль для грузоперевозок.

 

Напомним, ранее руководство Красноярской железной дороги проводило опрос по проекту высокоскоростной магистрали по маршруту Красноярск-Новосибирск. Жители Сибири предложило запустить её через Томск.

 

По существующей сейчас инфраструктуре пассажирский поезд преодолевает расстояние от Красноярска до Новосибирска  за 12 часов. В случае строительства магистрали, при скорости движения поездов до 250 км/час, время в пути сократится в 4 раза. Как заявлял на X Красноярском экономическом форуме  Александр Мишарин, в Сибири есть полигоны для высокоскоростного железнодорожного движения, и первым из них может стать ветка Красноярск-Кемерово-Новосибирск.

 

Так что будущее покажет востребованность высокоскоростных железнодорожных магистралей.

 

Библиографический список:

  1. Сайт «allbest.ru - высокоскоростной железнодорожный транспорт - современное направление в развитии железных дорог». Форма доступа: http://otherreferats.allbest.ru/transport/00219220_0.html.
  2. Сайт «infuture.ru-высокоскоростной железнодорожный транспорт». Форма доступа: www.infuture.ru/article/392.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*