Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Тезисы к исследовательской работе на тему: «Финансирование инвестиционного процесса (на примере Бутурлиновского муниципального района Воронежской области»

11.06.2014 590 1260
Панфилова Елена Николаевна
Панфилова Елена Николаевна, преподаватель, ПЦК специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет»

Винник Кристина Николаевна
Винник Кристина Николаевна, студентка 4 курса специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Бутурлиновский механико-технологический колледж

Инвестиционная сфера в последние годы всё более становится объектом внимания российских властей, деловых кругов и общества в целом. Растёт количество научных исследований, конференций и «круглых столов», публикаций в средствах массовой информации, которые направлены на анализ инвестиционной деятельности в различных отраслях хозяйствования, поиск путей повышения эффективности инвестиций, оптимизацию инвестиционных процессов. Создание благоприятного инвестиционного климата в стране находится в зоне пристального внимания Президента и Правительства Российской Федерации. Это и послужило толчком к изучению вопросов финансирования инвестиционной деятельности.


Цель работы заключалась в изучении актуальных вопросов финансирования инвестиционного процесса на территории Бутурлиновского муниципального района Воронежской области.


В широком смысле под инвестициями понимают вложение капитала ради получения прибыли и (или) иного полезного эффекта. В Федеральном законе от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», говорится, что «инвестиции - это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта».


Такое широкое понимание охватывает как финансовые инвестиции (вложения в ценные бумаги - акции, облигации акционерных обществ, государственные ценные бумаги, сберегательные сертификаты и векселя, производные ценные бумаги), так и инвестиции в нефинансовые активы (реальные инвестиции) - в основной капитал, в нематериальные активы и другие нефинансовые активы, в прирост запасов материальных средств, а также затраты на капитальный ремонт основных фондов. Предметом рассмотрения в процессе выполнения исследовательской работы явились  реальные инвестиции.


Проблема инвестиций давно и широко изучается мировым сообществом - как в теоретическом, так и в прикладном аспектах. Именно инвестиции являются необходимым условием стабильного функционирования и развития хозяйствующих субъектов, отраслей экономики, муниципальных образований, регионов и государства в целом.


Термин «инвестиции» стал довольно широко использоваться в годы рыночных реформ и началом осуществления таких процессов как децентрализация, разгосударствление, приватизация, формирование принципиально новых структур и институтов. В отечественной экономической литературе до 80-х годов термин «инвестиции» для анализа процессов социалистического воспроизводства практически не употреблялся, основной сферой его применения были переводные работы зарубежных авторов и исследования в области капиталистической экономики. Базисным понятием инвестиционной деятельности являлось   понятие капитальных вложений. В настоящее время эти два понятия трактуются по-разному.


Инвестиции - более широкое понятие, чем капитальные вложения. Согласного Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» под капитальными вложениями понимаются «инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты».


Инвестиционная деятельность многообразна и обуславливается целями, задачами, интересами хозяйствующих субъектов, их возможностями участвовать в реализации инвестиционного проекта.


Основными субъектами инвестиционной деятельности выступают инвесторы и пользователи объектов инвестирования. Характерной особенностью инвесторов является отказ от немедленного потребления имеющихся средств в пользу удовлетворения собственных потребностей в будущем на новом, более высоком уровне.


При многоуровневой стратегии территориального развития России, сочетающей принципы управления сверху и внутреннего саморегулирования, муниципальные образования стали субъектами самостоятельного принятия экономических решений и проведения определенной социально-экономической политики на своих территориях. Принятие Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отнесение к предметам ведения муниципальных образований вопросов комплексного социально-экономического развития создало организационно-правовую основу самостоятельного управления развитием на уровне района или города.


Собственные финансовые средства муниципальных образований, требующиеся для реализации планов социально-экономического развития и отдельных целевых программ, ограничены. Поэтому имеет место необходимость привлекать инвестиции, аккумулировать сбережения и накопления предприятий и граждан, создавать условия для привлечения капитала. Другими словами, инвестиции являются "обеспечивающей составляющей" стратегии социально-экономического развития муниципального образования.


Сущность муниципальной инвестиционной политики можно определить как целенаправленную, научно обоснованную деятельность местных органов власти по привлечению и оптимальному использованию инвестиционных ресурсов в целях устойчивого социально-экономического развития и повышения качества жизни населения муниципального образования.


Для построения действенной муниципальной инвестиционной политики органам местного самоуправления необходимо использовать системный подход, в рамках которого будут решаться стратегические задачи развития муниципального образования, а также использоваться современные рыночные механизмы и инструменты.


Системный подход к формированию инвестиционной политики муниципального образования должен предусматривать:

- с одной стороны, разработку концепции социально-экономического развития территории с выделением приоритетов стратегического и тактического уровня значимости;

- с другой стороны, детальную проработку и обоснование организационно-экономического механизма и инструментов активизации и стимулирования инвестиционной деятельности для реализации этих приоритетов.


Разработка и реализация муниципальной инвестиционной политики осуществляются на основе концепции социально-экономического развития города (района) и включают:

- определение приоритетов, целей и задач инвестиционной политики, т.е. формирование инвестиционной стратегии;

- разработку комплекса мероприятий по инвестированию;

- определение потребности в инвестиционных ресурсах;

- поиск и выбор источников инвестиций;

- формирование инвестиционных возможностей и мер по их расширению.


Одним из важнейших вопросов осуществления муниципальной инвестиционной политики является ее ресурсное, в частности, финансовое обеспечение, что особенно актуально в условиях дефицита бюджетных инвестиций.


Изыскание источников финансирования инвестиций всегда было одной из важнейших проблем в инвестиционной деятельности. В современных условиях она является одной из самых острых и актуальных.


Реализация инвестиционной деятельности связана с принятием управленческих решений в области определения возможных источников финансирования инвестиционных проектов, концентрации ресурсов и повышения эффективности их использования.


В соответствии с действующим законодательством инвестиционная деятельность муниципалитетов может осуществляться за счет:

- собственных средств муниципального образования, создаваемых за счет деятельности органов местного самоуправления (доходы от использования муниципальной собственности, плата за услуги и т.п.);

- государственных средств, передаваемых органам местного самоуправления органами государственной власти;

- привлеченных средств населения для осуществления конкретных инвестиционных программ и мероприятий, в том числе средств, привлеченных путем муниципального займа с выпуском муниципальных облигаций;

- средств, привлеченных в результате концентрации денежных средств предприятий (организаций), в том числе коммерческих банков, для реализации строительных, технических и других проектов.


Изучение проблемы носило не только теоретический, но и практический характер. Практические аспекты работы были рассмотрены на примере инвестиционной деятельности Бутурлиновсого муниципального района Воронежской области.


Долгое время инвестиции в развитие района были крайне невысокими, и инвестиционный процесс практически не привлекал к себе пристального внимания. Однако с 2010 г. в связи со сменой главы администрации в Бутурлиновском муниципальном районе  инвестиционный процесс и источники его финансирования были обозначены как ключевые для развития района. В 2010 г. объем инвестиций увеличился в 2 раза по сравнению с уровнем 2004 г. Это и послужило предпосылками для исследования данного вопроса.


Бутурлиновский район расположен в юго-восточной части Воронежской области. Районный центр - город Бутурлиновка - расположен в 180 км от областного центра и связан с ним автомобильным и железнодорожным сообщением. Территория района составляет 180,2 тыс. га, численность населения по состоянию на 1 января 2014 года – 49 150 человек.


Экономика Бутурлиновского муниципального района является аграрно-индустриальной и имеет дифференцированную структуру. За годы рыночных преобразований экономика превратилась в многоукладную, при значительной роли частного сектора не только по числу предприятий, но и по объемам производства товаров и услуг. Помимо частной в районе представлены муниципальная и другие формы собственности.


Основная часть субъектов малого предпринимательства в Бутурлиновского муниципального района сосредоточена в сельском хозяйстве и торговле. Незначительная часть малого бизнеса (около 6%) получила развитие и в сфере производства.


Бутурлиновский муниципальный район не демонстрирует устойчивого развития предприятий, при этом имея многоотраслевую структуру экономики. Основными отраслями экономики являются: сельское хозяйство (растениеводство, птицеводство и животноводство), обрабатывающие производства, строительство, торговля и общественное питание, сфера услуг.


В последние несколько лет в экономике Бутурлиновского района произошли кардинальные структурные изменения, при этом далеко не всегда эти изменения носили позитивный характер. Причины этих изменений связаны не столько с внешними экономическими факторами, сколько с накопившимися на крупнейших предприятиях района проблемами технологического, организационного и финансового порядка.


В экономике района сформировалась тенденция утраты доминирующей роли промышленного производства. Сегодня район из преимущественно индустриального все больше тяготеет к аграрному. Помимо изменения специализации экономики сокращаются также объемы производства и его эффективность.


Оживление экономики, восстановление промышленного потенциала района, обеспечение роста доходов населения и бюджета невозможно без привлечения частных инвестиций как в сектора промышленности, традиционно занимаемые предприятиями района (производство пищевых продуктов и спиртных напитков, молочно-консервная промышленность, сахар), так и в новые для района сферы экономики (мясная промышленность, животноводство).


Главной целью реализуемой администрацией Бутурлиновского района инвестиционной политики является обеспечение экономического подъема за счет привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства.


Так, была разработана и реализуется Стратегия социально-экономического развития Бутурлиновского муниципального района Воронежской области до 2020 года, целью которой является достижение существенного роста качества жизни населения путем повышения конкурентоспособности экономики за счет реализации инвестиционных программ по созданию кластера предприятий по производству и переработке продукции АПК и эффективной системы муниципального управления.


Основным стратегическим направлением, ведущим к достижению данной цели, является формирование и развитие в Бутурлиновском муниципальном районе современного сельскохозяйственного производства и высокоэффективных предприятий перерабатывающей промышленности.


Увеличение объема инвестиционных ресурсов рассматривается администрацией района как один из основных факторов обеспечения роста экономического развития и повышения на его основе качества жизни населения. Формирование благоприятного инвестиционного климата находится в зоне особого внимания администрации района.


Согласно протокола поручений, определенных губернатором Воронежской области А. В. Гордеевым по итогам совещания в ходе рабочей поездки в Бутурлиновский район, администрацией Бутурлиновского муниципального района Воронежской области совместно с Департаментом экономического развития Воронежской области была разработана Программа комплексного социально-экономического развития Бутурлиновского муниципального района Воронежской области на 2012–2016 годы. Целью программы является восстановление экономической сферы района, выход на уровень, обеспечивающий возможности повышения качества жизни населения Бутурлиновского муниципального района, создание базы для дальнейшего экономического и социального роста.


Инвестиционная политика района реализуется в рамках данной Программы, которая включает перечень объектов и мероприятий, финансируемых как за счет собственных средств района (средств предприятий, местного бюджета, населения), так и за счет привлеченных средств федерального и областного бюджетов в рамках реализации инвестиционных программ. Программа отражает задачи и возможности по улучшению экономической ситуации в связи с приданием муниципальному образованию статуса района, имеющего низкий уровень экономического развития. В ней отражены меры господдержки для особо значимых инвестиционных проектов, а также предусмотрены инвестиционные проекты, претендующие на получение господдержки.


Кроме того, предусмотрен уровень софинансирования расходных обязательств местного бюджета в финансировании объектов капитального строительства муниципальной собственности (0,3%), а также уровень в размере 5% по проектам, участвующим в конкурсном отборе инвестиционных программ (проектов) развития социальной и инженерной инфраструктуры муниципального значения для долевого финансирования из областного бюджета. Благодаря снижению доли софинансирования экономия средств районного бюджета за 2013 год составила более 10 млн.рублей.


В целях активизации инвестиционных процессов на территории района действующим законодательством Воронежской области предусматривается предоставление инвесторам государственной поддержки особо значимых инвестиционных проектов (стоимость которых превышает 10 млн. руб.). Такая поддержка осуществляется в рамках ведомственной целевой программы «Государственная (областная) поддержка особо значимых инвестиционных проектов на территории Воронежской области в 2012-2014 годах», принятой Департаментом экономического развития Воронежской области 04.09.2012 г. № 112-О.


Также на территории района действует Стандарт деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Бутурлиновском муниципальном районе. Постановлением администрации района от 10.12.2013 г. № 1348 утверждена рабочая группа по Стандарту, целью деятельности которой является выработка согласованных предложений по вопросам социально-экономического развития и обеспечения благоприятного инвестиционного климата Бутурлиновского муниципального района.


В рамках Стандарта постановлением администрации района утверждена инвестиционная декларация района, разработанная с целью создания благоприятного инвестиционного климата для реализации инвестиционных проектов на территории района, их административной поддержки в обеспечении прохождения согласительных и разрешительных процедур при подготовке и реализации инвестиционных проектов.


Основными принципами инвестиционной политики муниципального района являются равенство прав инвесторов, вовлеченность инвесторов в процесс принятия решений, прозрачность и открытость процедур принятия решений в сфере инвестиций, а также внедрение лучших практик взаимодействия исполнительных органов муниципальной власти, направленных на снижение административных барьеров.


Общий объем инвестиций в развитие Бутурлиновского муниципального района по источникам финансирования представлен в таблице 1.


Таблица 1 - Структура инвестиций в развитие района по источникам финансирования, млн. руб.

Источники средств

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Федеральный бюджет

77,0

110,7

43,4

107,3

Областной бюджет

58,2

96,2

172,8

1013,8

Муниципальный бюджет

17,1

12,0

16,5

16,8

Другие источники финансирования

188,8

299,2

318,1

405,4

Суммарный объем инвестиций

341,1

518,1

550,8

1543,3

 

Представленные данные свидетельствуют о неуклонном увеличении совокупного объема инвестиций в 2010-2013 гг. Данные выводы подтверждаются графическим материалом.

 

Рис. 1 - Суммарный объем  инвестиций в развитие района в 2010-2013 гг., млн. руб.


Анализируя динамику инвестирования по годам, стоит отметить существенное увеличение доли финансирования инвестиций из областного бюджета. Это увеличение можно проследить по диаграммам.


Рис. 2 - Структура инвестиций по источникам финансирования в 2010 г., млн. руб.

Рис. 3 - Структура инвестиций по источникам финансирования в 2011 г., млн. руб.


 

Рис. 4 - Структура инвестиций по источникам финансирования в 2012 г., млн. руб.

Рис. 5 - Структура инвестиций по источникам финансирования в 2013 г., млн. руб.

 

Объем инвестирования в 2013 г. в 2,8 раза превысил уровень 2012 г. Это произошло в основном за счет увеличения финансирования социальной сферы, что можно увидеть на диаграмме.


Рис. 6 – Инвестиции в развитие социальной сферы, млн. руб.

 

Объем капитальных вложений в социальную сферу и развитие инфраструктуры района в 2013 году составил 1 млрд. 327 млн. рублей, что в 5 раз больше, чем в 2012 году. Инвестиции, в основном, были направлены на строительство, капитальный ремонт социальных объектов, ремонт многоквартирных домов, ремонт дорог, улучшение жилищных условий молодых семей.


Так, в 2013 г. начато строительство крупных социально-значимых объектов:

- школы на 792 учащихся в г.Бутурлиновка, на конец года освоена сумма 213,3 млн. рублей (30,8% от суммы контракта);

- поликлиники на 500 посещений в смену в г.Бутурлиновка, освоена сумма 222,9 млн. рублей (36% от суммы контракта);

- спортивного комплекса с плавательным бассейном и универсальным игровым залом, освоена сумма 183, 0 млн. рублей (65,6% от суммы контракта).


На развитие производственной сферы района было направлено 216,1 млн. руб. средств (рис. 6). Из них 49 % или 107,7 млн. руб. – это капвложения ООО «Бутурлиновский Агрокомплекс» на продолжение строительства молочно-товарной фермы на 1800 дойных коров и 108,4 млн. руб.- инвестиции предприятий района, направленные на обновление производственного оборудования, приобретение племенного молочного стада и техники.

 

Рис. 7 – Инвестиции в развитие экономики, млн. руб.

 

Положительный опыт реализации инвестиционных проектов в районе уже имеется. В сельском хозяйстве ведется реализация 3 достаточно крупных животноводческих проектов: ООО «Инвестагропромкомплекс» по свиноводству, ООО «Нижнекисляйские свеклосемена» и ООО «Бутурлиновский Агрокомплекс» (производство молока и мяса КРС), совокупный объем инвестиций по 3 проектам порядка 800 млн. рублей. В 2013 году за счет средств областного бюджета было отремонтировано 23,7 км автомобильных дорог. Затраты на содержание, ремонт, реконструкцию и строительство автомобильных дорог общего пользования местного и областного значения составили 225,8 млн. рублей. Осуществлен капитальный ремонт детских садов на сумму 39,6 млн.руб, что позволило дополнительно ввести 80 мест и улучшить условия воспитания 61 ребенка. Проведен ремонт двух школ на сумму 39,2 млн. руб., построена спортивная площадка на сумму 4,3 млн. рублей. Завершилась газификация поселений района, общий объем финансирования на завершение газификации  составил 11,3 млн. рублей и т.д.


Подводя итог исследованию финансирования инвестиционного процесса, необходимо отметить, что в последние годы существенно возрос уровень финансирования инвестиционного процесса в Бутурлиновском муниципальном районе, что связано в первую очередь с деятельностью администрации по формированию благоприятного инвестиционного климата и пристальным вниманием к инвестиционному процессу на территории Бутурлиновского муниципального образования со стороны региональных органов власти, что выражается в первую очередь в увеличении источников финансирования с их стороны. Такая динамика положительно сказывается на развитии муниципального образования.


Реализация эффективной инвестиционной политики способствует обеспечению экономического подъема, развитию производственного потенциала и создает финансовую основу для дальнейшего социально-экономического развития района. Социальная эффективность активной инвестиционной политики выражается в повышении качества и уровня жизни населения, появлении новых рабочих мест и привлечении молодых специалистов. В соответствии с Отчетом главы  администрации Бутурлиновского муниципального района о результатах своей деятельности и деятельности администрации Бутурлиновского муниципального района, если 2012 год был определен как «год большого проектирования», то 2013 год охарактеризован как «год большой стройки». На 2014 год главной задачей в работе администрации района является создание условий, привлекательных для инвесторов и благоприятных для развития всех отраслей экономической деятельности, а также дальнейшее развитие социальной сферы района.

 

Список используемой литературы:

1. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

3. Закон Воронежской области от 7 июля 2006 г. № 67- ОЗ «О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области».

4. Ведомственная целевая программа от 04.09.2012 г. №112-О «Государственная (областная) поддержка особо значимых инвестиционных проектов на территории Воронежской области в 2012-2014 годах».

5. Саак А. Э., Колчина О. А. Инвестиционная политика муниципального образования. - СПб.: Питер, 2010. - 366 с.: ил. - (Серия "Учебное пособие").

6. Сергеев И. В. и др. Организация и финансирование инвестиций: Учеб. пособие - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008./И. В. Сергеев, И.И. Веретенникова, В. В. Янковский.

7. Система муниципального управления: Учебник для вузов. 3-е изд./ Под ред. В. Б. Зотова. - СПб.: Питер, 2007.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*