Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Педагогические чтения как форма трансляции эффективных практик по реализации федеральных государственных образовательных стандартов

11.06.2014 702 1540
Айзенштат Галина Владимировна
Айзенштат Галина Владимировна, заместитель директора по учебной работе, к.п.н.

Стеблева Надежда Николаевна
Стеблева Надежда Николаевна, руководитель центра научно-педагогической информации

Краевой колледж предпринимательства

Педагогические чтения руководителей и педагогических работников профессиональных образовательных организаций Пермского края проходят один раз в три года, такая периодичность позволяет провести апробацию и получить результаты по теме исследования. Педагогические чтения проходят при поддержке Министерства образования и науки Пермского края, организатором выступает КГАОУ СПО «Краевой колледж предпринимательства», г. Пермь.

 

Педагогические чтения как форма обмена опытом работы достаточно традиционна, но, по нашему мнению, именно педагогические чтения дают импульс к инновационной деятельности педагогов профессиональных образовательных организаций, и что их следует рассматривать как некую организационную модель управления развитием инновационных проектов в условиях реализации требований новых образовательных стандартов.

 

В педчтениях как некой организационной модели можно выделить составляющие, которые обеспечивают их жизнестойкость и эффективность:

-демократичность чтений, которая  позволяет варьировать работу секций, круглых и проблемных столов, проведение мастер-классов, выездных презентационных площадок и конкурса методических разработок;

- продуманная тематика, отвечающая на актуальные вопросы обеспечения требуемого результата обучения;

- наиболее полное представление опыта работы по данной тематике;

- документальное подтверждение практического опыта педагогов (мы печатаем сборники статей, которые вручаем непосредственно на самих педчтениях. Это значительно пополнило багаж публикаций педагогов, что является прекрасным показателем при аттестации педагогов и учреждений в целом).

 

Педагогические чтения как форма коллективного сотворчества и сотрудничества отличаются от традиционной научно-практической конференции тем, что позволяют в более свободной форме обсудить актуальные проблемы и презентовать лучшие практики по заявленной тематике.

 

В марте 2011 г. в Пермском крае состоялись педагогические чтения «Введение федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования: стратегия, риски, перспективы», на которых были обозначены проблемы, оценены риски и намечена стратегия развития образовательных учреждений в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования (далее ФГОС). От руководителей и педагогов в условиях отсутствия методического сопровождения, ограниченных организационных, материальных, финансовых ресурсов требовалась оперативная работа по выполнению требований ФГОС к профессиональному образованию. Участники педагогических чтений говорили о необходимости объединения усилий для решения проблемных вопросов, обмена опытом, выработке единообразных подходов к внедрению ФГОС.

 

Объединению педагогического сообщества в столь сложных условиях значительно способствовала деятельность краевых методических объединений преподавателей и секций руководителей по учебной, методической и воспитательной работе, созданных при Совете директоров образовательных учреждений среднего профессионального образования Пермского края. Регулярные встречи, семинары, круглые столы, мастер-классы помогали эффективно решать стратегические и тактические задачи по внедрению новых стандартов.

 

Руководители и педагоги образовательных учреждений активно участвовали в практических семинарах по программам «Методическое сопровождение федеральных государственных образовательных стандартов СПО третьего поколении», «Подготовка региональных тьюторов к разработке основных профессиональных образовательных программ в соответствии с требованиями стандартов профессионального образования третьего поколения», организованных Федеральным институтом развития образования в г. Москве, г. Самаре, г. Челябинске и др.

 

Большую роль в консолидации педагогических усилий по разработке и созданию фондов оценочных средств сыграл сетевой проект (2012 г.), объединивший 36 образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Пермского края. Данный проект способствовал компетентностному развитию педагогов. В практической деятельности педагоги приобрели опыт проектного участия, возможность использования коллективного продукта в повседневной работе.

 

В марте 2014 года в Пермском крае состоялись очередные педагогические чтения по теме "Реализация федеральных государственных образовательных стандартов в профессиональных образовательных организациях Пермского края: первые итоги, методический опыт и перспективы". Принципиальное отличие педагогических чтений 2011 года и 2014 года в том, что от теоретических рассуждений и предположений педагоги перешли к представлению практического опыта, анализу итогов обучения по новым образовательным стандартам, обоснованным перспективам развития образовательного учреждения.

 

В педагогических чтениях 2014 г. приняли участие 31 профессиональная образовательная организация (ПОО) Пермского края, было заявлено 120 выступлений. Всего в педагогических чтениях приняли участие более двухсот педагогических работников.

 

Более 5 человек опыт деятельности представляли педагоги следующих ПОО:

  • Кунгурский автотранспортный колледж,
  • Краевой колледж предпринимательства,
  • Пермский торгово-технологический колледж,
  • Пермский агропромышленный техникум,
  • Пермский базовый медицинский колледж,
  • Чайковский индустриальный колледж.

География участников: Березники, Горнозаводск, Кудымкар, Чернушка, Краснокамск, Кунгур, Пермь, Лысьва, Оса, Соликамск, Губаха, Чайковский, Чусовой.

 

В работе 7 секций были представлены наиболее эффективные практики по актуальным направлениям реализации ФГОС:

  1. Управление образовательной организацией в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.
  2. Социальное партнерство в условиях практико-ориентированного образования.
  3. Социализация обучающихся как одно из требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования. Особенности социализации современных подростков и молодежи.
  4. Формирование и оценивание профессиональных компетенций обучающихся при реализации основных профессиональных образовательных программ
  5. Формирование общих компетенций при реализации основных профессиональных образовательных программ (2 группы)
  6. Современные образовательные технологии как основное средство достижения требуемых результатов образования  (2 группы)
  7. Презентация конкурсных материалов.

 

Проведено 4 мастер-класса, где преподаватели  гармонично сочетали научную теорию и практическую деятельность:

- по использованию здоровьесберегающих технологий (Березниковский строительный техникум, Краевой колледж предпринимательства);

- по применению технологии проблемного обучения (Осинский аграрный техникум, Соликамский технологический техникум).

 

Для руководителей ПОО прошел круглый стол «Проблемы и перспективы реализации требований ФГОС, особенности управления профессиональной образовательной организацией в соответствии с современным законодательством», в обсуждаемых вопросах  приняло участие 27 человек.

 

Обсуждались вопросы:

- роль администрации в профессиональной подготовке педагогов в условиях новых стандартов;

- ресурсное обеспечение организации (нормативно-правовое, финансово-экономическое, кадровое);

- научно-методическое сопровождение образовательного процесса;

- особенности организации внеурочной деятельности;

- роль работодателей в организации и оценивании результативности учебного процесса.

 

Достижения педагогов по методическому обеспечению образовательного процесса были оценены жюри на конкурсе методических разработок, который проведен по трем номинациям: «Методические рекомендации для педагогов», «Методические разработки по организации и выполнению самостоятельной (внеаудиторной) работы», «Методические разработки по выполнению практических занятий и лабораторных работ». На конкурс было представлены 31 работа из профессиональных образовательных организаций Пермского края.

 

Жюри отметило наиболее системные, структурированные работы, адресованные педагогам по отдельным направлениям организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС СПО и адресованные студентам по выполнению самостоятельных работ, практических занятий и лабораторных работ,

в номинации «Методические рекомендации для педагогов»:

  • Сборник методических рекомендаций для реализации требований ФГОС. Авт.-составители:Ремизова А.С. – заместитель директора, Стеблева Н.Н.- старший методист Краевого колледжа предпринимательства;
  • Методические рекомендации по разработке ФОС. Авт.-составители: Лапина О.В. - заместитель директора, Шачкова М.П. – методист  Пермского авиационного техникума им. А.Д.Швецова;
  • Формирование коммуникативной культуры студентов сервисных специальностей на основе контекстного подхода.Авт.-составитель: Микушина Т.И. – преподаватель Пермского техникума профессиональных технологий и дизайна;

в номинации «Методические разработки по организации и выполнению самостоятельной (внеаудиторной) работы»:

  • Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по професси 031601.01 Агент рекламный  Авт.-составитель: Галицкая Е.П. – преподаватель Краевого колледжа предпринимательства;
  • Методические рекомендации для студентов по освоению учебного материала по специальности 100701 "Коммерция (по отраслям). Авт.-составители: Третьякова О.П. - заместитель директора,  Швецова Е.О. -  преподаватель, Сивкова О.В. – преподаватель  Кунгурского колледжа промышленных технологий, управления и дизайна;
  • Учебно-методические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работы студентов ПМ.01. Проведение профилактических мероприятий Раздел "Сохранение здоровья детей" Специальность 060501 "Сестринское дело". Авт.-составители: Пирожкова В.Н., Бартева Т.Н. Плетенева О.С. – преподаватели Пермского базового медицинского колледжа;
  • Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе студентов ПМ.01. Проведение профилактических мероприятий МДК01.02 Основы профилактики Специальность 060501 "Сестринское дело". Авт-составитель: Плетнева О.С. – преподаватель Пермского  базового медицинского колледжа;

в номинации «Методические разработки по выполнению практических занятий и лабораторных работ»:

  • Методические рекомендации по организации и выполнению практических работ по междисциплинарному курсу "Управление персоналом и мотивация трудовой деятельности" для специальности "Технология мяса и мясной продукции". Авт.-составитель: Дворкина Л.И. – преподаватель Пермского агропромышленного техникума;
  • Методические указания для обучающихся по выполнению практических занятий ОП.01. Деловая культура по профессии 031601.01 Агент рекламный. Авт.-составитель: Галицкая Е.П. – преподаватель Краевого колледжа предпринимательства;
  • Методические указания по практическим занятиям МДК 01.02. Статистические методы контроля. Авт.-составитель: Горбунова И.В. – преподаватель Лысьвенского политехнического колледжа.

 

Жюри отметило соответствие структуры, содержания и результатов обучения в представленных на конкурс методических материалах требованиям ФГОС, новые подходы к управлению познавательной, самостоятельной и практической деятельностью обучающихся.

 

Впервые в работе педчтений проведена презентация инновационного опыта работы творческой группы педагогического коллектива образовательного учреждения по реализуемым темам:

- методика формирования фонда оценочных материалов по МДК(Пермский техникум промышленных и информационных технологий);

- опыт внедрения рейтинговой системы оценивания. Чайковский индустриальный колледж предложил интересную форму раскрытия опыта: проведен анализ преимуществ и затруднений при реализации данной технологии с точки зрения разработчика проекта, модератора, преподавателя, куратора группы и студента;

- интегрированная технология обучения(Пермский государственный торгово-технологический колледж);

- воспитательное пространство колледжа в формировании общих компетенций.Кунгурский автотранспортный колледж представил педагогический проект «Вершина» как средство формирования общих компетенций обучающихся в условиях реализации ФГОС, в рамках которого реализуются подпроекты «Мой родной край», «Музей в чемодане», «Академия хороших манер», «Открытое сердце», «Книги и клипы».

 

При подведении итогов педчтений были названы адреса эффективных практик по реализации ФГОС в профессиональных образовательных организациях Пермского края, выработаны предложения и рекомендации подготовки к следующим чтениям в 2017г.

 

Таким образом, педагогические чтения являются действенной формой трансляции эффективных педагогических практик, позволяют большому количеству педагогов обменяться опытом работы, получить ответы на нерешенные проблемы и выстроить стратегию собственного профессионального развития.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*