Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Современные тенденции развития воспитательной деятельности в системе профессионального образования

02.06.2014 3555 8223
Аралкина Людмила Борисовна
Аралкина Людмила Борисовна, социальный педагог

Марченко Татьяна Викторовна
Марченко Татьяна Викторовна, социальный педагог

Донской банковский колледж

Все победы начинаются с побед над самим собой

Л.ЛЕОНОВ

 

В настоящее время одним из ведущих направлений развития системы среднего профессионального образования признается совершенствование воспитания как неотъемлемой самоценной части целостного образовательного процесса на основе следующих принципов: гуманистической направленности воспитания, эффективности социального взаимодействия, концентрации воспитания на развитии социальной и куль­турной компетентности личности.

 

Современные тенденции развития воспитательной деятельности нашли свое отражение в Концепции государственной молодежной политики Российской Федерации. В соответствии с Концепцией приоритетными в отношении молодежи должны быть:

- воспитание патриота - гражданина, заботящегося об экономическом процветании и преемственности духовных традиций нашего общества;

- воспитание гражданина, активно участвующего в государственной и общественной жизни, в функционировании институтов гражданского общества, в том числе в работе молодежных и детских общественных объединении;

- подготовка человека, имеющего современное общее и профессиональное образование, соответствующее структуре и динамике материального и духовного производства;

- становление высокоразвитого человека, знающего историю и культуру своего государства, его достижения в экономике, науке, литературе и искусстве.

 

Юношеский возраст – это период активного формирования социальных интересов и жизненных идеалов, интеллектуального и физического развития, профессионального самоопределения, осознанной ориентации в современном обществе. В это время (нашим студентам 15-19 лет) ускоряется процесс формирования гражданской позиции, становиться все более личностным чувство родины, растет стремление к самообразованию и самовоспитанию, формируются жизненные цели. В этот период молодой человек прогнозирует собственную стратегию жизни и закладывает мотивацию своих жизненных позиций. Важное место в жизни молодых людей занимает учебное заведение, которое как сложный социальный организм отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности.

 

Степень развития активной жизненной позиции у студентов, мера ее интенсивности зависит от позиции человека в отношении основного вида деятельности, в которую он включен как гражданин. Именно в этой деятельности происходит овладение социально важными обязанностями, формируется коллективистское самосознание, определяется самооценка, завоевывается престиж, накапливается опыт коллективных отношений.

 

Решающая роль в воспитательном процессе в нашем техникуме принадлежит кураторам, которые содействуют формированию личности студентов, формируют активную жизненную позицию, воспитывают у студентов сознательное отношение к учебе, изучают интересы, склонности и запросы студентов, взаимоотношения в семье, в группе, оказывают помощь активу группы в организации внеклассной работы.

 

Цель, задачи и принципы воспитания находят свою практическую реализацию в содержании основных направлений воспитательной деятельности педагогического коллектива и коллектива студентов техникума.

 

В нашем техникуме очень большое внимание уделяется вопросам гражданского образования и воспитания. Каждый студент должен почувствовать себя активным участником жизни общества. Для этого обучающийся должен получить реальный опыт гражданской активности в период своего обучения в техникуме. Подросток должен иметь возможность для реализации своих прав и формирования чувства ответственности за свои поступки. Работа по гражданскому и патриотическому воспитанию призвана воспитывать чувство патриотизма и активной гражданской позиции, развивать общественное самосознание и умение быть нужным обществу.

 

Для начала, дадим определение активной жизненной позиции. В толковом словаре под редакцией Пономарёвой, дано объяснение активной жизненной позиции: активная жизненная позиция - это духовно-практическая характеристика жизнедеятельности личности. Каждый человек занимает в жизни свою позицию, жизненный статус конкретного человека определяется уровнем сознательности, целеустремлённости и социальной активности, т.е. мерой включения в экономическую и духовную деятельность общества.

 

Жизненная позиция рассматривается  как интегральная духовно-практическая и предметно-практическая характеристика личности, каксложное структурное образование, объединяющее внешние привлечения и внутренние механизмы активности личности.

 

Внешние – это позиционная отношенческая цепочка: «взгляды – убеждения – социальные умения – действия». 

 

Внутренние – выстраиваются как психологический аналог тех же «взглядов – убеждений – социальных умений – действий».

 

Жизненная позиция всегда является самоутверждением личности.

 

Задачи, помогающие нам, кураторам, развивать активную жизненную позицию:

  • стимулирование познавательной активности студентов;
  • способствование развитию подростка, как личности;
  • привлечение максимально большее количество студентов к осознанному выбору здорового образа жизни;
  • формирование гражданской, патриотической позиции возможностями студенческого коллектива;
  • создание условий для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, творческого, эстетического и физического самовыражения личности студента;
  • создание условий для формирования коллектива и развития личности в нём.

 

С целью достижения поставленных задач по формированию активной жизненной позиции студентов, мы в своей работе часто используем различные методы. Среди ведущих методов такие, как информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, коллективные творческие дела. Важно заложить в сознание молодых людей не только стремление к знаниям, но и умение работать над собой, преодолевать трудности, планировать своё будущее, грамотно адаптироваться в социальной жизни. Стоит отметить, что в техникуме  создаются благоприятные условия для формирования у студентов активной жизненной позиции, ребята вовлекаются в общественную, культурную, спортивную жизнь:Это День Здоровья, различные тематические олимпиады, театрализованные мероприятия, городские, областные выступления, конкурсы «Что, Где, Когда?» (здесь наши студенты заняли 1 место среди учебных заведений города); часы общения: «Путь к себе», «Созвездие лидеров», «Победить неуверенность в себе» классные часы; «Вечные ценности (долг, совесть)», «Поговорим друг с другом», «Свое пространство».

 

Лично для нас внеклассные мероприятия не являются поиском «единственной правильной», истиной, здесь вообще не может быть «правильных» «или «неправильных» ответов. Зато есть движение мысли, есть эстафета личностных смыслов.

 

Цель данной формы воспитательной работы - создание ситуации, порождающей потребность в рассуждении, возможность проявить себя. Результат – мысль каждого участника, которую не следует сдерживать. Должно произойти понимание, что наши проблемы не могут существовать только внутри нас, дать каждому студенту активно проявить себя в жизни техникума, раскрыть свои способности.

 

Немаловажную роль играют принципы, которые мы используем в построения воспитательной работы:

 

Принцип открытости:

Студенты совместно с куратором планируют внеклассные мероприятия, вносят коррективы и предложения с учетом своих интересов, потребностей и желаний. Мы должны быть очень убедительны, предлагая студентам те или иные мероприятия и чутко прислушиваться к их мнению.

 

Принцип привлекательности будущего дела:

Куратор должен увлечь учащихся конечным результатом выполняемого дела. Студентам присуща конкретность типа: "Что будет, если...", им не интересны абстрактные и расплывчатые цели.

 

Принцип деятельности и свободы участия:

Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо учитывать их мнение. Это может быть выражено в предоставлении возможности выбора задания с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей. Такой подход куратора учит подростка ответственности за выполнение порученного дела и соизмерению своих сегодняшних возможностей с прошлыми возможностями.

 

Каждое внеклассное мероприятие, большое или маленькое, должно заканчиваться рефлексией (принцип обратной связи): поэтому всегда совместно со студентами  необходимо обсудить, что получилось, и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах группы.

 

В принципе сотворчества соединяется два слова: сотрудничество и творчество. Мы всегда предоставляем студентам право выбора партнера по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой работы,  стимулирует ее успешность. Организуя сотрудничество подростков , друг с другом, ни в коем случае нельзя поступать с позиции силы, настойчивость  должна быть аргументирована и оправдана.

 

Студенту необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. И только через системный подход к организации жизнедеятельности учебного заведения возможно обеспечить целостность становления личности воспитанника.

 

Бороться за успех студентов – значит учить детей учиться, помогать каждому поверить в свои возможности, воспитывать организованность, самостоятельность, ответственность, дисциплину труда. Это так важно – иметь активную жизненную позицию и научить её отстаивать. Нам часто приходится слышать рядом с собой фразы «Мне все равно», «Не знаю», «Без разницы». Казалось бы, на что может повлиять такая мелочь? Однако ничто не случайно. Обычно то, что мы говорим – это не просто слова. Наши слова, действия, жесты в большинстве своем - это отражение нашего внутреннего мира. Излишне частое употребление фраз безразличности («Мне не важно», «мне все равно», «я не знаю…») может говорить о страхе или неумении желать, настаивать на своих желаниях, отсутствии уверенности в праве желать и добиваться исполнения своих желаний. Мы говорим: «Все равно…» и за нас решают те, кому не все равно. Мы говорим «Без разницы» и за нас решают те, для кого эта разница существует.

 

«В жизни по-разному можно прожить:

В горе прожить, и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

И вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете встать

И, памятуя о чуде,

Рукой обнажённой солнце достать

И подарить его людям».

Э. Межелайтис.


Почему наша жизнь оказывается безразлична нам и небезразлична окружающим?

 

Чтобы ушло это безразличие и появилась инициатива , нам нужен двигатель, который заведет и будет двигать нас вперед. И именно таким двигателем являются наши желания. Сила желания – это те крылья за спиной, которые поднимают нас над всеми трудностями, которые помогают достичь своих целей. Возвращайтесь к своим желаниям! Пусть они откроют для вас новые горизонты вашей жизни. Жизнь каждого из нас полна возможностей и перспектив. Перефразируя знакомую фразу: в жизни всегда есть место чуду. Пусть чудо свершится и в вашей жизни.

 

Список литературы:

  1. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов. М.: Просвещение 2012 г.
  2. Вырщеков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современной российском обществе. Волгоград. 2010.
  3. Локк Дж. Мысли о воспитании// Хрестоматия по зарубежной педагогике / Сост. А.И. Пискунов. М., 1971.-С.193.
  4. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Избранные педагогические сочинения - М.: Учпедгиз, 1945.-С.61-69.
  5. Адашева Н.В. Формирование исследовательских умений в процессе гражданского воспитания студентов. Журнал СПО № 10, 2009г.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*