Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Дидактические средства обучения при изучении профессионального модуля Выполнение работ по профессии рабочего, должности служащего 23548 «Контролер (Сберегательного банка)» специальности «Банковское дело»

02.06.2014 2308 2 4928
Артемова Светлана Анатольевна
Артемова Светлана Анатольевна, преподаватель профессионального цикла

Донской банковский колледж

Одним из компонентов учебно-воспитательного процесса, а также важнейшей составляющей учебно-материальной базы учебного заведения являются средства обучения. К числу средств обучения, получивших в последнее время общее признание у преподавателей и студентов, относятся рабочие тетради.

 

При изучении ПМ.03. Выполнение работ по профессии рабочего, должности служащего 23548 «Контролер (Сберегательного банка)» рабочие тетради студентов применяются в комплексе с курсом лекций. Содержание рабочей тетради и курса лекций соответствует программе данного модуля и требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования при подготовке по специальности «Банковское дело».

 

Важной задачей профессионального образования является получение выпускниками СУЗОВ совокупности профессиональных и общекультурных компетенций, которые обеспечивали бы им возможность соответствовать потребностям рынка, быстро ориентироваться в изменяющейся социально-экономической среде, принимать ответственные решения в условиях неопределенности. Решение этой задачи невозможно без глубокого освоения профессионального модуля и, прежде всего, МДК 03.01 Ведение кассовых операций и МДК 03.02 Ведение операций по банковским вкладам (депозитам), усиления профессиональной подготовки будущих банковских работников. Поэтому уже на первых курсах техникума необходимо повышать интерес студентов к изучению дисциплин профессионального цикла, развивать их творческую активность и навыки самостоятельной работы.

 

В связи с этим были подготовлены, разработаны и внедрены в учебный процесс техникума эффективные  учебные средства для повышения качества освоения ПМ на основе ранее и многократно апробированных в учебном процессе учебных пособий и учебно-методических разработок (задачи с методическими указаниями выполнения, различные тесты, индивидуальные задания и др.). Комплекс охватывает все виды учебных занятий по освоению МДК 03.01 Ведение кассовых операций и МДК 03.02 Ведение операций  по банковским вкладам (депозитам) (лекции, практические занятия, выполнение домашних заданий, тестирование, подготовка к зачету и экзамену) и дает целостное и системное представление об изучаемом модуле.

 

Как дидактические средства, предназначенные для обучения студентов, рабочие тетради выполняют следующие основные функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, рационализирующую, контролирующую. Использование рабочих тетрадей способствует решению следующих основных дидактических задач:

  • овладение системой знаний;
  • формирование умений использовать полученные знания;
  • выработка и закрепление устойчивых навыков;

 

Курс лекций предназначен активизировать работу студентов на лекционных занятиях и при подготовке к ним, а также способствовать интенсивному освоению основных правил и требований к выполнению банковских операций и содержит шесть основных тем модуля:

  1. Депозитная политика банка.
  2. Привлечение средств физических лиц в депозиты.
  3. Привлечение средств юридических лиц в депозиты.
  4. Кассовые операции банка.
  5. Операции с наличными деньгами при использовании программно – технических средств.
  6. Порядок обработки, формирования, упаковки и хранения наличных  и банковских ценностей.

 

Каждая тема разбита на лекции (что отражено в подробном тематическом плане), отдельные лекции сопровождаются структурно – логическими схемами, рисунками. Используя курс лекций, студенты активно участвуют в процессе освоения теоретического материала модуля. Они вместе с преподавателем на лекции определяют правомерность, последовательность проведения банковских операций, проверяют свои варианты ответов и т.п. Использование курса лекций позволяет увеличить объем учебного материала, выносимого на лекцию. Появляется возможность более подробно и глубоко рассмотреть отдельные темы или понятия, которым ранее не уделялось достаточного внимания,  рассмотреть большее количество примеров.

 

Пример:

Тема 1.4.6.1 Порядок опечатывания (опломбирования) хранилища

Для опечатывания хранилища во внерабочее время используются шпагат, плашка из твердого материала и сургуч. Шпагат должен быть целым, без узлов и пропускаться в отверстие в плашке и специальные ушки дверей таким образом, чтобы дверь не могла быть открыта без повреждения шпагата и оттисков печатей. Оттиски печати (пломбиров) должны быть четкими с легко читаемым текстом.

   При опечатывании хранилища в ВСП оттиск печати (пломба) налагаются в следующей последовательности от узла шпагата:

  • перваязаведующего кассой;
  • вторая – второго должностного лица, ответственного за сохранность  банковских ценностей.

В ВСП с одним работником хранилище закрывается им на все ключи и опечатывается (опломбировывается) его печатью (пломбиром).


рис. 1. страница теоретического цикла курса лекций по МДК 03.01;

 

Междисциплинарные курсы профессионального модуля по специальности Банковское дело достаточно трудоемки, большая часть времени при объяснении материала на лекционных и практических занятиях затрачивается на порядок проведения и заполнения банковских документов. Субъективное представление о заполнении документов  приводит к тому, что, несмотря на общепринятые требования, каждый из студентов представляет свой вариант, не всегда правильный, в результате чего возникают разночтения в документах. В связи с этим, возникла необходимость в упорядочении работы с документами первичного учета и учетными формами по МДК по средствам рабочей тетради.


Рабочая тетрадь, имеющая свое предназначение для практических занятий, содержит задачи различных уровней сложности по темам, соответствующим лекционному курсу. Эта часть разработанного комплекса позволяет студентам систематизировать теоретические знания и научиться применять их к решению различных практических задач. Изучив теоретический материал соответствующей темы, студенты сначала разбирают решенные типовые задачи, затем решают задачи по образцу, затем по заданному алгоритму или схеме, заполняя пропуски, или, имея только условие, самостоятельно решают следующие задачи. В процессе выполнения заданий рабочих тетрадей у студентов формируются умения и вырабатываются навыки решения различных задач.

 

Практическое задание № 7

       Согласно заданию, оформите реквизиты РКО ф . 0402009.

22 мая 2014 г. в РОСБ № 5221/00340 Петровой Анне Викторовне выдано 5000-00 рублей с вклада «Универсальный ».

Недостающие реквизиты укажите самостоятельно.


Практическое задание № 8

Согласно условиям задания, укажите в таблице варианты ответов.

Ф.И.О., наименование предоставленного документа

Гражданство физического лица

Статус

(резидент/ нерезидент)

1. Васильев Е.Н

Паспорт РФ, в котором отсутствует отметка о регистрации

 

 

2. Шварц М.П

Загранпаспорт с отметкой консульства РФ в Германии

«ПРИНЯТ НА УЧЕТ»

 

 

3. Кравченко Н.Р

Паспорт гражданина Украины

 

 

4. Мариус К.Л

Паспорт гражданина Литвы с отметкой о выдаче вида на жительство в РФ

 

 

5. Воронин П.Г

Паспорт гражданина Молдовы, в котором имеется отметка территориального органа ФМС РФ «РАЗРЕШЕНО ВРЕМЕННОЕ ПРОЖИВАНИЕ»

 

 

6. Пешкова И.О

Разрешение на временное проживание в РФ

 

 

7. Веселова Н.М

Вид на жительство в РФ лица без

гражданства

 

 

8. Тищенко Т.Г

Удостоверение беженца

 

 

 

По завершении изучения курса студенты проходят итоговое тестирование, положительный результат, которого является обязательным требованием для допуска к производственной практике и экзамену квалификационному.


Применение в преподавании разработанного комплекса способствует акцентированию внимания студента на главном в данной дисциплине, помогает выработать умение анализировать, сравнивать результаты, оценивать и проверять их значимость, делать обоснованные выводы.


Использование в учебном процессе рабочих тетрадей в комплексе с курсом лекций повышает активность студентов, усиливает педагогическое взаимодействие преподавателя со студентами, помогает упорядочить (формализовать) обратную связь преподавателя со студентами.


Практическая ценность применения рассмотренного комплекса состоит в интенсификации процесса освоения учебного материала данного модуля, формировании у студентов навыков самостоятельной работы, повышении ее эффективности, усилении профессиональной подготовки студентов и активизации познавательной деятельности студентов и развитии у них творческого подхода к освоению ПМ.03 Выполнение работ по профессии рабочего, должности служащего 23548 «Контролер (Сберегательного банка)».

 

Список литературы:

  1. Банки и банковские операции/ Тавасиева. М.: Юнити, 2008, Гриф УМО.
  2. Банковское дело/ под ред.О.И. Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 2007, Гриф МО.
  3. Банковские операции. Каджаева Р.В, С.В Дубровская. М. 2009. «Академия».
  4. Банковский практикум. Каджаева Р.В, С.В Дубровская. М. 2009. «Академия».
  5. Основы банковского дела. Г.Э Хадочник. М. 2007. «Академия».



Назад к списку

Комментарии
Хороший материал
Людмила
Светлана Анатольевна, можно ли с Вами связаться? Я начинающий преподаватель, прошу помощи в освоении данного курса. Заранее благодарю.
Ирина
преподаватель,
Калачевский КТИ

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*