Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПсихологическими особенностями младшего школьного возраста следует отметить достижения в области сенсорного развития. Ребенок может самостоятельно дать достаточно полную характеристику объекта окружающего мира, найти не только его яркие, видимые признаки (цвет, форма, величина, материал, вкус), но и установить трудно определяемые качества (запах, звучание, особенности материала). В период с 8 до 10 лет у детей не только увеличиваются знания об объектах окружающего мира, но и возникает интерес к знаниям о самом себе, о своем месте среди других людей, о взаимоотношениях с ними. Дети начинают анализировать эмоциональные отношения с друзьями, возникают устойчивые привязанности, дружеские чувства.
Психологическим феноменом является преобладание наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Психологи доказали, что эти два типа мышления являются предпосылками формирования логического мышления, а это дает возможность изучения не только легко заметных свойств и качеств объектов окружающего мира, но и тех, которые требуют умений наблюдать, устанавливать связи, обнаруживать причины.
Важной характерной особенностью детей младшего школьного возраста является их впечатлительность, эмоциональная отзывчивость; младший школьник – человек удивительный, он оптимистичен, любознателен, весьма подвижен, эмоционален, любит играть и фантазировать (Н.Ф.Виноградова). У него внутреннее эмоциональное отношение субъекта к объекту возникает от практического взаимодействия с ним путем непосредственного чувственного восприятия, именно тогда этот процесс становится личностно значимым. Ш.А. Амонашвили сказал о младшем школьнике: «…ребенок – часть Природы. Притом не такая часть, которая может составить какой-нибудь ее обломок, какой-нибудь «винтик» в ней, а модель ее, модель Вселенной. …в нем самом живет и развивается Природа, он – одна из форм движения Природы». Этот возраст наиболее благоприятен для сенсорного (чувственного) развития детей.
В образовательной практике наблюдается явное противоречие между огромной значимостью непосредственного контакта ребенка с объектами природы и крайним ограничением возможностей и замкнутостью образовательного процесса стенами класса, книжным обучением. Еще К.Д.Ушинский говорил о необходимости «действенных прогулок». Уникален опыт воспитания через общение с природой В.А.Сухомлинского. Созданная им «Книга природы» - программа развития школьников в процессе организованного взаимодействия с природной средой. Это не только уроки природоведения, но и уроки чтения и математики под голубым небом, «эмоционально-эстетические богатства, приобретенные в процессе общения с природой в годы детства, в подростковом возрасте входили в духовную жизнь как одна из глубочайших человеческих потребностей…».
В решении проблемы эффективности педагогического воздействия на формирование эмоционально-чувственного компонента экологической культуры младших школьников особая роль принадлежит природоведческим экскурсиям. Природоведческая экскурсия – оптимальная и уникальная по педагогическим условиям форма занятий для организации непосредственного контакта с объектами природы.
Представим путь формирования экологической культуры: ощущения (через включение всех сенсорных систем организма ребенка) → эмоционально-чувственное восприятие (через методики «Диалог с природой», «Мое дерево», «Знакомые незнакомцы», «Копилка вопросов почемучек») → представления о целостности природы и взаимосвязях в ней, о месте человека в природе – от эмоции → к мысли (через методы: наблюдение, исследование, проблемные вопросы и ситуации, сравнение, обобщение) → гуманное отношение к природе (через метод оценки экологической ситуации и поиск путей решения) → экологический опыт учащихся (через практическую деятельность, поступки).
Согласно учебно-воспитательным задачам учитель выбирает место проведения экскурсии и объекты природы для наблюдения, исследования, практической работы и т.д.
Подготовка учителя к проведению экскурсии.
1. Учитель должен неоднократно посетить место экскурсии до и обязательно накануне экскурсии, чтобы убедиться, что ничего не изменилось.
2. Рассчитать время ходьбы до места экскурсии и обратно.
3. Выбрать самый короткий и безопасный для детей путь.
4. Если в классе много учащихся, обязательно нужно найти взрослого помощника из числа коллег или родителей.
5. По пути обязательно знакомить детей (особенно 1-2 классов) с интересными объектами. При неоднократном посещении одного того же места дети будут хорошо знать улицу и то, что на ней находится. В сельской местности учитель всегда найдет, на какое явление природы или объект обратить внимание детей.
Например, в нашем городке Опочке только два парка, в которые мы совершаем экскурсии (Городской вал и Детский парк). По пути в Детский парк знакомим детей с Домом детского творчества и тем, чем дети в нем занимаются, затем обращаем внимание на Детскую районную библиотеку, Пожарную часть. Если идем на Городской вал (древнее городице Опочки, 1414 г.), знакомим с уникальной аллеей, состоящей из деревьев южных широт, больше нигде в городе не встречающихся: акации ясенелистной, вяза, граба. Таким образом, путь до места экскурсии дает большой материал для ознакомления детей с окружающим миром, родным городом, селом.
Подготовку детей 1-4 классов к экскурсии нужно начинать с обязательного повторения правил дорожного движения. Для повторения общих правил отводится 1-2 минуты, остановившись у школы, а затем навыки прививаются в конкретных ситуациях. Второй обязательный момент в подготовке учеников к природоведческой экскурсии – повторение правил поведения в природе.
К сожалению, в арсенале учителя начальной школы по разным программам только 8-12 природоведческих экскурсий, тематика которых обусловлена сезонными изменениями в природе. Поэтому очень важно, чтобы эта система из 8-12 природоведческих экскурсий обеспечила развитие диалектического взгляда учащихся на природу в ее непрерывном сравнении, в ее непрерывном движении и изменении, непрерывном обновлении и развитии и в то же время, чтобы природа представлялась учащимся единым целым, где все объекты и явления органически связаны друг с другом и зависят друг от друга.
Организация и проведение экскурсий всегда сопряжены с определенными трудностями даже для опытного педагога, а тем более – для начинающего. Поэтому, в качестве советов, несколько практических наработок.
1. На подготовительном этапе к природоведческой экскурсии, особенно в 1-2 классе, необходимо повторить правила поведения в гостях, так как идем «в гости в Природе!». Это дает установку на правильное поведение и доброе отношение к природным объектам. Если есть необходимость, нужно повторить и правила дорожного движения, в целях безопасности.
2. На протяжении 4 лет мы со студентами апробировали методику «одушевления» и метод устного «диалога» с реальными представителями растительного мира, нацеленный на развитие эмоциональной сферы ребенка, его эмпатической чувственности (empathy – англ. «сочувствие, сопереживание»). В качестве объекта наблюдения и исследования чаще всего на экскурсии выбираются деревья. Опыт показывает, что дети младшего школьного возраста часто не воспринимают деревья как живые объекты. Поэтому необходимо перевести общение ребенка на совершенно иной – эмпатический уровень, возбудить его чувства.
Предлагаем фрагмент экскурсии: «Ребята! Сейчас подойдите к любому понравившемуся вам дереву, пусть оно теперь будет вашим другом! Поздоровайтесь с ним, спросите: «Как поживаешь?» Дайте ему имя, познакомьтесь с ним поближе, обнимите руками друга, погладьте по коре, рассмотрите, не поцарапано ли оно, понюхайте, чем пахнет. Приложите ухо к стволу, может, услышите, как движется сок по сосудам, рассмотрите листву, как выглядит дерево-друг издалека, расспросите: «Не обижает ли кто тебя?» Расскажите другу о себе. Если можете, помогите ему!»
Введение такой методики в проведение экскурсии дало неожиданный эффект в виде искренней детской отзывчивости, желания посещать своих друзей неоднократно со своими родными, без принуждения и назидания убирать мусор в посещаемом парке. По анализу анкет выяснили, что дети и около дома выбрали себе дерево-друга и делятся с ним своими радостями и горестями, ухаживают за ним. Такое чувственное возбуждение является залогом успешного проведения исследовательского этапа экскурсии, который можно организовать следующим образом.
Делим учащихся на творческие группы по заданиям:
- исследователи древесных форм растительности;
- исследователи кустарниковых форм растительности;
- исследователи травянистых форм растительности;
- исследователи насекомых;
- юные экологи (на каждой экскурсии), орнитологи, фенологи, метеорологи и т.д.;
- исследователи коры, листвы, кроны, цветков, соцветий и т.д.
Отчет о проведенном исследовании делает выбранный руководитель творческой группы.
3. Очень важным моментом на каждой экскурсии является практический экологический опыт детей – уборка мусора. Нужно заранее предупредить детей, чтобы принесли перчатки или обеспечить после экскурсии мытьё рук с мылом. Руководит работой творческая группа «Юных экологов», т.к. в их задание входит обследование территории и выявление непорядка.
4. Рекомендуем обязательное домашнее задание после экскурсии. Оно необычно: «Расскажите своим родителям и родственникам об экскурсии. Посоветуйтесь с ними, все ли правильно мы делали. Можете нарисовать своего друга или просто расскажите о нем родным. Можете написать ему «письмо», если разлучаетесь надолго». Творческое домашнее задание расширяет процесс формирования экологической культуры не только у детей, но и их родителей. В них мы приобретаем союзников и помощников в нашем педагогическом воздействии.
В статье
рассмотрены отдельные аспекты
сложнейшего процесса формирования экологической культуры младшего школьника,
главными составляющими которой, кроме эмоционально-чувственного компонента,
являются духовно-нравственный и нормативно-деятельностный, требующие разработки
качественно новых педагогических технологий.
В помощь учителю начальных классов рекомендуем следующую литературу:
1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения. – М.: Вентана - Граф, 2005. – 240 с.
2. Рыжова Н.А. Экологический проект «Мое дерево» // НШ. – 1997. - №4. – С.48.
3. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
4. Бровкина Е.Т. и др. ознакомление с окружающим миром. Природоведение: Методика преподавания в начальной школе. – М.: Академия, 2000. – 224 с.
5. Петросова Р.А. и др. методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. – М.: Академия, 2006. – 176 с.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.