Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Эмоционально-чувственное развитие детей на природоведческих экскурсиях

14.10.2011 1266 3543
Васильева Вера Евгеньевна, преподаватель

Опочецкий индустриально-педагогический колледж
Личность современного младшего школьника развивается в ситуации социально-экономических и политических потрясений, обострения глобальных экологических проблем, в чрезвычайно возрастающем объеме информационного поля, внедрении в обыденную жизнь достижений научно-технического прогресса – все это предъявляет повышенные требования к природе ребенка, его психике, интеллектуальным и физическим возможностям, духовной сфере.

Психологическими особенностями младшего школьного возраста следует отметить достижения в области сенсорного развития. Ребенок может самостоятельно дать достаточно полную характеристику объекта окружающего мира, найти не только его яркие, видимые признаки (цвет, форма, величина, материал, вкус), но и установить трудно определяемые качества (запах, звучание, особенности материала). В период с 8 до 10 лет у детей не только увеличиваются знания об объектах окружающего мира, но и возникает интерес к знаниям о самом себе, о своем месте среди других людей, о взаимоотношениях с ними. Дети начинают анализировать эмоциональные отношения с друзьями, возникают устойчивые привязанности, дружеские чувства.


Психологическим феноменом является преобладание  наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Психологи доказали, что эти два типа мышления являются предпосылками формирования логического мышления, а это дает возможность изучения не только легко заметных свойств и качеств объектов окружающего мира, но и тех, которые требуют умений наблюдать, устанавливать связи, обнаруживать причины.


Важной характерной особенностью детей младшего школьного возраста является их впечатлительность, эмоциональная отзывчивость; младший школьник – человек удивительный, он оптимистичен, любознателен, весьма подвижен, эмоционален, любит играть и фантазировать (Н.Ф.Виноградова). У него внутреннее эмоциональное отношение субъекта к объекту возникает от практического взаимодействия с ним путем непосредственного чувственного восприятия, именно тогда этот процесс становится личностно значимым. Ш.А. Амонашвили сказал о младшем школьнике: «…ребенок – часть Природы. Притом не такая часть, которая может составить какой-нибудь ее обломок, какой-нибудь «винтик» в ней, а модель ее, модель Вселенной.  …в нем самом живет и развивается Природа, он – одна из форм движения Природы». Этот возраст наиболее благоприятен для сенсорного (чувственного) развития детей.


В образовательной практике наблюдается явное противоречие между огромной значимостью непосредственного контакта ребенка с объектами природы и крайним ограничением возможностей  и замкнутостью образовательного процесса стенами класса, книжным обучением. Еще К.Д.Ушинский говорил о необходимости «действенных прогулок». Уникален опыт воспитания через общение с природой В.А.Сухомлинского. Созданная им «Книга природы» - программа развития школьников в процессе организованного взаимодействия с природной средой. Это не только уроки природоведения, но и уроки чтения и математики под голубым небом, «эмоционально-эстетические богатства, приобретенные в процессе общения с природой в годы детства, в подростковом возрасте входили в духовную жизнь как одна из глубочайших человеческих потребностей…».


В решении проблемы эффективности педагогического воздействия на формирование эмоционально-чувственного компонента экологической культуры младших школьников особая роль принадлежит природоведческим экскурсиям. Природоведческая экскурсия – оптимальная и уникальная по педагогическим условиям форма занятий для организации непосредственного контакта с объектами природы.


Представим путь формирования экологической культуры: ощущения (через включение всех сенсорных систем организма ребенка) эмоционально-чувственное восприятие (через методики «Диалог с природой», «Мое дерево», «Знакомые незнакомцы», «Копилка вопросов почемучек») → представления о целостности природы и взаимосвязях в ней, о месте человека в природе – от эмоции к мысли (через методы: наблюдение, исследование, проблемные вопросы и ситуации, сравнение, обобщение) гуманное отношение к природе (через метод оценки экологической ситуации и поиск путей решения) → экологический опыт учащихся (через практическую деятельность, поступки).


Согласно учебно-воспитательным задачам учитель выбирает место проведения экскурсии и объекты природы для наблюдения, исследования, практической работы и т.д.


Подготовка учителя к проведению экскурсии.

1. Учитель должен неоднократно посетить место экскурсии до и обязательно накануне экскурсии, чтобы убедиться, что ничего не изменилось.

2. Рассчитать время ходьбы до места экскурсии и обратно.

3. Выбрать самый короткий и безопасный для детей путь.

4. Если в классе много учащихся, обязательно нужно найти взрослого помощника из числа коллег или родителей.

5. По пути обязательно знакомить детей (особенно 1-2 классов) с интересными объектами. При неоднократном посещении одного того же места дети будут хорошо знать улицу и то, что на ней находится. В сельской местности учитель всегда найдет, на какое явление природы или объект обратить внимание детей.


Например, в нашем городке Опочке только два парка, в которые мы совершаем экскурсии (Городской вал и Детский парк). По пути в Детский парк знакомим детей с Домом детского творчества и тем, чем дети в нем занимаются, затем обращаем внимание на Детскую районную библиотеку, Пожарную часть. Если идем на Городской вал (древнее городице Опочки, 1414 г.), знакомим с уникальной аллеей, состоящей из деревьев южных широт, больше нигде в городе не встречающихся: акации ясенелистной, вяза, граба. Таким образом, путь до места экскурсии дает большой материал для ознакомления детей с окружающим  миром, родным городом, селом.


Подготовку детей 1-4 классов к экскурсии нужно начинать с обязательного повторения правил дорожного движения. Для повторения общих правил отводится 1-2 минуты, остановившись у школы, а затем навыки прививаются в конкретных ситуациях. Второй обязательный момент в подготовке учеников к природоведческой экскурсии – повторение правил поведения в природе.


К сожалению, в арсенале учителя начальной школы по разным программам только 8-12 природоведческих экскурсий, тематика которых обусловлена сезонными изменениями в природе. Поэтому очень важно, чтобы эта система из 8-12 природоведческих экскурсий обеспечила развитие диалектического взгляда учащихся на природу в ее непрерывном сравнении, в ее непрерывном движении и изменении, непрерывном обновлении и развитии и в то же время, чтобы природа представлялась учащимся единым целым, где все объекты и явления органически связаны друг с другом и зависят друг от друга.


Организация и проведение экскурсий всегда сопряжены с определенными трудностями даже для опытного педагога, а тем более – для начинающего. Поэтому, в качестве советов, несколько практических наработок.


1. На подготовительном этапе к природоведческой экскурсии, особенно в 1-2 классе, необходимо повторить правила поведения в гостях, так как идем «в гости в Природе!». Это дает установку на правильное поведение и доброе отношение к природным объектам. Если есть необходимость, нужно повторить и правила дорожного движения, в целях безопасности.


2. На протяжении 4 лет мы со студентами апробировали методику «одушевления» и метод устного «диалога» с реальными представителями растительного мира, нацеленный на развитие эмоциональной сферы ребенка, его эмпатической чувственности (empathy – англ. «сочувствие, сопереживание»). В качестве объекта наблюдения и исследования чаще всего на экскурсии выбираются деревья. Опыт показывает, что дети младшего школьного возраста часто не воспринимают деревья как живые объекты. Поэтому необходимо перевести общение ребенка на совершенно иной – эмпатический уровень, возбудить его чувства.


Предлагаем фрагмент экскурсии: «Ребята! Сейчас подойдите к любому понравившемуся вам дереву, пусть оно теперь будет вашим другом! Поздоровайтесь с ним, спросите: «Как поживаешь?» Дайте ему имя, познакомьтесь с ним поближе, обнимите руками друга, погладьте по коре, рассмотрите, не поцарапано ли оно, понюхайте, чем пахнет. Приложите ухо к стволу, может, услышите, как движется сок по сосудам, рассмотрите листву, как выглядит дерево-друг издалека, расспросите: «Не обижает ли кто тебя?» Расскажите другу о себе. Если можете, помогите ему!»


Введение такой методики в проведение экскурсии дало неожиданный эффект в виде искренней детской отзывчивости, желания посещать своих друзей неоднократно со своими родными, без принуждения и назидания убирать мусор в посещаемом парке. По анализу анкет выяснили, что дети и около дома выбрали себе дерево-друга и делятся с ним своими радостями и горестями, ухаживают за ним. Такое чувственное возбуждение является залогом успешного проведения исследовательского этапа экскурсии, который можно организовать следующим образом.


Делим учащихся на творческие группы по заданиям:

- исследователи древесных форм растительности;

- исследователи кустарниковых форм растительности;

- исследователи травянистых форм растительности;

- исследователи насекомых;

- юные экологи (на каждой экскурсии), орнитологи, фенологи, метеорологи и т.д.;

- исследователи коры, листвы, кроны, цветков, соцветий и т.д.


Отчет о проведенном исследовании  делает выбранный руководитель творческой группы.


3. Очень важным моментом на каждой экскурсии является практический экологический опыт детей – уборка мусора. Нужно заранее предупредить детей, чтобы принесли перчатки или обеспечить после экскурсии мытьё рук с мылом. Руководит работой творческая группа «Юных экологов», т.к. в их задание входит обследование территории и выявление непорядка.


4. Рекомендуем  обязательное домашнее задание после экскурсии. Оно необычно: «Расскажите своим родителям и родственникам об экскурсии. Посоветуйтесь с ними, все ли правильно мы делали. Можете нарисовать своего друга или просто расскажите о нем родным. Можете написать ему «письмо», если разлучаетесь надолго». Творческое домашнее задание расширяет процесс формирования экологической культуры не только у детей, но и их родителей. В них мы приобретаем союзников и помощников в нашем педагогическом воздействии.

В статье рассмотрены  отдельные аспекты сложнейшего процесса формирования экологической культуры младшего школьника, главными составляющими которой, кроме эмоционально-чувственного компонента, являются духовно-нравственный и нормативно-деятельностный, требующие разработки качественно новых педагогических технологий.


В помощь учителю начальных классов рекомендуем следующую литературу:

1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения. – М.: Вентана - Граф, 2005. – 240 с.

2. Рыжова Н.А. Экологический проект «Мое дерево» // НШ. – 1997. - №4. – С.48.

3. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

4. Бровкина Е.Т. и др. ознакомление с окружающим миром. Природоведение: Методика преподавания в начальной школе. – М.: Академия, 2000. – 224 с.

5. Петросова Р.А. и др. методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. – М.: Академия, 2006. – 176 с.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*