Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ настоящее время в России изменился подход к подготовке специалистов. Изменилась и оценка деятельности учебного заведения. Российские ВУЗы проверили на эффективность, и многие творческие ВУЗы оказались неэффективными. Можно спорить о критериях оценки, но факт остаётся фактом.
Такая тенденция намечается и в плане оценки эффективности ССУЗов. Сейчас оценивается не только качество подготовки выпускника, но и его закрепляемость на рабочем месте в соответствии с полученной специальностью (специализацией). Это очень серьёзный фактор.
Если проанализировать деятельность нашего учебного заведения за последние 5-10 лет именно с этой позиции, то мы получим следующую картину. Менее половины выпускников Вятского колледжа культуры работают по специальности. Вот краеугольный камень проблемы.
Разрабатывая комплекс мероприятий по сохранению контингента студентов Вятского колледжа культуры (дневная и заочная формы обучения), мы должны принять во внимание следующие объективные и субъективные факторы, влияющие на процесс набора абитуриентов и закрепления их в нашем образовательном учреждении.
Обозначим объективные факторы:
Всё вышеуказанное ведёт и к естественному отсеву студентов. В основном идет отсев по не зависящим от успеваемости причинам. Он возможен при следующем: семейные обстоятельства, болезнь, несоответствие учебного заведения и устремлений вновь поступившего, плохая успеваемость студента, дисциплинарные нарушения и другие факторы.
Проанализируем конкретную ситуацию в Вятском колледже культуры.
Обозначим 2 варианта получения образования в колледже: дневное и заочное обучение.
На дневное отделение в основном поступают сегодняшние выпускники школ, на заочное – стажисты и те, кто уже определился с профилем работы.
Отсев студентов с очного отделения имеет определённые причины. Как показывает опыт, некоторые студенты пришли в колледж, не имея достаточной мотивации к обучению именно в нашем учебном заведении. Студенты, выбирая учебное заведение, ориентируются на следующие мотивы:
1. Выбрал учебное заведение сам.
2. Посоветовали друзья (знакомые).
3. Посоветовал руководитель творческого коллектива.
4. Это был выбор родителей.
5. Получил информацию о колледже на дне открытых дверей в ВКК, на концерте в нашем районе, через СМИ и т.п.
6. Попал в это учебное заведение случайно.
7. Мне всё равно, где учиться.
8. Это – временно, буду поступать в другое учебное заведение.
9. Не хочу идти в армию (для юношей).
По установкам и мотивации на обучение выявляется следующая картина:
1. Установка на обучение.
2. Установка на социальные отношения (общение со сверстниками).
3. Установка на получение специальности.
4. Установка на уход от социальных проблем (всё равно где учиться, лишь бы не работать, не служить в армии и т.п.).
5. Установка на карьеру.
На заочную форму обучения поступают люди, работающие в области культуры, искусства, образования. Это преимущественно те, кто уже закреплён на рабочем месте, и ему необходимо получить базовое образование, соответствующее профилю работы. Казалось бы, вот настоящий кладезь абитуриентов, которые наверняка будут продолжать обучение в колледже, поступив в него. На самом же деле, если проанализировать ситуацию, мы видим иную картину.
По словам заведующей отделением заочного обучения О.Т. Грудининой, основной причиной отсева с заочного отделения являются следующие причины:
Мы считаем, что анализ отсева и составления программы работы по сохранению контингента должна опираться на коллегиальный опыт. На заседании Совета классных руководителей мы обратились к коллегам, работающим на группах с 1 по 4 курс, с просьбой указать причины отсева конкретно в их группах и указать предложения по сохранению контингента.
Были получены следующие данные, которые мы внесли в таблицу.
№ п/п |
Причины отсева |
Количество выбывших |
% от общего числа опрошенных. Примечания |
1. |
Семейные обстоятельства, академический отпуск, декрет |
9 чел. |
21 % |
2. |
Профнепригодность |
6 чел. |
14 % |
3. |
Неорганизованность студентов, лень, отсутствие учебных навыков и самоорганизации |
6 чел. |
14 % |
4. |
По состоянию здоровья |
5 чел. |
12 % |
5. |
Незаинтересованность в данной специальности, ошиблись с выбором профессии |
4 чел. |
9,5 % |
6. |
Неуспеваемость |
3 чел. |
7 % |
7. |
Переход в ВУЗы и др. учебные заведения |
3 чел. |
7 % |
8. |
Параллельное обучение в ВУЗе |
2 чел. |
4,5 % |
9. |
Служба в армии |
2 чел. |
4,5 % |
10. |
Переход на заочное отделение |
2 чел. |
4,5 % |
12. |
Самоустранение |
1 чел. |
2 % |
|
ИТОГО |
43 чел. |
100 % |
Продумывая тактику работы по закрепляемости контингента, указанные причины можно расценить следующим образом с точки зрения потенциала работы по направлениям.
Достаточно объективными, такими, на которые мы повлиять не можем, являются следующие причины, занявшие 2 первые строчки нашей таблицы: семейные обстоятельства, академический отпуск, декрет – 9 человек. Профнепригодность – 6 человек. Эти 2 пункта дали в итоге 15 человек, что составляет 35 % опрошенных. В этом направлении работать достаточно трудно, так как наши усилия оказываются неэффективными.
Как потенциальный фактор мы можем рассматривать причины, занявшие 3 место в нашей таблице: неорганизованность студентов, лень, отсутствие учебных навыков и самоорганизации – 6 человек = 14 %. Здесь можно работать, так как учебные навыки, умение организовать учебную работу можно воспитать у студентов при помощи педагогов по ведущим дисциплинам, при помощи классных руководителей и родителей. Условие только одно – сам студент должен быть заинтересован в развитии навыков учебной деятельности и самоорганизации, дисциплины, волевых качеств (лень – признак слабой воли).
Такой пункт как «Состояние здоровья» мы обойти не можем, но необходимо учесть следующее. 5 человек ушло по состоянию здоровья, что равно 12 %. Зачастую нашим абитуриентам дают справки о состоянии здоровья на общих основаниях. А такие специальности как хореография, режиссура, актёрское мастерство предполагают отсутствие болезней позвоночника и всего опорно-двигательного аппарата, отсутствие сердечно-сосудистых заболеваний и т.п., так как получение профессии связано с большими физическими нагрузками на эти системы человеческого организма.
Такая причина как «Незаинтересованность в данной специальности, ошиблись с выбором профессии» заняла 5 позицию в таблице. 4 человека из 43 покинули наш колледж именно по этой причине. Это 9 %. Классный руководитель 1 СБ группы А.Г. Платунова считает, что в конце учебного года может произойти отсев в её группе именно по этой причине, так как ребята поступали на другую специальность, но не прошли вступительные испытания, а так как был недобор на другие специализации, студенты поступили, но учиться не могут (нет мотивации). Мы можем работать с этими студентами, но добиться большого эффекта вряд ли удастся. Хотя, как показывает опыт, 50% могут остаться в колледже ради получения диплома, не желая продолжать обучение в школе, где они прежде учились.
Как указано в таблице, очень немного студентов отчислено по причине неуспеваемости – 3 человека, что составляет 7%. Эти студенты представляют собой потенциал для работы по закрепляемости контингента. Если студент профпригоден, то можно найти пути повышения его успеваемости.
Объединим 2 причины: переход в ВУЗы и другие учебные заведения (3 чел.), параллельное обучение в ВУЗе (2 чел.). Выбыло по этим причинам 5 человек, что равно 11 %. Служить в ряды Российской Армии ушли 2 человека. Это = 5% от числа выбывших, 2 студента перешли с дневного отделения на заочное. Это = 5% от числа выбывших.
Ну и наконец, «самоустранение». Студент самовольно прекратил посещение занятий. Причина достаточно распространённая, но у нас она заняла последнее место в таблице. Только 1 человек выбыл по этой причине. Это 2 %.
В то же время мы можем с достаточной степенью уверенности утверждать, что в колледже создана система закрепляемости контингента.
На современном этапе развития среднего профессионального образования значительно повышаются социально-педагогические требования к воспитанию студентов.
Социальные изменения в обществе, отношение государства к вопросам культуры и искусства; требования, предъявляемые к подготовке специалистов со средним специальным образованием; новые направления в социально-культурной деятельности требуют от нас более глубокого подхода к проблеме воспитания современного педагога - руководителя творческого коллектива, работника социально-досуговой сферы.
Идеи гуманизации, внимание к личности студента, развитие его личностных качеств и индивидуальных способностей, стиль общения и взаимоотношения студентов, педагогов, руководителей творческих коллективов, родителей и общественности - все эти направления определяют всю воспитательную работу в колледже, в том числе и работу по сохранению контингента.
Иной стала и роль классного руководителя в организации воспитательного процесса. По сути, в нашем учебном заведении это роль наставника, нежели просто руководителя группы. В первую очередь классный наставник играет важнейшую роль в сплочении студенческого коллектива, в организации взаимодействия четырёх коллективов: студенческого, педагогического, родительского, творческого, а также общественности. Сам классный наставник должен быть опытным, мудрым воспитателем, хорошо знать психологию, чтобы регулировать взаимоотношения между студентами. Кроме того, он должен быть креативным, обладать универсальностью, то есть разбираться во всём, что интересует студентов, - иначе он будет им неинтересен.
Гуманизация образования выдвигает задачу создания в колледже оптимальных условий для развития и проявления внутренних сил, склонностей и способностей студентов, мобилизации их внутренних ресурсов на достижение позитивных результатов в творческой и учебной деятельности, на саморазвитие и самосовершенствование. Здесь каждый классный руководитель выступает не только в роли педагога-предметника, глубоко знающего свой предмет и умеющего преподать его студентам, но и в роли друга, советчика, наставника и старшего товарища, которому доверяют студенты.
Основными задачами общевоспитательного процесса являются следующие:
Оценивая сегодняшнюю ситуацию, предлагаем и комплекс мер по закреплению контингента Вятского колледжа культуры.
Сегодня учебные заведения конкурируют, что связано с демографической ситуацией. Ситуация поменяется в течение 2-3 лет, но не на долгий срок. Поэтому необходимо выработать стратегический подход в работе с будущими абитуриентами. Это в сегодняшних условиях возможно.
Работу можно вести по 4 направлениям:
Работа с потенциальными абитуриентами
1. Качественный набор.
2. Изучить обстановку в районах области, в областном центре, составить «Карту потребностей в работниках культуры по Кировской области и г. Кирову»
3. С помощью работодателя – Департамента культуры и искусства Кировской области – сформировать конкретный социальный заказ по районам и областному центру, учитывая потребность в кадрах работников культуры. Выяснить, где нужны специалисты с высшим специальным образованием, где – со средним специальным, а где будет достаточно специалистов с иным базовым образованием и обучением на курсах повышения квалификации работников культуры.
4. Поскольку контингент абитуриентов у нас особенный, нужно начинать работу по подбору будущих абитуриентов, ориентируясь на учреждения дополнительного образования, ДК, школы искусств, школьные творческие кружки по всей Кировской области и городу Кирову. Начинать работу с учащимися 7-8-9-10-11 классов и «вести» их до выпуска, ориентируя на обучение в нашем учебном заведении.
5. Провести работу в соседних регионах с целью привлечения абитуриентов в наше учебное заведение, учитывая специфику Вятского колледжа культуры и уникальность специальностей (специализаций), подготовка по которым ведется в Вятском колледже культуры.
6. Организовать курсовую подготовку не только накануне вступительных экзаменов, но и в течение года. Вечерние подготовительные курсы (6 месяцев) – ноябрь – апрель; трехмесячные: февраль – апрель; двухнедельные – 1 июля – 15 июля. Разработать программу по дистанционному обучению на платных подготовительных полугодичных и трехмесячных курсах (для абитуриентов из Кировской области и других регионов).
Работа с группами нового набора
1. В качестве превентивной меры по сохранности контингента – тестирование во время вступительных экзаменов или на подготовительных курсах.
2. На вступительных экзаменах требовать дополнительную информацию абитуриентов о состоянии их здоровья при поступлении на специализации хореография, режиссура, актёрское мастерство.
3. Создать план и придерживаться выполнения плана по работе классных руководителей, психолога, ведущих педагогов, всех преподавателей колледжа по выработке навыков организованности, воспитанию волевых качеств личности, воспитанию учебных навыков и самостоятельной работы студентов.
4. Проводить работу с теми студентами, которые считают, что они ошиблись с выбором профессии, не заинтересованы в данной специальности. Здесь важно иметь внутренний ресурс: предложить обучение на других отделениях нашего колледжа, отложить обучение на 1-3 года с возможностью восстановления (это определено в Уставе колледжа).
5. Сложно работать с такой причиной, как переход студентов в ВУЗы и другие учебные заведения, параллельное обучение в ВУЗе. Нашим дипломам сложно конкурировать с вузовскими дипломами. Но необходимо работать со студентом, объясняя ему преимущества получения уникальных специальностей, по которым ведётся подготовка в нашем колледже.
Работа со студентами 2-4 курсов
1. Есть ресурс по работе с неуспевающими студентами. В том случае, если студент не успевает не по профильным дисциплинам, можно разрабатывать тактику дифференцированного подхода к каждому.
2. Работа с юношами-призывниками по разъяснению прав студентов. Служба в армии прерывает процесс получения среднего образования. Есть практика, когда студенты через суд отстаивают право обучаться непрерывно и отдать воинский долг, окончив колледж и имея диплом об образовании. Зачастую ребята не могут восстановиться, так как уже нет той специальности, на которой они обучались. Но здесь всегда находятся компромиссные решения нашей учебной частью, руководством колледжа.
3. Практикуется переход с дневного на заочное отделение. Особенно когда в качестве причины перехода выступают семейные обстоятельства, желание начать трудовую деятельность и другие веские причины. Но в этом случае есть только движение контингента внутри учебного заведения.
Работа со студентами отделения заочного обучения
1. Изучение обстановки в районах области, в областном центре, составление «Карты потребностей в работниках культуры по Кировской области и г. Кирову»
2. С помощью работодателя – Департамента культуры и искусства Кировской области – формирование конкретного социального заказа по районам и областному центру, учитывая потребность в кадрах работников культуры.
3. Возможность перехода на дистанционное обучение по ряду предметов теоретического цикла на отделении заочного обучения.
Возможна и общая рекомендация. Открытие новой специальности (специализации), потребность в которой остро ощущается в регионе. Для изучения необходимости открытия новой специальности и изучения потребности в кадрах культуры и искусства предлагаем совместно с Департаментом культуры Кировской области провести социальное исследование.
Таким образом, сохранение контингента неразрывно связано со стратегией учебного заведения, с разносторонней работой в учебном заведении, с развитием взаимодействия с Департаментом культуры и искусства Кировской области.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.