Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Структура дидактического обеспечения УМК специальных дисциплин

16.05.2014 1112 2111
Шиляева Людмила Геннадьевна
Шиляева Людмила Геннадьевна, преподаватель

Вятский колледж культуры

Необходимость подготовки конкурентоспособных специалистов, удовлетворение образовательных запросов личности ставит перед учреждением СПО задачи по совершенствованию, как содержания образования, так и технологий образовательного процесса.

 

Сегодня возникает потребность в педагоге, владеющим навыками научно-методической работы для создания качественного учебно-методического обеспечения образовательного процесса, организации познавательной деятельности студентов, развития их творческой активности.

 

Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам и профессиональным модулям.

 

Требования государственного образовательного стандарта побуждают преподавателей создавать УМК дисциплин специальности.

 

УМК – это система нормативных и методических документов, определяющих цели, средства и пути достижения целей в деле подготовки специалиста.

 

УМК дисциплин специальности включают в себя 3 раздела:

I. Нормативная и учебно-методическая документация дисциплины.

II. Средства обучения.

III. Средства контроля.

 

Первый раздел содержит комплект нормативных документов, регламентирующих образовательный процесс по подготовке специалистов:

  • государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности,
  • рабочую программу,
  • календарно-тематический план.


Средства обучения

 

По дисциплинам специальности средства обучения систематизируются в соответствии с традиционной в дидактике классификацией методов обучения по источнику познавательной информации. Согласно этому признаку все методы обучения подразделяются на словесные, наглядные, практические.

 

Главное средство обучения – собственные силы преподавателя и студента, которые реализуются в слове и действиях и обеспечивают информационный обмен в педагогическом общении. Использование различных средств обучения позволяет разносторонне обогащать информационный обмен и повышать уровень учебного процесса.

 

Основным средством обучения является учебно-методическая литература: учебник, учебное пособие, имеющие гриф «Министерство образования и науки РФ» или «Министерство культуры РФ».

 

По специальным дисциплинам имеются такие учебники:

  • «НХТ – как социокультурное явление» 1994 года выпуска, автор Михайлова Л.И.
  • Учебное пособие «Основы социально-культурной деятельности» 1995 года выпуска, авторы Киселева Т.Г. и Красильников Ю.Д.

В связи с этим возникает проблема: материал, отраженный в данных учебниках устарел, он не содержит необходимой информации. Учебники не учитывают региональные особенности. Поэтому необходимо помочь студентам в освоении новых теоретических знаний, используя дополнительные средства обучения.

 

Одним их таких средств обучения является лекция. Даже в век новейших информационных технологий заменить живое общение преподавателя со студентами не удается даже Интернету.

 

Лекционный материал составляется на основе многочисленных источников. Для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний используется профессиональная периодическая печать, методическая литература, которую выпускают ВУЗы, интернет-ресурсы.

 

Лекция важна:

  • при появлении новой информации, которая не успела войти в учебник,
  • когда требуется коррекция уже описанного в учебнике материала,
  • при наличии разноречивых подходов, в которых студентам трудно разобраться самостоятельно
  • при изучении регионального компонента, который отсутствует в учебнике.

Лекции используются монологические и диалогические.

 

Диалогическая лекция активизирует такие приемы, как

  • размышление вслух,
  • возможность сделать самостоятельный вывод,
  • активный вопрос – для проверки степени усвоения материала,
  • активация познавательной деятельности,
  • «умышленная ошибка» - для проверки работы студентов в процессе лекции.

Диалогическая лекция – это творческое общение, сотрудничество преподавателя и студента.

 

Для повышения качества познавательной деятельности используются опорные конспекты. Опорный конспект дается на этапе изучения нового материала, а потом используется при его повторении.

 

Опорный конспект позволяет не только обобщать, повторять необходимый теоретический материал, формировать умение постоянно им пользоваться, но и дает огромный выигрыш во времени.

 

На сегодняшний день преподаватели вышли на новый уровень в подготовке средств обучения – это учебно-методическое пособие. Учебно-методическое пособие – это издание, дополняющее или частично заменяющее учебник. Уже готово и используется учебно-методическое пособие по дисциплине «Экономика и менеджмент социально-культурной сферы», имеющее рецензию кандидата экономических наук, старшего преподавателя ВятГГУ Домрачевой Л.П. и гриф Департамента культуры Кировской области. Так же используется учебно-методическое пособие по дисциплине «Технология игрового общения».

 

Закреплению, расширению и углублению знаний, полученных на теоретических занятиях по дисциплинам специальности, способствуют практические занятия.

 

В зависимости от организации проведения практические занятия могут быть:

  • фронтальными
  • парными
  • групповыми
  • индивидуальными.

При фронтальной форме организации практических работ студенты выполняют общее для всех задание. Например: «Сравнительная характеристика особенностей народного творчества и профессионального искусства».

 

При групповой и парной формах организации одна и та же работа выполняется группами по 2-5 человек. Например: «Разработать эскиз костюма, маски, реквизита к обряду». Преимущество этой работы – необходимость и неизбежность делового взаимодействия.

 

Под индивидуальной работой понимается работа, которая предусматривает выполнение индивидуальных заданий и исключает сотрудничество студентов. Например: «Разработать сценарный план праздника Масленица».

 

Практические работы по дисциплинам специальности могут быть трех уровней:

Репродуктивный уровень

Задания такого уровня выполняются по образцу и включают в себя заполнение таблиц, составление схем. Например: «Подготовка и проведение конкурсной программы».

Конструктивный уровень

Студент не пользуется инструкцией. Ему не дается образец для выполнения задания. Например: «Разработать эскиз маски к обряду». На этом уровне готовятся сообщения, положения, программы.  

Творческий уровень

Он требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Например: «Разработать сценарный план свадебного обряда».

 

Для повышения эффективности проведения практических работ рекомендуется составление методических указаний, в которых определяется цель, указывается необходимое оборудование, выделены требования ГОСТа, описана литература, указан порядок выполнения работы, предполагаемые результаты, даются вопросы для самоконтроля и домашнее задание.

 

Логическим продолжением аудиторских занятий является внеаудиторная самостоятельная работа студентов, которая призвана научить самостоятельно учиться, приобретать знания из различных источников информации и получать навыки владения различными видами самостоятельной работы. Самостоятельно полученные знания усваиваются лучше и помнятся дольше, чем готовое сообщение преподавателей.

 

Задача по организации самостоятельной работы может быть направлена на самостоятельное овладение студентами, как теоретическими знаниями, так и практическими умениями и навыками.

 

Самостоятельная работа проводится по заданию преподавателя, который инструктирует студентов и устанавливает сроки выполнения. Затраты времени регламентируются рабочим учебным планом.

 

На начальном этапе обучения можно использовать следующие виды:

  • Работа с новым учебным материалом. Например: «Теоретические основы СКД».
  • Учебные задания на осмысление, систематизацию изучаемых тем, самоконтроль, обобщение.
Например: «Разработать положение о фестивале детского народного творчества».

На последующих этапах студентам могут предлагаться творческие задания:

  • рефераты,
  • сценарные планы,
  • программы.

Например: «Разработать сценарный план свадебного обряда».

 

Третий раздел УМК – средства контроля – важнейший компонент образовательного процесса. Этот раздел включает фонд контрольных заданий:

  • перечень вопросов и билеты для промежуточной и итоговой аттестации студентов,
  • задания для контрольных работ, зачетов,
  • тематику курсовых работ.

Данная структура УМК позволяет охватить все формы организации обучения, реально существующие в учебном процессе, при изучении отдельной дисциплины

 

УМК помогает студентам организовать усвоение нового материала, экономно тратить время для творческой и исследовательской работы. УМК позволяет достичь высоких результатов, Так за последние три года качественный показатель успеваемости студентов вырос с 95,4 % до 96%.

 

У каждого преподавателя УМК – своеобразный, отражающий цели и задачи образовательной программы подготовки специалистов, особенности учебной дисциплины, уровень обученности студентов. Но в любом случае это будет результат и показатель его творчества, профессионально-педагогического мастерства.

 

Таким образом, УМК компенсирует недостающие материалы по специальным дисциплинам, помогает осознанному и прочному усвоению содержания специальных дисциплин, формирует способность к самообразованию и к самоорганизации студентов.

 

Список литературы:

  1. Бондарь Л.П. Методика организации и проведения практического занятия по основам сестринского дела // СПО.-№4. – 2007. – С.63-65
  2. Медянкина Е.Л. Особенности организации самостоятельной работы студентов в условиях колледжа // СПО.-№10. – 2006. – С.6-7
  3. Савельева И.В. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов // СПО.-№1. – 2007. – С.126-134
  4. Трущенко Е.Н. Основные направления организации самостоятельной работы // СПО.-№10. – 2007. – С.26-28



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*