Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Вятский жертвенник - моя малая родина

16.05.2014 1012 1953
Ищенко Татьяна Александровна
Ищенко Татьяна Александровна, преподаватель

Вятский колледж культуры

Сегодня, для России, нет более важной идеи, чем патриотизм. Для того, чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно просто любить свою малую родину, ценить ее красоту и духовное богатство.

 

Стоит отметить, что в русском национальном самосознании понятие патриотизма зачастую было связано с традициями православной культуры. Любовь к родине строилась на прочном духовном фундаменте, на многовековых духовных традициях народа, его святынях и религиозном национальном самосознании [6]. Поэтому ежегодно для студентов и преподавателей Вятского колледжа культуры организуются экскурсии в уникальное место Вятской земли - село Великорецкое.

 

Это село можно охарактеризовать как единый духовный храм. И этот храм отражает слияние творческого духа российских зодчих с могучей силой молитвенного единения паломников крестного хода. Во все времена осенял его своей благодатью образ святителя Николая. Само обретение Великорецкой иконы святителя Николая произошло в 1383 году, когда крестьянин деревни Крутицы Агалаков обнаружил явленный образ на берегу реки Великой.

 

Вскоре от иконы начались исцеления и чудотворения: слепые прозревали, разбитые параличом вставали на ноги, бесплодные рожали, пьяницы навсегда трезвели. Слава разнеслась по всей земле Вятской. Вскоре недалеко от места явления образа святителя Николая появился источник с чудотворной водой. В 1391 году татарский хан Тохтамыш послал в эти места на Вятку своего племянника Бехмута, и тот страшно опустошил Вятскую землю. Татары поработили всех ее обитателей и начали заводить в ней свои поселения. Еще более потекли тогда к чудотворному образу люди, угнетенные общим для всей Руси игом. Образ становился святыней всего края. Для того, чтобы сделать его доступным увеличивающемуся количеству страждущих, решили построить на месте явления часовню. С тех пор часовня неоднократно возобновлялась в деревянном исполнении. Дважды выстраивалась в камне. Но всегда на прежнем месте – месте явления чудотворного образа.

 

Вскоре замыслили ставить храм – более достойное помещение для чудотворного образа. Получив благословенную грамоту от Митрополита, приступили к строительству. Но каждый раз после закладки церкви на выбранном месте к утру не обнаруживали и следов своей работы- бревна оказывались на другом месте: на горе, на болоте. Трижды возвращали бревна, но они чудным образом оказывались почти в версте от места явления, на возвышенном месте. Строители увидели в этом волю Чудотворца и повиновались ему [1]. Храм был построен на указанном месте, но он дважды на этом месте возобновлялся до перенесения его в 1846 году на сельское кладбище. Рядом с храмом возникло селение - Великая река. Однако недолго оставалась чудотворная икона в селе. Из-за постоянной угрозы татарского набега была она перенесена в город Хлынов, за его надежные стены. Но опять же по преданию, увезенная икона вновь вернулась на место своего явления. Жители села Великая река не хотели отдавать икону. И было принято решение: с 1392года икона будет находиться в граде Хлынове, но ежегодно ее будут приносить на место своего явления 24 мая (по новому стилю 5 июня). Так возник Великорецкий крестный ход – самый многолюдный и самый продолжительный во всем православном мире.

 

В 1555 году по велению царя Иоанна Грозного, образ Чудотворца с реки Великой совершил свое первое путешествие в Москву. В знак глубокого его почитания одна из церквей соборного храма Покрова (Василия Блаженного) была освящена во имя Николы Великорецкого. В ней поместили «таков же Образ», списанный с чудотворной иконы.

 

Москва и Вятка, Кремль и Великорецкое – непостижимая прочная связь между ними. Издавна незримые духовные нити связывали уединенный уголок с Москвой. Дважды чудотворный образ побывал в столице.Церковь Святителя Николая обращена к Спасским воротам Кремля, а названы они так потому, что над ними раннее был образ Спаса Нерукотворного, обретенного тоже в Вятской земле.

 

18 век отмечен началом каменного строительства и формированием Великорецкого комплекса. В 1749 году было завершено строительство первой каменной Спасо-Преображенской церкви, начатое в 1731 году. В 1768 году к западу от церкви была возведена «на отставе» каменная колокольня с двенадцатью колоколами (просуществовала92 года). Церковь Преображения Господня стала приютом для чудотворного Образа Святителя Николая в дни его пребывания с Крестным ходом на реке Великой. Уникальная значимость комплекса побуждала церковные и светские власти постоянно заботиться об архитектурном и эстетическом его совершенствовании. В основу активных преобразований, начавшихся на Великой реке в первой трети19 века, были положены утвердившиеся в России идеалы классицизма.

 

В конце 18 века при первом губернаторском архитекторе Ф.М. Рослякове начались значительные градостроительные преобразования. Талантливый зодчий определил перспективный замысел архитектурного комплекса, включив в него село, кладбище, храмовую площадь и весь прилегающий ландшафт. Для воплощения передовых архитектурных замыслов, инженерно-строительных идей сюда привлекались лучшие зодчие, инженеры, строители. В 1824 году приступили к строительству каменной Николаевской церкви по проекту С.Е.Дудина. Храм возводили более 10 лет. Завершали его архитекторы И.Д. Дюссар де Невиль и А.Е.Тимофеев. Одновременно с Николаевской церковью возводилось протяженное двухэтажное здание гостиного двора. На первом этаже разместились обширные лавки, на втором – просторные комнаты ночлежного приюта для поломников. Северные торговые ряды- это одноэтажное здание протяженной формы. Углы прямоугольника площади «закрепили» четыре двухэтажных каменных дома для причта и школы. Завершая намеченные архитектурно-планировочные преобразования, в 1860 году разобрали старую обветшавшую каменную колокольню и приступили к строительству новой. Строительство ее велось с 1862 по 1874 год. 43- метровая столпообразная колокольня, поставленная по оси запад-восток, композиционно возглавляла ансамбль. Каменная ограда завершала композицию ансамбля. Так был создан Великорецкий град. В единый архитектурный ансамбль включилась и часовня на берегу реки Великой и березовая аллея - проспект, соединяющий Град с местом явления образа на берегу реки Великой. На пути еще кладбище – слева от аллеи. Здесь в лесу на поляне стояла деревянная церковь (бывшая Никольская). Первая каменная часовня на берегу реки была построена по проекту Ф.М. Рослякова в 1800году. Но в 1813 году было обнаружено, что часовня клонится к разрушению от неосновательной кладки фундамента. После освидетельствования губернским архитектором она была разобрана. В 1828 году возвели новую часовню. Автором проекта был Н.А.Андреевский, воплощал проект И.Д. Дюссар де Невиль. Решалась часовня в виде ротонды. Неотъемлемой частью Великорецкого комплекса являлась земская больница, основанная С.И. Сычуговым. Автором проекта больницы был известный вятский архитектор В.М.Дружинин. В конце 19 века на территории града возвели деревянную надкладезную часовню – Александровскую. Так завершилось длившееся несколько столетий формирование архитектурного ансамбля села Великорецкого.

 

Взору тех, кто шел на Великую Крестным ходом в конце 19 века, одна за другой открывались многообразные картины-панорамы: монументальные храмы в окружении строгих зданий и изящной ограды, тихая светлая деревянная церквушка на древнем кладбище, уютный больничный городок-приют, зеленая сень березовой аллеи-проспекта, ясная классическая часовня над святым источником у благоговейного места явления чудотворной иконы. Людей поражали достоинства архитектурного ансамбля, грандиозный размах Великорецкого чуда. Великорецкий Крестный ход был описан известными русскими писателями: А. И. Герценом, М. Е. Салтыковым-Щедриным и нашим вятским писателем В. Крупиным («Великорецкая купель», «Великорецкий Крестный ход»), поэтами А. Логиновым, А. Гребневым. Стихотворение А. Гребнева «Великорецкий Крестный ход» написано, несомненно, во время Крестного хода и задумано так, что ритм стиха приближает нас к чему-то великому и прекрасному.


Зачем иду я просветленный

Среди большой толпы людской?

И за крестом, и за иконой

С любовью, верой и тоской?

Зачем я вглядываюсь в лица?

Как будто я хочу узнать

Родного брата иль сестрицу,

Иль похороненную мать?

Зачем я слушаю молитвы

И подпевать стараюсь им?

И чувствую, что все мы слиты

Единым сердцем вместе с ним.

А ночью лес в цветущих купах

На откуп отдан соловьям.

И голубой июня купол

Объял природы светлый храм.

И пусть заброшенный проселок

Хранит церквей немую сень,

Полуразрушенные села

И боль забытых деревень.

Смотри на крест, шагай за другом.

Среди людей своих дыша.

Преображается округа,

И возрождается душа.

И вечно будет жить Россия,

Пока с крестом, из года в год,

Идет, идет в места святые

Великорецкий Крестный ход.

 

Вятский архитектор Л. Б. Безверхова, изучая Великорецкий комплекс, пришла к удивительному выводу: если взглянуть на него сверху, то явственно будут видны очертания Храма – прообраза «Града Небесного»[4].

 

Конечно, село Великорецкое не пощадили последние десятилетия, но даже сегодня его церкви вызывают восхищение. В конце 1996 года было принято распоряжение администрации области «О восстановлении и реконструкции культурно-религиозного комплекса в с.Великорецком Юрьянского района»[5]. И постепенно обретает свой подлинный вид. Великорецкое – святыня в самом прямом смысле. Село возрождается. Ступаешь на Великорецкую землю, и хочется ходить степенно, говорить негромко. Становишься сразу ласковее и добрее к тем, кто рядом с тобою. Это, скорее всего, от того, что весь охватываешься духом любви и согласия к людям, которые созидали храмы. Видимо, состояние намоленности, накопленное за столетия в этих храмах, не исчезло, не растворилось во времени и пространстве, а осталось здесь, окружает эти места, подобно ангелу-хранителю, поставленному от Бога.

 

Русский мыслитель И. А. Ильин утверждает, что монастырь и армия, государственная служба и семья – вот тот фундамент, на котором строилась Россия. Крестный ход на реку Великую объединил духовные и светские власти, людей самого разного возраста и профессий. В этом единстве – залог будущего России. Все, кто придет или приедет в село Великорецкое или только вспомнит об этом, сердечно приобщиться к великому явлению – к нашему общему, таинственному, древнему и вечному жертвоприношению, великому обету и духовному камню в основании Вятской земли[4].

 

Список литературы:

1. Гребнев А. Б. Заметки последнего сценариста [Текст] / А.Б. Гребнев. – М.: Искусство, 1987. – 79 с.

2. Зверев А. Великорецкое- Вятский жертвенник [Текст] / А. Зверев, Л. Б. Безверхова // Юрьянские вести. – 1998. – 2 июня (№ 65). – С. 2.

3. Зверев А. Великорецкое- Вятский жертвенник [Текст] / А. Зверев, Л. Б. Безверхова // Юрьянские вести. – 1998. – 1 июня (№ 65- 66). – С. 2.

4. Зверев А. Великорецкое. Маленькое чудо в конце мая [Текст] / А. Зверев// Юрьянские вести. – 1998. – 16 июня (№ 72). – С. 2-3.

5. Зверев А. Шесть веков святости [Текст] /А. Зверев // Юрьянские вести. – 2000. – 3 июня (№ 66). – С. 1.

6. Алексий (архиепископ Орехово-Зуевский) Значение православной культуры, патриотизма и патриотического воспитания в подготовке специалистов в сфере транспорта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.spasnanovom.ru/KB/pubs/arhiepiskop_Aleksij/?item=170.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*