Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Дидактическое обеспечение контроля знаний, умений и навыков студентов по дисциплине «Физическая культура»

16.05.2014 1440 3090
Суслов Сергей Петрович
Суслов Сергей Петрович, преподаватель

Вятский колледж культуры

В настоящее время, как совокупность средств, необходимых для обеспечения функционирования системы управления качеством подготовки специалистов в учебном заведении, огромное значение отводится научно обоснованному, тщательно спланированному и рационально организованному контролю над учебным процессом и результатом учебно-познавательной деятельности студентов.

 

Возникновение идеи контроля знаний, умений и навыков принадлежит Яну Амосу Коменскому. Именно он ввел такие термины, как «экзамен», «учет знаний», предложил порядок контроля знаний, суть которого сводится к тому, что в задачу учителя входила проверка знаний на каждом уроке, степень усвоения изученного материала. Последователи А.Я. Коменского, И.Т. Пестолроцци, А. Дистерверт в своих работах также уделяли большое внимание текущему контролю знаний. Большое значение они предавали непрерывности контроля в обучении. [5]

 

Педагогический контроль является одной из важнейших составляющих целостного учебно-воспитательного процесса. Правильно организованный контроль обучения должен быть:

  1. планомерным, то есть все ключевые вопросы программы должны найти свое отражение в контрольных заданиях;
  2. систематическим, что позволит раскрыть уровень овладения знаниями и умениями, повлиять на учебный процесс, активизируя самостоятельную работу обучающихся;
  3. объективным, что даст возможности оценить успехи и недостатки учебной деятельности независимо от личностных установок педагога;
  4. обозримым, что позволяет делать результаты наглядными и гласными.

 

Целями контроля знаний являются:

  1. своевременное выявление пробелов в знаниях и их устранение;
  2. определение характера ошибок и их коррекция;
  3. установление и устранение причин появления ошибок;
  4. формирование общих и профессиональных умений и личностных качеств;
  5. выявление степени готовности обучающихся к дальнейшему изучению учебного материала;
  6. развитие познавательного интереса к предмету;
  7. формирование способности к самооценке и взаимооценке учебной деятельности.[5]

 

Таким образом, контроль - это первый из основных заключительных звеньев обучения, которые показывают результат обученности студентов.

 

Роль и значение контроля возросли в связи со стандартизацией среднего профессионального образования. Одной из важнейших целей ГОСТа является повышение качества подготовки специалиста. Специфическая роль в Государственном образовательном стандарте принадлежит дисциплине «Физическая культура».

 

Понятие «физическая культура» является той сферой культуры, основным содержанием которой является процесс социализации и окультуривания человека.

 

Физическая культура как часть общей культуры представляет собой гармоничное развитие всех природных сущностных сил и морального духа человека. В системе всестороннего совершенствования личности она создает важную основу полноценности человека.

 

При изучении физической культуры, как дисциплины практического характера, самым важным является понимание сущности физической культуры, жизненной необходимости, ее значения для умственного, трудового, нравственного, эстетического развития.[2]

 

Стандартом среднего профессионального образования регламентированы государственные требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, которые фактически и задают качественный уровень освоения содержания образования по физической культуре.

1. Образовательный минимум содержания физической культуры:
  • роль физической культуры в подготовке специалиста, формирование его ЗОЖ;
  • социально-биологические и психофизические основы физической культуры;
  • основы физического и спортивного самосовершенствования;
  • профессионально-прикладная физическая подготовка.
2. Требования к знаниям и умениям:
  • иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
  • знать основы физической культуры и ЗОЖ;
  • уметь использовать физкультурно-физическую деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре.

 

В результате освоение обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» студенты колледжа должны овладеть умением объяснять:

  • роль и значение физической культуры в развитии общества и человека;
  • цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире;
  • развитие массовой физической культуры и здоровья человека, профилактика вредных привычек, ведение здорового образа жизни;

характеризовать:

  • индивидуальные особенности физического и психического развития и их связи с регулярными занятиями физической культурой;
  • особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроль за их эффективностью;
  • особенности развития физических способностей на занятиях физической культурой;

соблюдать правила:

  • личной гигиены и закаливания организма;
  • организации и проведения самостоятельных и самодеятельных форм занятий;
  • профилактики травматизма и оказания GVG при травмах и ушибах;
  • экипировка и использование спортивного инвентаря на занятиях физической культуры;

проводить:

  • самостоятельные и самодеятельные занятия физическими упражнениями с профессионально-прикладной и оздоровительно-корректирующей направленностью;
  • контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью;
  • приемы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями;
  • индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности;

определять:

  • уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;
  • эффективность занятий физическими упражнениями;
  • дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений;

демонстрировать:

  • после окончания каждого учебного года рекомендуемые учебные нормативы (тесты) по освоению физических способностей.

 

Основным документов в работе преподавателя является рабочая программа  по физической культуре. Дидактической особенностью данной программы является разноуровневое обучение, при котором студенты имеют возможности выбора разных по сложности заданий, что в свою очередь приводит к усвоению учебного материала с меньшим утомлением и большей эффективностью.

 

Основной формой учебного процесса по физической культуре является урок. На каждом уроке решается комплекс взаимосвязанных задач:

  • образовательных;
  • оздоровительных;
  • воспитательных. [4]

Образовательные задачи:

  1. формирование жизненно важных двигательных умений и навыков в естественных движениях, широко применяемых в бытовых условиях, трудовой и профессиональной деятельности (ходьба, бег, поднимание и перенос тяжестей);
  2. формирование действий прикладного характера(преодоление препятствий на местности, ходьба на лыжах, элементы борьбы), обогащение двигательного опыта за счет овладения техникой упражнений, требующих умения сознательно регулировать усвоение в соответствии с заданными параметрами;
  3. развитие способностей управлять движением собственного тела в усложненных условиях, в том числе при освоении новых форм движений;
  4. формирование новой системы знаний, усвоение которых способствует повышению общей культуры студентов, обеспечивает сознательную основу для овладения различными действиями.

Оздоровительные задачи:

содействие укреплению здоровья:

  1. формирование правильной осанки;
  2. развитие различных групп мышц тела, укрепление нервной системы;
  3. активизация обмена веществ;
  4. обеспечение для студентов оптимального уровня физических качеств работоспособности;
  5. содействие закаливанию организма, повышение уровня сопротивляемости неблагоприятным факторам.

Воспитательные задачи:

  1. формирование эстетического и правильного поведения;
  2. подготовка к трудовой деятельности;
  3. формирование обозначенной потребности к физическому самовоспитанию, самосовершенствованию и приобщению к здоровому образу жизни.

 

Важнейшим требованием каждого современного урока является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к студенту, с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовки и особенностей развития психических свойств и качеств. [4]

 

Разработка системы средств контроля по дисциплине «Физическая культура» рассчитана на обеспечение объективного контроля за ходом усвоения студентами учебного материала на 4 уровнях:

  1. Первый уровень усвоения – представление. По дисциплине «Физическая культура» студент должен иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
  2. Второй уровень усвоения – знания. Студенты должны знать основы физической культуры и ЗОЖ;
  3. Третий уровень усвоения  - умения. Студенты должны уметь использовать физкультурно-физическую деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре.
  4. Четвертый уровень усвоениянавыки, то есть способность самостоятельно выполнять действия в изученной последовательности, в том числе в новых условиях, на новом содержании.

 

Основной функцией контроля считается диагностическая, которая существует на ряду с образовательной, воспитательной и развивающей.

 

В учебном процессе все эти функции взаимосвязаны и конкретизируются в зависимости от вида контроля, который подразделяется:

  1. предварительный (исходный);
  2. текущий;
  3. рубежный (тематический);
  4. итоговый.

Исходный контроль проводится на начальном этапе изучения дисциплины или раздела для установления исходной степени обученности студента.

Текущий контроль предназначен для наблюдения процесса обучения в динамике. Он обеспечивает диагностику усвоения учебной программы, мотивирует обучение, выявляет уровень владения учебным материалом, систематическое проведение дает возможность осуществлять контроль над процессом обучения и вносить при необходимости корректировки.

Тематический контроль помогает оценить учебные достижения обучающихся на конкретном этапе, по окончании какой-то части курса.

Итоговый контроль проводится после изучения модуля или всего курса для определения уровня обученности по данной дисциплине.[6]

 

По специальности «Библиотековедение» изучение дисциплины «Физическая культура» заканчивается недифференцированным зачетом, который включает оценивание студентов в форме «зачтено» или «не зачтено» по теоретической и практической части.

  • «зачтено» выводится студентам, получившим положительные текущие оценки за занятия по теоретическим темам и технически правильное выполнение отдельных упражнений, приемов или действий;
  • «не зачтено» выводится студентам за слабые знания теоретического материала по теории и неумение правильно выполнять физические упражнения, приемы действия.

По специализации «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество» итогом изучения предмета «Физическая культура» является дифференцированный зачет. В содержание зачета входит оценка за работу на уроке, технику выполнения упражнения и уровень развития двигательных качеств.

 

За работу на уроке (юношей и девушек):

оценка «5» (отлично) – проявление настойчивости для успешного овладения упражнениями или совершенствование физических качеств;

оценка «4» (хорошо) – недостаточное стремление к успеху при овладении упражнениями и совершенствовании физических качеств;

оценка «3» (удовлетворительно) – посредственное отношение к собственной успешности при овладении упражнениями или совершенствовании физических качеств, пассивность.

 

За технику выполнения упражнений и уровень развития двигательных качеств (юноши):

оценка «5» (отлично) – упражнения выполняются технически правильно и двигательный навык сформирован; уровень развития определенного двигательного качества по сравнению с начальным уровнем повысился;

оценка «4» (хорошо) – упражнения выполняются технически правильно, умение сформировано, уровень развития определенного двигательного качества по сравнению с начальным уровнем в среднем не изменился;

оценка «3» (удовлетворительно) – упражнения выполнения с ошибками в технике, но не приводящими к травме, уровень развития определенного двигательного качества такой же, что и начальный.

оценка «2» (неудовлетворительно) – не выполняются требования учебной программы.

 

За технику выполнения упражнений и уровень развития двигательных качеств (девушки):

оценка «5» (отлично) – упражнения выполняются технически правильно, двигательный навык сформирован; уровень развития скоростных, силовых качеств  не изменился по сравнению с начальным уровнем;

оценка «4» (хорошо) – упражнения выполняются технически правильно, умение сформировано, уровень физической подготовленности ниже по сравнению с  начальным уровнем;

оценка «3» (удовлетворительно) – упражнения выполнения с ошибками в технике, но не приводящими к травме, уровень физической подготовленности ниже по сравнению с начальным.

оценка «2» (неудовлетворительно) – не выполняются требования учебной программы. [3]

 

Данные требования  предусмотрены Государственным образовательным стандартом.

 

За последние годы наметилась стойкая тенденция к снижению здоровья студентов. Основными заболеваниями являются заболевание органов зрения;дыхания (хронические гаймориты, тонзиллиты, астмы);органов пищеварения; опорно-двигательного аппарата.

 

Если в 2001 году к специальной медицинской и подготовительной группе относились 46 студентов (24 – специальная группа, 19 – подготовительная), то в 2010-2011 году на учете состоит 76 студентов (24– специальная группа, 52 – подготовительная).

 

Студенты в начале учебного года проходят медицинское обследование. На основании данных о состоянии здоровья, физического развития и подготовленности студенты распределяются для практических занятий по программе физическая культура на группы.

 

К основной медицинской группе относятся лица без отклонений или с не значительными отклонениями в состоянии здоровья, имеющие достаточное физическое развитие и физическую подготовку. Дополнительная физическая нагрузка:  занятия по программе физической культуры в полном объеме, занятия в спортивных секциях, участие в соревнованиях.

 

К подготовительной медицинской группе относятся лица без отклонений в состоянии здоровья, а также лица, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, с недостаточным физическим развитием и подготовленностью. Дополнительная физическая нагрузка для этой группы предусматривает занятия по учебной программе «Физическая культура» при условии постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений.

 

К специальной медицинской группе относятся лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья, постоянного и временного характера, требующие ограничения физических нагрузок. [1]

 

Для каждой из групп продуманы средства контроля, которые позволяют объективно оценить знания и двигательные умения студентов. Так студенты подготовительной группы сдают тесты и упражнения для определения уровня развития двигательного навыка, который не является противопоказанием к ограничениям по диагнозу заболевания:

Заболевание

Противопоказание и ограничение

Рекомендации

Сердечно - сосудистая система

Упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания, интенсивным напряжением мышц брюшного пресса

Общеразвивающие упражнения, охватывающие все группы мышц в исходном положении лёжа, сидя, стоя; ходьба,бег в медленном темпе.

Органы дыхания

Упражнения, вызывающие двигательную задержку дыхания и интенсивное напряжение брюшного пресса

Дыхательные упражнения. Тренировка полного дыхания и особенно удлинённого выдоха. Ускоряющая ходьба, бег, плавание, бег на лыжах.

Заболевание почек

Недопустимы упражнения с высокой частотой движений, интенсивностью нагрузки и скоростной силовой направленности, переохлаждение тела

При проведении ОРУ особое внимание уделяется укреплению мышц передней стенки живота. При занятиях плаванием ограничивается время пребывания в воде.

Нарушение нервной системы

Упражнения, вызывающие нервное перенапряжение, ограничивается время игр

Дыхательные упражнения, водные процедуры, аэробика.

Органы зрения

Исключаются прыжки с разбега, кувырки, упражнения со статическим напряжением мышц, стойка на руках и на голове

Упражнения на пространственную ориентировку, точность движений, гимнастика глаз

Хронические заболевания (печени, желчного пузыря и т.д.)

Уменьшается нагрузка на мыщцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки

 

 

Для студентов, отнесённых к специальной медицинской группе, разработаны требования по написанию рефератов. Рефератом считается сжатое изложение основной информации первоисточника на основе её смысловой переработки. Он строится в основном с опорой на оригинал, поскольку в него включают фрагменты первоисточника. Реферат пишется для того, чтобы более глубоко изучить материал на выбранную тему.

 

Этапы работы над рефератом предполагают:

  • выбор темы;
  • подбор и изучение основных источников по теме;
  • обработка и систематизации информации;
  • разработка плана реферата; написание реферата.[1]
Критерии оценки реферата:
  • соответствие содержания теме реферата;
  • глубина проработки материала;
  • правильность и полнота использования источников;
  • оформление реферата.

Таким образом, создание средств контроля обусловлено физическим состоянием обучающихся. 

 

Приобщение студентов к культуре происходит путём усвоения ценностей в процессе деятельности. Биологическая сущность человек, являясь главной предпосылкой его культурного преобразования, представлена общими важнейшими характеристиками и способностями. 

 

Деятельностный подход к формированию личности обуславливает использование всего многообразия видов деятельности, обеспечивающих в итоге единство и комплексность позитивных преобразований: социальных, духовных начал человека, развития, раскрытия и использования его индивидуальных способностей.[2]

 

Таким образом, «Физическая культура» является базовым предметом для других учебных дисциплин.

 

Список литературы:

1. Водяницкая О.И. О занятиях с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья [Текст] / О.И. Водяницкая// Физическая культура в школе. – 2006. - № 3. – С.7-11.

2. Востриков В.А. Физическая культура как фактор формирования телесности человека[Текст] / В.А. Востриков. – 2011. - №1. – С.52-53.- (Научно-исследовательская работа).

3. Красильникова Н.В. Оценка деятельности старшеклассников на уроке [Текст] / Н.В. Красильникова // Физическая культура в школе. – 2003. - №5. – С.22-23.

4. Орловский К.С. Дифференциальное обучение физической культуре с направленным развитием двигательных способностей [Текст] /

К.С. Орловский  //  Среднее профессиональное образование. – 2010. - № 4. – С.48-54.

5. Старицина С.Г. Ретроспективный анализ понятия «педагогический контроль» в профессиональном образовании [Текст] / С.Г. Старицина // Среднее профессиональное образование. – 2011. - № 1. – С.65-67. – (Из истории образования).

6. Щепотин А.Ф. Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях: методическое пособие [Текст] / А.Ф. Щепотин, М.А. Чекулаев, В.Е. Сосонко, А.П. Шеховцов. – М: НМЦ СПО, 1999. – 50 с.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*