Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Песенный репертуар как средство развития вокальных и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

14.10.2011 1736 8672
Пономарева Е.Н., преподаватель музыки

Опочецкий индустриально-педагогический колледж
Музыка начинается с пения.

Курт Закс (немецкий музыковед)

 

Одним из самых трудных этапов изучения учебной дисциплины «Методика музыкального развития» на дошкольном отделении индустриально-педагогического колледжа является тема, связанная с изучением и подбором песенного репертуара, направленного на развитие вокально-хоровых и коммуникативных навыков  детей  дошкольного возраста.


Пение – основной вид музыкальной деятельности ребенка. Песня позволяет человеку не только выразить свои чувства, передать свое внутреннее состояние, но и вызвать у других соответствующий эмоциональный отклик, который созвучен с передаваемым настроением исполнителя. Песня учит и воспитывает человека. Пение – один из самых любимых видов музыкальной деятельности. Благодаря слову песня более доступна детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Исполнение песен объединяет детей, создает условия для их  эмоционального музыкального общения. Текст песни помогает ребенку лучше понять музыкальный образ. Само исполнение песни является выражением его настроения и своеобразной эмоциональной реакцией на окружающее. Дети поют с удовольствием, целиком отдаваясь этому занятию.


Рассмотрим некоторые примеры песенного  репертуара: песенки, упражнения, игры. Предложенные примеры способствуют формированию устойчивого интереса к пению, развитию  певческих и коммуникативных  навыков, развитию музыкально-творческой деятельности и воспитанию художественно-эстетического вкуса. Воспитатели ДОУ   могут использовать песенки, упражнения, игры в работе не только на музыкальных, но и на других занятиях, в качестве «минуток отдыха».


Проблема развития коммуникативных навыков общения у ребенка - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики.Коммуникативные навыки - это навыки общения, направленные на создание положительных взаимоотношений с партнером и группой. Примером  может  служить коммуникативная игра «Здравствуйте» для младшего дошкольного возраста. (Приложение 1)  и      коммуникативная игра «Дружок – колобок» для старшего дошкольного возраста. (Приложение 2).


Доказано, что пение тесно взаимосвязано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. Поэтому особое внимание на уроках методики музыкального развития необходимо уделять внимание подбору песенного репертуара, который направлен на развитие  некоторых вокальных и коммуникативных навыков.


Песенный репертуар, включенный в программу учебной дисциплины «Методика музыкального развития», отвечает задачам всестороннего музыкального воспитания и развития дошкольника, доступен для усвоения и дальнейшего самостоятельного применения студентами на педагогической практике в ДОУ. Он включает в себя упражнения для развития певческого голоса и слуха, песни для различных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, пение с движениями, музыцирование с пением, музыкальная грамота, творчество).


Будущие воспитатели в своей повседневной работе (на занятиях, в играх, на прогулках) могут использовать разнообразные песенки, песенки-попевки, песенки - игры, которые были выучены с детьми на музыкальных занятиях.

Наиболее доступными являются так называемые певческие упражнения. Это небольшие песенки с простым, интересным текстом, который понятен детям.


Певческих упражнений достаточно много и каждое имеет какую-то основную узкую задачу: развитие дыхания, дикции, диапазона и т.д., но решаются они  все в комплексе. Студентам дошкольного отделения предлагаются для выполнения  некоторые певческие упражнения, которые имеют учебную направленность, способствуют решению конкретных задач и нравятся не только  детям, но и будущим воспитателям:

1.Упражнения на выработку певческой установки.

Певческая установка – положение тела, постановка корпуса, правильная осанка. Чтобы напомнить детям о правильном положении корпуса, можно использовать упражнение «Сидит дед» (Приложение 3) или давать возможность менять позу, используя динамические паузы, например, упражнение «Медведь» (Приложение 4).

2. Упражнения на дыхание.

Для того чтобы дети правильно дышали можно использовать звуковые дыхательные упражнения. Упражнение «Ветерок»на укрепление дыхательных мышц с использованием пособий на ниточках. Ребенок надевает петельку на палец и под звучание музыки дует на бумажные фигурки, наблюдая, как в воздухе они танцуют. Пособие на ниточках позаимствовано из приемов работы логопедов (Приложение 5) или упражнение «Воздушный шар»  (Приложение 6).

3.Упражнения на дикцию.

Дикция – разборчивость произнесения текста. Дети имеют проблемы с произношением. Одним из эффективных методов коррекции речевых нарушений является систематическое использование в процессе пения вокально-артикуляционных упражнений.

3.1. Пальчиковые игры сочетают пение с активной артикуляцией и движениями мелкой моторики. Упражнение «Маленький зайчишка» (Приложение 7).

3.2. Логопедические распевки основаны на чистоговорках и попевках, направленных на овладение различными звуками.Чистоговорка «Шипящие звуки» ( Приложение 8).

5.Упражнения на звуковедение.

Необходимо научить детей связно петь, т.е. выработать навыки кантиленного (плавного) пения. Это попевки «Лесенка»(младший возраст) и «Домик нагоре» (старший возраст) (Приложение 9,10). Можно использовать и песенки-повторялки, когда взрослый поет песенку по фразам, а дети стараются ее точно повторить. Пример: вокальная игра  «Вот какая чепуха» (Приложение 11). Каждая строчка песенки пропевается два раза.


Закрепление определенных навыков требует многократного повторения. Для поддержки интереса может помочь такое задание: исполнение песенки с жестовым сопровождением – упражнение «Часы» (Приложение 12).


Существуют упражнения на развитие чувства ритма, упражнения типа «работа над динамикой», «работа над темпом», «работа над выразительностью».


В дошкольном возрасте исполнение музыкальных упражнений, как и песен, всегда вызывают у детей положительные реакции: радость от коллективного исполнения, чувство единения с товарищами, получение особой энергии.


Песня тесно вошла в детскую жизнь. Дети поют не только на занятиях, развлечениях и праздниках, но и в свободной деятельности. Важно, чтобы дети не потеряли к песне интерес. Эта задача не только музыкального руководителя, но и воспитателей, и родителей, формирующих целостную личность ребенка. Использование примеров предложенного песенного репертуара будет способствовать  развитию вокально-хоровых и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста и повысит уровень подготовки молодого специалиста по данной теме.

 

Список используемой литературы.

  1. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.- 176с.
  2. Овчинникова Т.С. Логопедические распевки. - СПб.: Каро,2006.
  3. Радынова О.П.,Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед. ин-тов, учащихся пед. уч-щ и колледжей, муз. руководителей и воспитателей дет.сада. – М.: Просвещение: Владос, 1994.


Приложение 1.


«Здравствуйте»

(коммуникативная игра)


Музыка М.Картушиной.


1. По дорожке мы шагаем    Дети идут по кругу взявшись за руки

 И друзей своих встречаем.                              

Здравствуй, солнце!                     Поднимают руки вверх.

Здравствуй,  речка!                      Опускают руки и плавно водят ими перед

                                                   собой вправо и влево.

Здравствуй, белая овечка!            Прикладывают кулачки на голове («рога»).

Здравствуй,  козлик!                    Приставляют указательные пальцы к             

                                                   голове.

Здравствуй,  кот!                         Мягкими движениями по очереди

Тот, что моет лапкой рот!             выставляют руки вперед («кошачьи лапы»).

 

2. По дорожке мы шагаем             Дети идут по кругу взявшись за руки

 И друзей своих встречаем.                               

Здравствуй, белка!                      Прижимают руки к груди, опустив кисти вниз.

Здравствуй, стриж!                     Взмахивают кистями как крыльями.

Здравствуй, заинька - малыш!     Приставляют ладони к голове ( «заячьи уши»).

Здравствуйте, мои друзья!           Поднимают руку вверх и приветственно  

                                                  машут ею.

Очень рад всех видеть я!             Прижимают руки к груди и вытягивают их

                                                  вперед.

 

Приложение 2.


«Дружок – колобок»

(коммуникативная игра)


Здравствуй, здравствуй, наш дружок,      Дети стоят в кругу и передают друг

Вкусный сладкий колобок!                        другу колобок.

По дорожке покатился,

А потом остановился.

На дорожку выходи,                                   Ребенок с колобком выходит в центр

С колобком плясать иди!                            и пляшет. Дети хлопают.

 

Приложение 3.


«Сидит дед»

пражнение)


Музыка М.Картушиной. Слова народные


                    Сидит дед. Ему сто лет.      (2 раза).

А мы детки маленькие

                      у нас спинки пряменькие.  ( 2 раза)

 

Приложение 4.


«Медведь»

пражнение)


Сел медведь на бревнышко,        Дети садятся, ссутулившись, опустив плечи и

                                                 Положив расслабленные руки на колени.

Посмотрел на солнышко,           Поднимают голову вверх.

Покачался,                                Покачиваются вправо – влево.

Потянулся,                                Потягиваются.

Вправо, влево повернулся,        Поворачиваются вправо, затем влево.

Сел красиво,                            Садятся прямо.

Улыбнулся.                              Улыбаются.

И сказал: « Хоть я медведь,      Грозят пальцем.

Но хочу красиво петь!»            Покачивают головой вправо и влево.


Приложение 5.


«Ветерок»

(упражнение)


К бабочкам, птичкам, снежинкам, самолетикам, изготовленных из легкой бумаги, прикрепляется ниточки с петелькой на конце. Ребенок надевает петельку на палец и под звучание музыки ( фонограмма классической или народной музыки, звучащей на фоне звуков природы) дует на бумажные фигурки, наблюдая, как в воздухе танцуют, например, снежинки.

 

Приложение 6.


«Воздушный шар»

(упражнение)


Слова и музыка М.Картушиной


Дети «надувают шарик» (делают активный вдох  через нос и энергичный выдох через рот, вытягивая губы трубочкой).

 

Мы надули шар воздушный,             Оставляя пальцы прижатыми друг к другу,

Вот  такой большой – большой,         отводят ладони, образуя шарик.

Отпустили его в небо,                       Поднимают руки вверх.

Помахали вслед рукой.                     Прощально машут рукой.

Полетел воздушный шарик               Качают поднятыми руками вправо – влево.

Прямо в небо к облакам,

Но за сук он зацепился,                    Прижимают ладони друг к другу.

Лопнул, хлопнул – БАМ!                  Опускают руки и хлопают 1раз в ладоши.

Ш – ш – ш…..                                 Произносят на продолжительном выдохе

                                                       звук « ш-ш-ш…»

 

Приложение 7.


«Маленький зайчишка»

(пальчиковая игра)


Музыка Е.Железновой. Слова М.Картушиной.

 

Вот маленький зайчишка                  Дети поднимают указательный и средний 

Под елочкой сидит.                          пальцы правой руки вверх, поддерживая

                                                      остальные большим пальцем, и поворачивают

                                                      руку из стороны в сторону.

Он шевелит ушами,                        Шевелит указательным и средним пальцами.

От страха весь дрожит.                   Быстро качают рукой вправо – влево.

А вдруг бежит лисичка,                  Пальцами левой руки мягко «переступают»

                                                     по бедру.

А вдруг крадется волк?                  Стучат пальцами левой руки по бедру.

От страха наш зайчишка                «Поднимают и опускают заячьи уши», сгибая

                                                    и выпрямляя указательный и средний пальцы

                                                    правой руки.

Пустился наутек.                           На последнее слово прячут правую руку за

                                                    спину. 

 

 

Приложение 8.


«Шипящие звуки»

(чистоговорка)

 

1. Шу-шу-шу,  ша-ша-ша  -               2.Чу-чу-чу, ча-ча-ча-

Мама моет малыша.                            Очень печка горяча.

Жу-жу-жу, жа-жа-жа –                       Щу-щу-щу, ща-ща-ща -

Мы увидели ежа.                                 Ловим щуку и леща.


Приложение 9.


 «Лесенка»

(попевка)


Музыка М.Картушиной. Слова Г.Шаховой.

 

Я бегу по лесенке, сочиняю песенки.

 

Приложение 10.


 «Домик на горе»

(попевка)


Музыка М.Картушиной. Слова Г.Шаховой

 

Я гуляю во дворе, вижу домик на горе.

Я по лесенке взберусь и в окошко постучусь.

 

Приложение 11.


«Вот какая чепуха»

 (песня)


Музыка и слова И.Рыбкиной.


Мы ребята – лучше всех,

Любим игры и смех,

Каждый день поем и пляшем

В музыкальном зале нашем.

Чтоб у деток голосок

Был тот низок, то высок.

Запищим мы как мышата,

А теперь как медвежата.

Хи-хи-хи, ха-ха,

Вот какая чепуха.

 

Приложение 12.

«Часы»

(песня с движениями)


Музыка Л, Бирнова, слова И.Лешкевич

 

1. На стене часы висят,                 Руки согнуты в локтях, ладони подняты

День и ночь они стучат:                к плечам и разведены от себя.

Тик-так, тик-так!                           Дети качают руками вправо-влево

Тики-так, тики-так!                      («стрелки»).

 


2. Мы немножко подождем,         Складывают руки «полочкой» и покачива-

Бой часов наполнит дом:               ют ими.

Бом-бом, бом-бом!                       Сжимают пальцы в кулаки, поочередно

Бом-бом-бом! Бом-бом-бом!        поднимают и опускают кулаки. 

 

3. Только кончился завод.              Разводят руками перед собой 2 раза.

Стрелка дальше не идет.

Где Бом? Где Бом?                        Пожимают плечами, поворачиваясь

Где Тик-так? Где Тик-так?             то в одну сторону, то в другую.

   

4. Мы пружину заведем,               собирают пальцы правой руки в щепоть и

И придут к нам снова в дом          делают ими вращательные движения по

                                                        середине левой руки («заводят часы»).

Тик-так,                                         Покачивают ладошками-«стрелочками».

Бом-бом,                                       Поднимают и опускают кулаки.

Тики-так, Бом-бом-бом!             Повторяют движения.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*