Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВокальный дар Федора Ивановича сочетался с феноменальными актёрскими способностями и мастерством перевоплощения [6]. Из его записей: «Я вообще не верю в одну спасительную силу таланта без упорной работы. И если я что-нибудь и ставлю себе в заслугу и позволю себе считать примером, достойным подражания, то это – само движение мое, неутомимое, беспрерывное. Я решительно и сурово изгнал из моего рабочего обихода тлетворное русское «авось» и полагался только на сознательное творческое усилие» [5].
Оперный певец должен владеть большим объемом знаний и не только уметь петь. Опера представляется как музыкально-сценическое произведение, в основе которого лежит соединение сольного пения и драматического действия [3]. Исходя из определения, актерское мастерство неотъемлемая часть работы вокалиста над собой.
Синтез театра и музыки объединяет два фундаментальных искусства. Какое отношение к театру в данной системе идей имеет музыка? Например, Аристотель в своих трактатах называет музыку «главнейшим из услащений». Музыка – наиболее развитое из всех искусств, практиковавшихся афинским обществом, в период до формирования театра, а музыканты – первые и наиболее авторитетные профессионалы исполнительских искусств [1].
Федор Иванович Шаляпин при поддержке мецената Саввы Мамонтова не только обрел заграничную славу и финансовые возможности, но вступил в светский круг, где смог завести нужные связи: художники, музыканты, поэты и, конечно же, театралы [2, 4].
Представители русского драматического театра – это большая часть той художественной среды, оказавшая на певца, несомненно, огромное влияние. Следует сказать, что только в последние несколько десятилетий появились работы, которые в разной степени были посвящены отношениям великого певца с В. Немировичем-Данченко, М. Дальским и с К. Станиславским [5].
Среди них – книга «Работа Станиславского в оперном театре». Рассказывая о встречах Федора Ивановича и Константина Сергеевича, автор говорит о взаимном влиянии друг на друга этих двух художников русского театра на протяжении всей творческой жизни. Русская оперная драматургия натолкнула Шаляпина на мысль о необходимости создания новой исполнительской техники. Так он доказал, что музыка может быть воплощена в действии, что игра актера представляет собой не простое добавление к музыке, а есть ее психофизическое воплощение, на собственной практике [2, 4].
Именно Станиславский систематизировал опыт Шаляпина, изучил и закрепил технические приемы его творчества, сохранил традиции его искусства, словом, положил шаляпинские традиции в основу своей педагогической и режиссерской оперной деятельности. Молодые артисты студии слышали от него: «Моя система для вас – средство, а Шаляпин – цель!» [5].
В наставление Константин Сергеевич давал: «Вы должны научиться «жрать» знания», – в таких случаях вспоминая Федора Ивановича. «Как-то на вечеринке я сидел с Мамонтовым, и мы издали наблюдали молодого Шаляпина, находившегося в кругу больших мастеров. … Он слушал их с жадностью, стараясь не проронить ни единого слова. Мамонтов толкнул меня и сказал: «Смотри, Костя, как он жрет знания» [4].
И в области драмы сказалось влияние Шаляпина на Станиславского, особенно при разработке вопросов внешней выразительности речи, движения и подобного. Артист тоже многое почерпнул у Константина Сергеевича, обращаясь к нему за советами, дорожил его мнением по поводу исполнения ролей [2, 5].
«Лицо Шаляпина, - вспоминал композитор Борис Асафьев, - при его пении в комнате, следовательно, без грима, я бы сказал, было не менее впечатляющим, чем на сцене в гриме и костюме. Даже сильнее и глубже заставлял он слушателя впитывать взор в себя: лицо выражало его пение без неизбежно грубых мелодраматических подчеркиваний, которых все-таки требует - из-за масштаба расстояний - сцена» [4].
«Когда бог создавал его, то был в особенно хорошем настроении, создавая на радость всем», – В. И. Немирович-Данченко о Ф. И. Шаляпине высказал не только свое восхищение, но и восхищение народа, любовь зрителя к замечательному выработанному трудами и годами голосу, органично сочетавшему в себе драматическую составляющую психофизики артиста [4].
В отличие от современных певцов, искусство Федора Ивановича было «верно» оперным. Сила его дарования заключалась в том, что он смог соединить в своем творчестве искусство певца с драматической выразительностью раскрытия актерского образа. В этом на пути творческого самосовершенствования ему помогло мастерство его современников - актеров драматического театра.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Синтез театра и музыки в творческой деятельности Федора Ивановича Шаляпина
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.