Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Синтез театра и музыки в творческой деятельности Федора Ивановича Шаляпина

21.02.2023 147 193
Бураков Артем Александрович
Бураков Артем Александрович, преподаватель

Пономарева София Андреевна
Пономарева София Андреевна, студент

Вятский колледж культуры

Во­каль­ный дар Федора Ивановича со­че­тал­ся с фе­но­ме­наль­ны­ми актёрски­ми спо­соб­но­стя­ми и мас­тер­ст­вом пе­ре­во­пло­ще­ния [6]. Из его записей: «Я вообще не верю в одну спасительную силу таланта без упорной работы. И если я что-нибудь и ставлю себе в заслугу и позволю себе считать примером, достойным подражания, то это – само движение мое, неутомимое, беспрерывное. Я решительно и сурово изгнал из моего рабочего обихода тлетворное русское «авось» и полагался только на сознательное творческое усилие» [5].

Оперный певец должен владеть большим объемом знаний и не только уметь петь. Опера представляется как му­зы­каль­но-сце­ни­че­ское про­из­ве­де­ние, в ос­но­ве ко­то­ро­го лежит со­еди­не­ние соль­но­го пе­ния и дра­ма­ти­че­ско­го дей­ст­вия [3]. Исходя из определения, актерское мастерство неотъемлемая часть работы вокалиста над собой.

Синтез театра и музыки объединяет два фундаментальных искусства. Какое отношение к театру в данной системе идей имеет музыка? Например, Аристотель в своих трактатах называет музыку «главнейшим из услащений».  Музыка – наиболее развитое из всех искусств, практиковавшихся афинским обществом, в период до формирования театра, а музыканты – первые и наиболее авторитетные профессионалы исполнительских искусств [1].

Федор Иванович Шаляпин при поддержке мецената Саввы Мамонтова не только обрел заграничную славу и финансовые возможности, но вступил в светский круг, где смог завести нужные связи: художники, музыканты, поэты и, конечно же, театралы [2, 4].

Представители русского драматического театра – это большая часть той художественной среды, оказавшая на певца, несомненно, огромное влияние. Следует сказать, что только в последние несколько десятилетий появились работы, которые в разной степени были посвящены отношениям великого певца с В. Немировичем-Данченко, М. Дальским и с К. Станиславским [5].

Среди них – книга «Работа Станиславского в оперном театре». Рассказывая о встречах Федора Ивановича и Константина Сергеевича, автор говорит о взаимном влиянии друг на друга этих двух художников русского театра на протяжении всей творческой жизни. Русская оперная драматургия натолкнула Шаляпина на мысль о необходимости создания новой исполнительской техники. Так он доказал, что музыка может быть воплощена в действии, что игра актера представляет собой не простое добавление к музыке, а есть ее психофизическое воплощение, на собственной практике [2, 4].

Именно Станиславский систематизировал опыт Шаляпина, изучил и закрепил технические приемы его творчества, сохранил традиции его искусства, словом, положил шаляпинские традиции в основу своей педагогической и режиссерской оперной деятельности. Молодые артисты студии слышали от него: «Моя система для вас – средство, а Шаляпин – цель!» [5].

В наставление Константин Сергеевич давал: «Вы должны научиться «жрать» знания», – в таких случаях вспоминая Федора Ивановича. «Как-то на вечеринке я сидел с Мамонтовым, и мы издали наблюдали молодого Шаляпина, находившегося в кругу больших мастеров. … Он слушал их с жадностью, стараясь не проронить ни единого слова. Мамонтов толкнул меня и сказал: «Смотри, Костя, как он жрет знания» [4].

И в области драмы сказалось влияние Шаляпина на Станиславского, особенно при разработке вопросов внешней выразительности речи, движения и подобного. Артист тоже многое почерпнул у Константина Сергеевича, обращаясь к нему за советами, дорожил его мнением по поводу исполнения ролей [2, 5].

 «Лицо Шаляпина, - вспоминал композитор Борис Асафьев, - при его пении в комнате, следовательно, без грима, я бы сказал, было не менее впечатляющим, чем на сцене в гриме и костюме. Даже сильнее и глубже заставлял он слушателя впитывать взор в себя: лицо выражало его пение без неизбежно грубых мелодраматических подчеркиваний, которых все-таки требует - из-за масштаба расстояний - сцена» [4].

«Когда бог создавал его, то был в особенно хорошем настроении, создавая на радость всем», – В. И. Немирович-Данченко о Ф. И. Шаляпине высказал не только свое восхищение, но и восхищение народа, любовь зрителя к замечательному выработанному трудами и годами голосу, органично сочетавшему в себе драматическую составляющую психофизики артиста [4].

В отличие от современных певцов, искусство Федора Ивановича было «верно» оперным. Сила его дарования заключалась в том, что он смог соединить в своем творчестве искусство певца с драматической выразительностью раскрытия актерского образа. В этом на пути творческого самосовершенствования ему помогло мастерство его современников - актеров драматического театра.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Синтез театра и музыки в творческой деятельности Федора Ивановича Шаляпина




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*