Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Осуществление нравственного и патриотического воспитания студентов Вятского колледжа культуры в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

16.05.2014 237 483
Платунова Арина Геннадьевна
Платунова Арина Геннадьевна, преподаватель

Вятский колледж культуры

Всплеск интереса к проблеме воспитания происходит в так называемые переломные периоды социально-экономического развития общества, изменений в политической сфере. В эпоху интенсивной международной интеграции, информационного, культурного обмена и сотрудничества по-новому актуально встает вопрос интернационального, гражданского, нравственного, поликультурного воспитания. Особое значение приобретает формирование личности студента как гражданина российского общества, обладающего глубокими профессиональными знаниями, культурного, социально активного, с уважением относящегося к духовным ценностям и традициям, моральным и нравственным устоям [2, c. 37].

 

Необходимо дальнейшее осмысление и разработка категории воспитания в новых общественно-политических условиях, поскольку целостно сформированной системы воспитательной работы в процессе образовательной деятельности пока не создано. И частью этой воспитательной системы может быть не только обеспечение прочных знаний, необходимых умений и навыков, но и духовно-нравственное просвещение обучающихся. Стоит отметить, что духовно-нравственное просвещение имеет как положительные, так и отрицательные стороны, многие студенты предпочитают воспринимать суррогат просвещения – компьютерные игры, низкопробные фильмы, ролики и т.д. [1, c. 54].

 

Поэтому необходимо научить студентов избирать те ценности, которые несут в себе объективную пользу для него самого и для общества в целом.

 

С этой целью в  Вятском колледже культуры в рамках преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» используются различные наглядные пособия, интерактивные возможности кабинета, представляющие студентам возможность ознакомиться и изучить произведения художников, лучшие музыкальные произведения мировой классики и современности, высокохудожественные фильмы. Педагог объясняет даже сложный материал простым, но научным языком, приводит примеры из жизни, показывает необходимость изучения материала для любой профессии. Для работы используется материал, собранный самими студентами во время поездок по России и зарубежные страны.

 

Сами занятия проводятся  на высоком методическом уровне, в соответствии с требованиями к современному уроку. Четко ставятся цели урока, прослеживаются их достижения. На этапе целеполагания уделять внимание и воспитательной цели. При ее реализации в рамках преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» необходимо стремиться сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга. Для эффективности процесса нравственного воспитания обязательно имеется обратная информация о действенности воспитательных влияний и учитывается эта информация на каждом новом этапе педагогической деятельности.

 

Большую роль в духовно-нравственном воспитании студентов играет самооценка. Поэтому педагог стремится к формированию положительной мотивации, созданию ситуации успеха у каждого студента. Ведущие принципы подачи материала на занятиях: доступность, логичность, системность. Нужно отбирать материал с учетом уровня подготовленности обучающихся, использовать хорошо подобранный дидактический материал, продумывать логику проведения урока, владеть методикой его структурирования.

 

На занятиях необходимо и педагогу демонстрировать высокую культуру педагогического общения, умело организовывать коллективную, фронтальную, групповую, парную и индивидуальную работу. Для этого применяются различные формы организации занятий, удачно сочетая различные методы обучения. Одним из используемых методов духовно-нравственного просвещения являются ситуации морального выбора, целью которой является формирование у обучающихся умения принимать этические решения. Характерной чертой таких ситуаций является многовариантность возможных действий. Выбор одного из этих вариантов и будет решением данной ситуации. Для занятий по «Безопасности жизнедеятельности» актуален педагогический стиль сотрудничества, постоянно в диалоге, когда вопросы и задания придумывает не только педагог, но и сами студенты.

 

В Вятском колледже культуры организуются конкурсы духовно-нравственной направленности, в которых студенты принимают активное участие. Ежегодно в целях противодействия распространению в среде подростков, молодежи пороков алкоголизма, наркомании, распущенности и насилия организуется конкурс плакатов «Здоровый образ жизни», выставка стенгазет «СПИДу - нет». Подобные конкурсы проводятся и в соседних регионах. Работы, ставшие победителями на внутриколледжных конкурсах, представляются для участия в межрегиональных, всероссийских и международных конкурсах, по результатам которых выпускаются электронные публикации лучших работ, поэтому становится возможным обмен культурным опытом по нравственно-патриотическому воспитанию с соседями.

 

На межрегиональных и областных фестивалях и конкурсах студентами и преподавателем осуществляется обмен опытом в различных сферах творческой и научной деятельности.

 

Для приобщения обучающихся к активному и здоровому образу жизни, а также развития командного чувства, уважения чужого мнения, между группами проводится командный конкурс «День здоровья», организуемый дважды в год (осень и весной).

 

С 2009 года в колледже обучаются студенты, прошедшие службу в Вооруженных Силах Российской Федерации и вернувшиеся в колледж, чтобы продолжить обучение. Эти студенты являются активными помощниками преподавателю дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» при организации изучения начальных военных знаний и при организации конкурсов по дисциплине. Традиционным стал конкурс по начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы. В конкурсе принимают участие студенты 3-4 курсов, кроме отслуживших в Вооружённых Силах РФ. Цель конкурса - выработка единого подхода к организации подготовки граждан к военной службе.

 

Задачи конкурса:

  • повышение качества мероприятий по организации и проведе­нию призыва на военную службу;
  • поддержка и распространение передового опыта в области под­готовки граждан к военной службе, организации и проведения призыва на военную службу;
  • формированию у обучаемых необходимых знаний, практических навыков и умений в области обороны и основ военной службы;
  • воспитанию у обучающихся патриотизма, чувства товарищества, ответственного отношения к себе и результатам своей деятельности.


Конкурс проводился в 2 этапа: теоретический – на знание теории по основам военной службы и основам обороны государства. Практический – проверка физической подготовленности для службы в Вооруженных Силах.

 

Юноши – выпускники, проходившие службу в Вооружённых Силах РФ, выступают в качестве экспертов.

 

Особой популярностью среди студентов пользуется областной конкурс экологического плаката, который помогает обучающимся в осознании того, что человек - это часть природы, необходимости сохранения всего многообразия жизни, принятия личного участия в решении экологических проблем. Участники конкурса не только изображают экологическую проблему на плакате, но и сопровождают свой рисунок аннотацией, в которой раскрывают всю остроту данного вопроса, предлагают пути решения. Работы Протасов Ивана (призер 2009г.), Чугаев Никиты (призер 2012 г.) стали лучшими в номинациях плакат-трафарет, и были приняты для многократного тиражирования и ведения экологического просвещения. Плакаты можно было увидеть на улицах города и области.

 

В 2010 году Сафронова Валерия отмечена дипломом Лауреата Всероссийского заочного конкурса научно-исследовательских работ «Юность. Наука. Культура» (2010) за свое исследование о культуре чтения среди молодежи.Данное исследование проводилось как пилотное, но его решили продолжить в Московском библиотечном институте.

 

В 2012 году Областной конкурс плакатов и фоторабот по безопасности жизнедеятельности «Мир без опасности»студентка Мышкина Ольга получила гран-при  за свою работу «Дети на дороге» и предоставила ее для проведения занятий в детском саду. Дети после проведения занятий прислали Ольге свои рисунки по безопасности, в этом заключается культурный обмен между поколениями.

 

В 2013 году при Республиканском колледже культуры (г. Йошкар-Ола) проводился ряд праздничных мероприятий, посвященных Дню славянской письменности и культуры. В рамках этих мероприятий студенты Заболотская Яна, Бузмакова Ангелина, Кибус Марина стали дипломанты Межрегионального конкурса рисунка и живописи «Россия, Родина моя» в номинации «Экологический плакат». Ковязина Мария, написав сочинение-рассуждение о своей Родине, стала Лауреат 1 степени межрегионального литературного конкурса «Волшебное русское слово».

 

Кроме этого, студенты Вятского колледжа культуры принимают участие в конференциях различного уровня, в которых освещают проблемы экологической культуры, предлагают решения по их ликвидации, тем самым проявляя заботу об окружающем их мире.

 

В 2012 году на IV межрегиональной (с международным участием) научено-практическая конференция «Молодежь Кировской области» Ушаков Иван, Мамаев Дмитрий выступили с докладом на тему «Влияние зеленых насаждений на чистоту воздуха».

 

В 2013 году на II Республиканской студенческой научно-практической конференции «Культура и образование: история и современность, перспективы развития» Плотникова Н. и Тюлькина У. осветили тему «Чистый колледж! Здоровый колледж».

 

В 2013 году на молодежной конференции «Профилактика ВИЧ: Современно. Интересно. Эффективно» Дементьева П. выступила с докладом по обобщению опыта профилактической работы ВИЧ в Вятском колледже культуры.

 

В заключении хотелось бы отметить, что в решении проблем нравственного и патриотического воспитания современного поколения должна в первую очередь принимать участие сама молодежь, осознавая всю важность своего участия в жизни Родины, любить, знать и уважать ее культуру, традиции и историю. Однако направлять действия молодежи в нужное русло должно как государство, так семья, и образовательное учреждение.И поэтому, в будущем педагог и студенты Вятского колледжа культуры собираются осуществлять обмен опытом нравственного и патриотического воспитания с соседними странами, регионами, областями, городами,осуществлять обмен между поколениями.

 

Список литературы:

1. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172 с.

2. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. Научно-популярное издание. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005. – 119 с.

3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – Т. 2. – 816 с. – (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*