Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Патриотическое воспитание студентов в рамках МДК «Словестное действие»

16.05.2014 1552 5734
Коновалова Татьяна Игоревна
Коновалова Татьяна Игоревна, преподаватель

Вятский колледж культуры

Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства. У студентов должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от образовательных учреждений: их роль в этом плане невозможно переоценить [2, c.23].

 

В толковом словаре В. И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [3, с.24].

 

Понятие «патриотизм» многогранно. Патриотизм – это и любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность жертвовать собой, защищая его, гордость за свой народ. Это и любовь к родным местам, своей семье, ощущение своей неразрывной связи с окружающим миром, желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

 

Патриотическое воспитание — часть воспитания в целом, одно из его основных направлений. Его сущность и содержание сформулированы в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации — это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [4, с.2].

 

В современных условиях патриотизм идентифицируется на уровне таких личностных качеств, как любовь к большой и малой родине, готовность выполнить конституционный долг; современные патриотические мировоззрение, установки и ценности; социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная; общественно значимые поведение и деятельность.

 

Патриотическое воспитание в настоящее время рассматривается как одно из наиболее приоритетных направлений работы образовательных учреждений всех типов и уровней. Это не случайно, поскольку дети и молодежь составляют основную объектную базу патриотического воспитания, а школы, учреждения среднего профессионального и высшего образования — ведущие учреждение, где закладываются основы гражданско-патриотического становления подрастающего поколения — будущего нашей страны.

 

Воспитанию гражданственности и патриотизма уделяли большое вниманиеи знаменитые педагоги.

 

Педагог А. С. Макаренко считал необходимым воспитывать такие качества гражданина как образованность, общественная и политическая активность, умелое и активное участие в государственном управлении и общественной жизни. Его идея - это идея воспитания в коллективе и через коллектив, но при сохранении творческой индивидуальности личности, позволяющей в полной мере реализовать все свои возможности и способности [1, с.125].

 

В. А. Сухомлинский считал, что основой активной жизненной позиции человека является любовь к Родине. Он писал: «Сердцевина человека - любовь к Отечеству - закладывается в детстве… Торжество добра, красоты, истины - это для ребенка - личное счастье. Формирование патриотической сердцевины человека как раз заключается в том, чтобы он постиг это счастье». В своей статье, вышедшей в 1966 году в журнале «Воспитание школьников», В.А. Сухомлинский писал: «… Воспитание гражданственности - это воспитание души. Чем живет ребенок, что его волнует и тревожит, в чем его радости и печали, как он относится к людям, как входит окружающий мир в его душу… Если воспитатель не сумел добиться того, чтобы в чуткое, восприимчивое сердце вошел большой мир общественной жизни, чтобы детское сердце переболело и перестрадало болью и страданиями людей, юная душа останется пустой. Душевная пустота, равнодушие, убивающее доверие и человеческое дружелюбие, - это самый страшный враг гражданственности. Жизнь преподает нам суровые уроки того, к чему может привести пустота души" [1, с.178].

 

Педагог К. Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству. Эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными, природными, личностными, семейными и родовыми наклонностями».

 

Педагогическое наследие известных педагогов остаётся востребованным и сегодня. Их подходы в вопросах воспитания гражданских и патриотических качеств личности основаны на воспитании базовых нравственных качеств, имеющих неоспоримую ценность при любых историко-политических условиях. Гражданственность и патриотизм рассматриваются педагогами как общественно-значимые и личностно-значимые ценности. Их теоретические идеи формируют у нас представление о том, что гражданин - это человек, обладающий качествами и чувствами высшего порядка, несущий в себе единство духовности, гражданской ответственности, социальной активности, сознание своей неразделенности, неразрывности с Отечеством, готовый жертвовать жизнью ради своей Родины» [1, с.102].

 

Таким образом, воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность образовательных учреждений по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству.

 

Работа по воспитанию патриотизма у студентов во время образовательного процесса может быть различна. Патриотическое воспитание включает в себя не только лекции, работу с историческим материалом, посещение музеев, экскурсии к памятникам истории и культуры и так далее. Прививать любовь к Родине, создать условия для воспитания чувства патриотизма можно и на занятиях междисциплинарного курса «Словесное действие».

 

На протяжении всего курса обучения по данному междисциплинарного курса студенты работают с художественной литературой – это описательные отрывки, стихотворения, сказки, литературные композиции, публичные выступления.На каждом групповом занятии преподаватель обращается к примерам из художественной литературы. Например, материал по изучению стихотворных размеров подкрепляется примерами известных стихотворений С.А. Есенина («Гой ты, Русь, моя родная», «Весенний вечер»), М.Ю. Лермонтов («Родина»), А.А. Блок («Россия»), А.С. Пушкина («Деревня») и многие другие.

 

Работа на индивидуальных занятиях строится по-другому. Студент сам выбирает тему своего выступления. В большинстве случаев выбор обучающихся падает на стихотворения о России, о своей малой родине. В отрывках описательного характера выступающие рассказывают о природе, о бесконечных полях и просторах, лесах, деревнях и городах и, благодаря этим выступлениям, развивается чувство патриотизма.

 

Ещё одно из практических индивидуальных заданий – это самостоятельное написание публичного выступления. Студенты выпускного курса берут общую тему, но каждый раскрывает её в своём направлении. Темой последнего публичного выступления обучающихся стала тема любви. Студенты раскрывают её не только по отношению к своим любимым, увлечениям и хобби, но все чаще встречаются выступления о любви к родителям, к своему дому и Родине.

 

Работая с художественным словом в различных формах, студенты познают Родину, учатся её любить, оберегать, стремятся её изменить и сделать лучше. Большим достоинством является и то, что студент, владея словом, может передать красоту природы, России при помощи слова другим людям, слушателям, зрителям и воспитать в них чувство патриотизма.

 

Ещё одна популярная форма – выступление на различных конкурсах. Ежегодно студенты Вятского колледжа культуры принимают участие в областном конкурсе чтецов, на котором выступающие рассказывают о любви к своей семье, друзьям, Родине. Кроме этого, студенты посещают областной конкурс художественного слова «Моя любовь – моя Россия». Благодаря этим конкурсам, студенты публично говорят о любви к Родине, воспевают природу и родные края, и добиваются успехов за счет того, что чувствуют и пропускают через себя каждое слово.

 

Таким образом, патриотическое воспитание – необходимая составляющая образовательного процесса. Воспитывать у студентов чувство патриотизма можно и нужно в рамках на различных учебных дисциплин и междисциплинарных курсов, находя новые, интересные формы, так как преподаватель имеет дело с растущим и развивающимся человеком, и с целым коллективом. Формирование любого нравственного качества предполагает воздействие на сознание, чувство и поведение студентов. В зависимости от индивидуальных возрастных особенностей студентов, от условий их жизни и быта меняются не только отдельные методы воспитания, но и вся система в целом [5, с.11].

 

В заключении нельзя не вспомнить одну из казачьих заповедей: «Люби Россию, ибо она мать твоя и ничто в мире не заменит тебе ее». Аналогичную идею завещал нам и выдающийся педагог-гуманист ХХ века В.А. Сухомлинский: «Любовь к Отчизне и любовь к людям – это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма». А закончить елось бы замечательными словами В. Лазарева:

Как не любить мне эту землю,

Где мне дано свой век прожить:

И эту синь, и эту зелень,

И тропку тайную во ржи!

Мне хорошо в твоих раздольях,

Моя любовь, моя земля.

Крестьянка русская в ладонях

Весною нянчила тебя.

Как не любить мне эту пашню,

Что битва кровью обожгла,

Как мне забыть за правду павших

Крестьян из нашего села!

Земля, под грозами ты мокла,

Сквозь бури шла и ожила.

Скажи, а все ли сделать смог я,

Чтоб ты любить меня могла?

Когда к тебе я припадаю

В суровой нежности своей,

В твоем тепле я вспоминаю

Ладони матери моей [6].

 

Список литературы:

1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе.- М.: Айрис-пресс, 2002. -224 с.

2. Адаменко С.Воспитываем патриотов России // Народное образование. -2005-№4-С. 23.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т.. – М.: Русский язык, 1978. – Т.3. – 555 с.

4. Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия // Воспитание школьников. – 2007. – № 5. – С. 2-8.

5. Райхлина Е. П. Использование литературного наследия в патриотическом воспитании учащейся молодежи // Воспитание школьников. – 2009. – № 9. – С. 9-13.

6. Любовь моя-моя Россия! [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://a.farit.ru/i/t-139958.html.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*