Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности методики, организации и проведения контроля знаний студентов заочной формы обучения

16.05.2014 1165 2254
Грудинина Ольга Томовна
Грудинина Ольга Томовна, преподаватель, Почётный работник СПО

Вятский колледж культуры

Сегодня перед всеми участниками образовательного процесса стоят проблемы его адаптации к новым стандартам и повышения качества образования. В связи с этим педагогический контроль приобретает особое значение. Педагогический контроль является цельной дидактической и методической системой проверочной деятельности. Эта взаимосвязанная совместная деятельность преподавателя и студентов, при руководящей и организующей роли педагога, она направлена на выявление результатов учебного процесса и на повышение его эффективности. Иногда понятие контроля учебы студентов полностью отождествляется с учетом их успеваемости. Это не совсем правильно. Конечно, учет успеваемости является необходимой составной частью контроля. Однако контроль в целом по своим задачам, формам осуществления и диапазону действия шире, чем только учет и оценка знаний, умений и опыта студентов. Проблема контроля имеет методические, организационные, психологические аспекты, что особенно проявляется в работе со студентами заочной формы обучения. На этих аспектах и остановимся подробнее.

 

Большинство форм и методов контроля, используемых для контроля знаний студентов очной формы обучения, применяется также и в отношении студентов-заочников. Однако специфика учебы заочников: совмещение работы с учебой, аудиторные занятия, которые проходят только в период сессии, отсутствие постоянных, непосредственных контактов с преподавателями в межсессионные периоды и многое другое; влечет за собой и некоторые особенности в осуществлении контроля. Контроль знаний заочников осуществляется преимущественно во время учебно-экзаменационной сессии, которая делится на два семестра. Такая организация учебного процесса в нашем колледже позволяет более активно использовать межсессионный период в том числе и для контроля за учебной деятельностью. Именно во время сессии применяются различные формы текущего контроля – оцениваются практические работы, семинарские занятия, проходят индивидуальные беседы со студентами, выборочная проверка конспектов, контрольные письменные работы и т. д. в этот же период организуется и промежуточный контроль - зачеты и экзамены. Они проводятся в основном теми же методами, что и при очном обучении, но более интенсивно, так как сосредоточены по времени только на небольшой период сессии. Некоторые формы промежуточного контроля совмещаются с текущим и наоборот. Студенты очень загружены на сессии и преподавателям нужно внимательно проанализировать содержание дисциплин и формы особенно текущего контроля для того, чтобы выбирать наиболее эффективные методы проверки. Одним из эффективных методов текущего контроля в кратковременный период сессии являются тесты. Проанализировав свой опыт использования тестирования, считаю, что оно во многих случаях является оптимальной формой педагогического контроля уровня сформированности навыков и умений студентов-заочников, так как представляет собой быстрый и эффективный метод диагностики и проверки, отвечает принципу доступности и программным требованиям. Систематическое проведение тестового контроля знаний стимулирует активность и внимание студентов на занятии, повышает их ответственность при выполнении аудиторных практических заданий. Педагогический контроль в тестовой форме для студентов, обучающихся по заочной форме может быть входным, обеспечивающим проверку знаний и умений в начале обучения; оперативным, рубежным, обеспечивающим объективную оценку результатов обучения.

 

Вместе с тем, несмотря на загруженность студентов-заочников в период сессии, отказываться от текущего контроля полностью не следует. Важная роль текущего контроля определяется его педагогическими функциями. Текущий контроль – одно из средств воздействия на отдельных отстающих или недостаточно старательных студентов, контроль оказывает большое стимулирующее воздействие на учебу, способствует воспитанию самоконтроля, мотивирует обучение, помогает студентам ритмично, планомерно и более основательно изучать программу и готовиться к экзаменам. Вместе с тем он дает возможность и преподавателям в процессе обучения определять эффективность своей работы, применяемой методики, обнаружить недостатки в изложении материала, своевременно внести коррективы в преподавание, дать правильное направление самостоятельной работе студентов. Текущий контроль является одним из путей изучения студентов, что в свою очередь позволяет преподавателю ввести элементы индивидуализации в учебную работу.

 

Некоторые элементы текущего контроля выносятся на межсессионный период. Важнейшая задача преподавателя – обеспечить самостоятельную работу студентов в межсессионный период методическими рекомендациями. Методической службой колледжа разработаны методические рекомендации для преподавателей по составлению таких материалов, они должны быть по каждому предмету. В период между сессиями текущий контроль знаний заочников осуществляется в основном посредством рецензирования их письменных работ, рефератов и контрольных заданий, непосредственного ознакомления с их работой по месту работы, а также путем письменных (заочных) и устных (очных) консультаций. Опыт показывает, что рецензирование письменных работ, рефератов и контрольных заданий дает возможность преподавателям в определенной степени проконтролировать качество самостоятельной работы заочников, а замечания, советы и рекомендации преподавателей оказывают существенную помощь и самим заочникам. Но, к сожалению, их письменные работы нередко носят компилятивный, поверхностный характер, а иногда и с большими заимствованиями из Интернета. Поэтому тематика рефератов и домашних контрольных работ нуждается в постоянном обновлении, темы должны давать возможность студентам проявить свою самостоятельность. В интересах осуществления текущего контроля за учебой заочников многие преподаватели изыскивают дополнительные средства связей с ними в межсессионный период (переписка со студентами по электронной почте, контрольные анкеты с вопросами о ходе самостоятельной работы по предмету, заочные консультации по индивидуальным запросам студентов и т. д.). Эффективным средством работы в межсессионный период могли бы стать методические рекомендации для студентов, размещённые на нашем сайте. В отличие от студентов очной формы обучения почти вся основная работа заочников над программным материалом и подготовка к зачетам и экзаменам проходит в межсессионный период. В процессе самостоятельной работы у них обычно накапливается большое количество вопросов, которые они надеются выяснить на сессии. Поэтому во время сессии от всех преподавателей требуется особенно внимательное отношение к заочникам, хорошая организация групповых и индивидуальных консультаций, дополнительных занятий и т. д. На предэкзаменационных консультациях для студентов-заочников особое внимание должно быть уделено обобщению, систематизации и закреплению знаний. Преподаватель должен помочь студентам восстановить в памяти изученный материал, представить структуру дисциплины, связь отдельных тем. Вместе с тем, поскольку большинство преподавателей не имеет возможности непосредственно наблюдать самостоятельную работу студентов в течение большей части года, требуется также и особенно тщательный, объективный подход к оценке знаний каждого студента-заочника на экзаменах.

Обеспечить объективность оценки могут чёткие критерии оценки, они должны быть разработаны на каждой ПЦК. Однако наличие строго определенных критериев еще не означает, что этим уже полностью решена задача объективной оценки знаний студентов всеми преподавателями. Проблемы промежуточного контроля с методической точки зрения связаны с решением ряда психологических вопросов. Ещё одна особенность в осуществлении контроля знаний заочников состоит в том, что в отличие от очной формы обучения заочника приходится контролировать реже и, следовательно, по более крупным разделам программы. Иногда для них приходится перерабатывать содержание контрольных материалов. Если, например, по какому-нибудь предмету студент очной формы обучения сдает два экзамена, а в промежутке между ними один-два зачета, то заочник сдает по этому же предмету только два экзамена без зачетов. Естественно, что это порождает дополнительные трудности и для заочника и для экзаменатора, который должен проверить и правильно оценить знания студента по всему курсу, не имея достаточно материалов текущего контроля. Приходится учитывать в связи с этим и такое обстоятельство: если заочники, как правило, накапливают хороший опыт самостоятельной учебы в отрыве от колледжа, то они имеют меньший (по сравнению со студентами-очниками) опыт сдачи зачетов и экзаменов, меньше знают преподавателей, их методические особенности и т. д. Этим нередко объясняется повышенная напряженность студентов-заочников во время экзаменов. Уменьшить напряжённость студентов в период сессии помогут чёткие ориентиры (рекомендации) по подготовке к экзаменам и зачётам.

 

Методика проведения зачетов и экзаменов при заочной форме обучения имеют свои специфические особенности:

  • Поскольку при заочной форме обучения отсутствует возможность текущего контроля работы студентов в течение года или семестра, проверка их знаний преподавателем на зачетах и экзаменах в отличие от дневной формы обучения должна быть более глубокой и всесторонней.
  • Так как при заочной форме преподаватель несравнимо меньше учит, воспитывает, консультирует студентов, такие функции зачетов и экзаменов, как обучение и воспитание, должны использоваться значительно полнее.
  • В ходе зачета или экзамена преподаватель должен помочь студенту глубже разобраться в содержании дисциплины, осуществляя рекомендации над чем следует поработать в первую очередь при изучении материала, научить правильно анализировать изучаемый материал.
  • В условиях заочной формы обучения следует усилить элемент беседы в ходе экзамена, сделать ее обязательным его компонентом. Только благодаря беседе преподаватель может проверить знания студента-заочника, и на этой основе объективнее оценить знания студента.
  • На заседаниях ПЦК нужно разрабатывать и утверждать не только экзаменационные билеты, но и экзаменационные вопросы для беседы в ходе экзамена. Их список облегчает проведение экзамена для преподавателя, избавляет студентов от громоздких, нечетко заданных вопросов.


Успешному решению педагогических и психологических проблем контроля способствует правильная организация контроля знаний студентов. Все студенты заранее получают выписку из учебного плана с перечнем основных точек текущего и промежуточного контроля. Опыт показал, что организация экзаменационной сессии по семестрам является наиболее рациональной: она позволяет избежать перегрузки студентов, соблюсти целесообразную очередность сдачи экзаменов, организовать консультационную работу в период сессий. Представляется целесообразным заранее знакомить студентов-заочников со списком основных экзаменационных вопросов и вопросов для собеседования, поскольку данные в логической последовательности и отражающие основное содержание программы, они помогают студентам-заочникам сосредоточить внимание на основных проблемах курса. Замечательно, если в конце учебно-экзаменационной сессии студент-заочник получит методические пособия по каждому предмету на следующую сессию. Если студент знает что, когда и как будет контролировать педагог, результаты контроля несомненно будут более высокими, а эффективность систем контроля позволит обоснованно судить о том, насколько точно и полно реализуются цели обучения, и своевременно вносить требуемые коррективы, стимулировать студентов к успешному овладению предмета.

 

Педагогический контроль является одной из основных форм организации учебного процесса, поскольку позволяет осуществить проверку результатов учебно-познавательной деятельности студентов, педагогического мастерства преподавателя и качества созданной обучающей системы. Внедряемые в настоящее время интенсивные методы обучения неизбежно ведут к новым поискам в области повышения качества и эффективности педагогического контроля.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*