Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Игры на уроках психологии

16.05.2014 3126 5964
Кононова Лада Витальевна
Кононова Лада Витальевна, преподаватель

Вятский колледж культуры

«В игре человек испытывает такое наслаждение от

 свободного обнаружения  

своих способностей, какое художник испытывает

 во время творчества» 

Ф. Шиллер

 

Игра как одно из удивительнейших явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель видел в игре источник душевного равновесия, гармонии души и тела.

 

Игра является стимулом  к овладению знаниями и эффективный прием в арсенале преподавателя психологии, «универсальное средство», помогающее педагогу превратить процесс обучения в увлекательное учащимися занятие. Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом. Всё это определяет функции учебной игры как средства психологического, социально-педагогического воздействия на личность.

 

Психологическое влияние игры проявляется в интеллектуальном росте обучаемых. Педагогически и психологически продуманное использование её на занятиях обеспечивает развитие потребности в мыслительной деятельности. Игра - это эффективный способ повышения качества и продуктивности обучения психологии.Игры помогают стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Совместные творческие игры сближают и педагогов и обучающихся. В этом – один из главнейших принципов эффективного воспитания.

 

Следует учитывать, что игровой процесс намного облегчает процесс учебный; более того, умело разработанная игра неотделима от учения. В зависимости от условий, целей и задач, поставленных преподавателем психологии, игра должна чередоваться с другими видами работы.

 

Главная задача  педагога - добиваться того, чтобы не пропадал интерес к изучению психологии.

 

Игры – это активный способ достижения многих образовательных целей. В процессе обучения психологии игры могут быть использованы и для мотивации изучения темы, и для закрепления и обобщения пройденного материала.

 

Американский психолог Д. Мид увидел в игре обобщённую модель формирования того, что психологи называют «самостоятельностью» - человека - собирание своего «я». Игра - это сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самоосуществления.

 

Игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму, хотя именно он часто добавляет оживление и повышает активность.

 

Всегда во время работы на уроке есть моменты, когда внимание обучающихсярассеивается. Тогда любая спонтанная игра повышает внимание, оживляет и улучшает восприятие учебного материала. Использование игр на уроках психологии помогает педагогу глубже раскрыть личностный потенциал каждого студента, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию.

 

Использование обучающих игр на уроках и внеклассных занятиях по психологии способствуют выполнению важных методических задач:

- развитию ОУУиН: учебно – информационных, учебно – коммуникативных, учебно – интеллектуальных, учебно – рефлексивных умений;

- повышению познавательного интереса к изучаемому курсу;

- закрепление и обобщение ЗУН по психологии;

- созданию психологической готовности обучающихся к общению;

 

Реализация игровых приемов и методов при урочной форме занятий происходит по основным направлениям:

1) дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи;

2) учебная деятельность подчиняется правилам игры;

3) учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

4) успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

 

Выделяются три серии игр:

  • Деловые игры

Пример: фрагмент игры «Самый умный», по теме «Психологические свойства личности».

Определите правильный ответ: (посредством сигналов)

1) Наиболее активный период социализации личности:

a) 0-5 лет

b) 5-8 лет

c) 8-11 лет

d) 11-14 лет

2) Темперамент – это свойство:

a) Личности

b) Индивида

c) Человека

d) Особи

3) Один из показателей динамики психологической деятельности:

a) Показатель устойчивости

b) Показатель активности

c) Биологической показатель

d) Показатель действительности

4) Все черты характера делятся по направлению:

a) По отношению к людям

b) К себе

c) К труду

d) Все ответы верны

5) Природными предпосылками способностей, являются:

a) Задатки

b) Одарённость

c) Талант

d) Зачатки

6) Что не является особенностью  личности:

a) Воля

b) Голубые глаза

c) Честность

d) Нравственная культура

7) Какая особенность не характеризует сангвиника:

a) Активный

b) Общительный

c) Ленивый

d) Поверхностный

  • Познавательные игры

Пример: игра «Дошифровщик», может быть использована в качестве мотивации на уроке, в качестве самопроверки основных понятий темы.

Это один из познавательных процессов… - 37632322 (Мышление)

1.

абвг

2.

деёж

3.

зийк

4.

лмн

5.

опрс

6.

тфху

7.

цшщ

8.

ьъэ

9.

юя


  • Психотехнические игры

Игра – превосходный способ стимулирования активной работы на уроке, а также мотивации учебно-познавательной деятельности студентов.

 

Список использованной литературы:

  1. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1987. – 350 с.
  2. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей сред.спец. учеб. заведений.— М.: Высш. шк., 1991.- 320 с.
  3. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник.— М.: Профиздат, 1991. - 156 с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*