Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование интерактивных средств на уроках иностранного языка

16.05.2014 1921 4176
Иванова Елена Александровна
Иванова Елена Александровна, преподаватель

Вятский колледж культуры

Основная профессиональная образовательная программа по специальностям СПО предусматривает в общегуманитарном и социально-экономическом цикле предметов ведение учебной дисциплины иностранный язык.

 

На сегодняшний день современное общество, изобилующее новыми технологиями, требует от нас подготовки обучающихся, способных быстро оперировать и перерабатывать полученную информацию, способных использовать иностранный язык в реальном общении.

 

При изучении иностранного языка в условиях СПО мы сталкиваемся с проблемой отсутствия живой языковой среды, невозможностью общаться с носителями языка, что в свою очередь влияет на уровень обученности студентов.

 

Особенностью стандарта нового поколения является то, что он не определяет содержание дисциплины, а дает только результаты. Например, при изучении иностранного языка обучающийся должен уметь вести беседу на иностранном языке в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал; рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своей стране и стране изучаемого языка на иностранном языке [4].

 

Для того чтобы достичь таких результатов, преподавателем должны быть продуманы методы, средства и формы обучения.

 

Поэтому сейчас традиционные методы и приемы обучения иностранному языку постепенно уступают место широкому использованию новых информационных технологий, позволяющих поддержать устойчивый интерес студентов к изучению иностранного языка, развивающих информационную компетентность обучающихся и для поддержания их активной мотивации к изучению английского языка в условиях отсутствия среды языкового общения. Это позволит воспитать более грамотных и конкурентоспособных граждан, которые в дальнейшем смогут самостоятельно получать знания и реализовывать свой творческий потенциал [1].

 

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс влечет за собой изменение роли педагога, который превращается из простого «вещателя» в консультанта и организатора деятельности обучающихся по приобретению новых знаний, умений и навыков. Это также и поиск новых, более эффективных методик, методов и приемов преподавания иноязычной культуры для поддержания устойчивого интереса студентов к изучению иностранного языка, развитие информационной компетентности обучающихся для создания и поддержания их активной мотивации к изучению английского языка в условиях отсутствия среды языкового общения [3].

 

Пункт 17 раздела 7 Федерального государственного образовательного стандарта для СПО предусматривает, что для реализации основной образовательной программы и для изучения предмета иностранный язык должны быть созданы определенные условия, одним из которых является использование активных и интерактивных форм проведения занятий [4]. На базе КОГАОУ СПО «Вятский колледж культуры» созданы определённые условия для успешного воплощения требований образовательного стандарта: многие кабинеты оснащены компьютерами, свободный доступ в Интернет посредством WI-FI, что существенным образом упрощает работу по предмету.

 

Используя компьютеры, получаем новые возможности для интенсификации учебно-познавательной деятельности, демонстрируя на практике один из важнейших принципов дидактики - принцип наглядности.

 

При помощи компьютера можем решать определенные задачи:

  1. формировать навыки и умения чтения и аудирования, пополнять свой словарный запас, пользуясь материалами, предоставленными Интернет-сетью;
  2. совершенствовать умения письма;
  3. знакомить с информацией страноведческого характера, включающей в себя изучение особенностей культуры, традиций, этикета стран изучаемого зыка;
  4. мотивировать дальнейшее изучение иностранного языка обучающимися [1].

 

Использование мультимедийных технологий включает в себя использование таких аудиовизуальных и интерактивных средств обучения как программные средства (мультимедийные диски, презентации, видео-, аудио-ролики, ресурсы сети Интернет); оборудование (ПК, аудио-, видеоаппаратура, мультимедийный проектор, интерактивная доска).

 

Используя информационные технологии, Интернет-ресурсы, мы обеспечиваем индивидуальный и дифференцированный подход к обучаемому, учитывая интересы, способности и уровень обученности каждого. Все это значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися [5].

 

Интернет является отличным средством при обучении чтению. Находя информацию о событиях в мире, различные репортажи, студенты могут не только просто читать текст, но и прослушать его. Большинство всемирно известных газет разработали свои web-страницы, на которых для получения информации можно выбрать подходящий для себя уровень владения языком и прослушать сообщения в режиме “Learning English”. Таким образом, можно создать на уроке атмосферу работы в реально существующей группе репортеров, провести ролевую игру, что позволит студентам попрактиковаться в объемном чтении, интерпретации и беглой разговорной речи.

 

Большую помощь при проведении итоговой или промежуточной проверки знаний грамматической стороны речи оказывают множественные онлайн тесты. Задания можно выполнять по соответствующей теме прямо в сети, используя ссылки на определенные сайты (http://www.english.language.ru/, http://english-zone.com/index) или на распечатанных бланках.

 

При выполнении задания онлайн, обучающийся получает индивидуальное задание, комментарии к допущенным ошибкам и возможность еще раз проработать именно тот раздел темы, в котором были допущены ошибки [2].

 

Применяя компьютерные обучающие программы, мы наиболее полно реализуем многие дидактические, педагогические и методические задачи, делая процесс обучения творческим, интересным, учитывая способности каждого студента. Для обучения иностранному языку можно использовать разнообразные мультимедийные обучающие программы:

- «Репетитор по английскому языку Кирилла и Мефодия», «Reward InterNative», «Витаминный курс английского языка», «Профессор Хиггинс-Английский без акцента», каждая из которых предусматривает подобные разделы курса: восприятие речи на слух, разговорная практика, упражнения на произношение, чтение, письменные упражнения, словарь, грамматика, темы.

- разнообразные словари, (классический англо-русский словарь Мюллера с опцией поиска по русским словам, русско-английский словарь Королёва, толковый словарь Уэбстера онлайн, онлайн-словарь английских идиом и фразовых глаголов, словарь сочетаемости английских глаголов с предлогами, англо-русский строительный словарь онлайн ит.д.);

- ресурсы Интернета (различные публикации в зарубежных СМИ, электронные копии учебников, обучающие сайты) [1].

 

Используя в качестве дополнения к содержанию урока по теме страноведение различные видеокурсы, мы вовлекаем обучающихся в мир реалий изучаемого языка. Студенты практически погружаются в окружающую обстановку, воспринимают аутентичные жесты и мимику носителей языка. Помимо просмотра видеороликов, на их основе можно проводить разнообразные обсуждения, ролевые игры, диспуты. Прослушивание на дисках, записанных с участием носителей языка песен, текстов и диалогов, не заменимы при работе над произношением [5].

 

Проводя исследовательские проекты, широко используя индивидуальную, парную и групповую работу, обучающиеся учатся работать с презентациями и различными видами документов и источниками информации. Мультимедийные презентации, выполненные в программе MS Power Point, широко используются как преподавателями, так и студентами на различных этапах изучения темы. К примеру, при объяснении нового материала по грамматике, можно создать электронную разработку урока, предусматривающую детальную проработку материала на каждом этапе работы над грамматической темой. При необходимости можно вернуться к тому или иному слайду презентации. Составление такой работы требует большой подготовки преподавателя по выбору материала, продумывания структуры, выбора оформления, умения работать с программами Microsoft Word и Microsoft Power Point и т.д. Но красочность, наглядность, использование различных эффектов анимации, картинок, маркеров, схем, позволяет сделать процесс запоминания и отработки более продуктивным.

 

Создание презентации студентами выступает также в качестве зачета по пройденной теме, что позволяет обучающимся в полной мере проявить свои творческие способности, умения выполнять проектные работы и показать знания по теме. Особо ценно в такой работе то, что обучающийся учится самостоятельно организовывать свою деятельность. Они с готовностью и желанием выполняют такие проекты, используя поисковую деятельность, находя источники получения информации. Такая работа значительно повышает информативность урока и наглядность знаний, положительно влияет на мотивацию к изучению языка. Замечено, что полученные и самостоятельно обработанные знания и умения намного прочнее [3].

 

Сегодня основные методические новшества включают в себя использование интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение - это диалоговое обучение, общение на уровне «обучающийся-учитель» или «обучающийся-компьютер», которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.

 

Многие преподаватели на своих занятиях широко используют интерактивную доску, например SmartBoard. Электронные интерактивные доски - это эффективный способ внедрения электронного содержания учебного материала и мультимедийных материалов в процесс о бучения [6]. При помощи интерактивной доски можно представлять разнообразный мультимедийный материал, аудио - и видео - файлы, служащий для введения, закрепления или контроля лексических или грамматических единиц. Используя картинки, упражнения, тексты, преподаватель может наглядно на экране продемонстрировать структуру урока, что нацеливает учащегося на активную и обдуманную работу.

 

Основным преимуществом интерактивной доки является возможность работы на ней без использования клавиатуры. Все манипуляции (открывание файлов, перемещение и выделение объектов и т.д.) педагог может проделывать прямо на экране при помощи специальных приборов или же просто пальцем.

 

Такая доска не является только лишь транслятором заранее приготовленного преподавателем материала. В комплект SmartBoard входит программное обеспечение, содержащее огромную коллекцию мультимедийных объектов, готовых тематических картинок, программ по созданию разнообразных заданий и шаблонов страниц для создания красочно оформленного урока [6].

 

Хотелось бы прокомментировать некоторые из возможностей интерактивной доски, которые мы используем на различных этапах обучения.

  • Прямо на экране можно показать ход урока, оформив свою работу схемами, текстами и таблицами. При объяснении некоторых грамматических явлений мы можем на одном слайде открыть сразу две страницы конспекта для наглядного сравнения. Легко можем вернуться к началу изложения материала или вывести на экран более сложный пункт.
  • При работе с грамматическим материалом (к примеру, «Вопросительные предложения») мы можем «в движении» продемонстрировать местоположение вспомогательных или модальных глаголов путем перетаскивания слов на нужное место в предложении с помощью функции "drag and drop". Для заострения внимания на более трудных структурах используются маркеры.
  • При работе над аудированием используем аудиофайлы, прикрепленные к тематическим картинкам и наглядно набранный текст для зрительного восприятия или заданий. Все это располагается на одном слайде. Чтобы прослушать текст, достаточно кликнуть на него. Это значительно упрощает работу преподавателя, который не тратит время на работу с различными источниками (магнитола, картинки и напечатанный текст).
  • Особо хотелось бы отметить наличие флэш-объектов и специальных программ по созданию заданий для контроля знаний. К примеру, при изучении лексики используем анаграммы, кроссворды, задания на подбор синонимов или антонимов. Составление таких заданий выполняется предельно просто, нам только нужно набрать слова, а всю сортировку доска сделает сама. В подобных заданиях учащимся дается возможность проверить себя (нажатием на клавишу «check») или выполнить работу заново.
  • При работе с текстами имеем возможность составлять задания на определение логической последовательности высказываний или тесты множественного выбора.
  • При помощи интерактивной доски можем выйти в сеть Интернет самостоятельно или прикрепить гиперссылку к интересующему нас объекту и при необходимости, кликнув на него, перейдем на нужную страницу в сети.

Интерактивное обучение, как специальная форма организации познавательной деятельности, ставит перед собой определенные цели. В основе всего – создание благоприятных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свои силы, интеллектуальную состоятельность. Все это способствует успешности процесса обучения. Главным в таком процессе является всеобщая вовлеченность в процесс познания, возможность понимать и оценивать свои мысли и знания. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что “каждый вносит свой индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности”. Все это происходит в атмосфере доброжелательного сотрудничества, позволяющего как развивать саму познавательную деятельность, так и получать необходимые знания [5].

 

Таким образом, мы понимаем, что практически при изучении любой темы и на любом этапе урока можем использовать интерактивные средства. Красочно оформленный материал, с использованием разнообразных аудио - и видео приложений, схем и таблиц, быстрее и легче воспринимается студентами. Педагог тратит на уроке меньше времени – исчезает необходимость диктовки материала или записи на доске. А при наличии персональных компьютеров у каждого студента появляется возможность передавать информацию по изучаемому материалу, индивидуальные домашние задания или даже консультировать через социальные сети или электронную почту. Все это значительно повышает эффективность усвоения материала студентами, повышает мотивацию к изучению иностранного языка.

 

Список литературы:

  1. Бовтенко М. А. Компьютерная лингводидактика [Текст]: учебное пособие / М.А. Бовтенко. - М.: Флинта издательство, 2005.
  2. Васильев В.Н. Методический интернет-центр [Текст] / В.Н. Васильев, Л.С. Лисицкая.- СПб: Питер, 2005.
  3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании.- [Текст] / И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2003.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 071901 «Библиотековедение» [Текст]. – М., 2010.
  5. Цветкова М.С. ИКТ в работе учителя [Текст] / М.С. Цветкова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007.
  6. Электронные интерактивные доски SMARTboard - новые технологии в образовании [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.smartboard.ru/



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*