Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Культурное наследие вятского живописца Н. Н. Хохрякова

15.05.2014 382 845
Бердникова Ирина Анатольевна
Бердникова Ирина Анатольевна, преподаватель

Вятский колледж культуры

Вятская земля подарила России множество талантливых художников, самыми знаменитыми среди которых являются братья Аполлинарий и Виктор Васнецовы. В конце XIX века в нашем городе работал художник, по образованию почти самоучка, наделенный даром огромной любви к природе нашего края. Это Николай Николаевич Хохряков. Очень скромный и очень трудолюбивый человек, который всю жизнь воспевал красоту вятской природы. Несмотря на то, что Хохряков был в центре художественной жизни Вятки и как художник, и как общественный деятель, его биографию, к сожалению, знают немногие. Заслуги Николая Николаевича Хохрякова в развитии вятской художественной жизни начала ХХ века неоценимы.

 

Проведенный анализ художественного наследия Н.Н. Хохрякова позволил выделить роль в творчестве художника, пейзажной живописи Вятки, ее особенностей. Вятка в начале ХХ века это небольшой провинциальный город с тихими мощеными улицами, ярмарками, обилием храмов и церквей, массивных основательных купеческих домов и магазинов, небольшими деревянными домиками жителей. Город по весне утопал в зелени и цветах. Непростой климат, морозные зимы, простирающиеся беспросветные леса и небольшая река Вятка. Хохряков в своих воспоминаниях всегда тепло отзывается о малой родине. Это мы можем увидеть на его картинах. Все картины отличаются обилием воздуха и солнца, а большинстве изображают вятскую природу, домашнюю обстановку или вид из окна его дома. Таким мирным спокойствием веет от его картин, так становится радостно на душе от обилия света и воздуxa, наполняющего ею картины, что не хочется от них оторваться.

 

Но в первый период творчества живописец только создавал иллюзию реального пространства, порой засушивая форму, не мог её вылепить цветом и светом в красочной массе, не осознавал, что такое колорит, и передачи света просто боялся, как признавался сам. Ранним произведениям художника присуща дробность и тщательность изображения, некоторые из них он выдерживал в одном общем тоне.  

 

Самобытность вятского художника была тепло встречена петербургскими живописцами того времени. Умению с фотографичной точностью передавать малейшие детали в своих работах Хохряков обязан двухлетним обучением у великого русского пейзажиста И.И. Шишкина. Работа с натуры и для Хохрякова, и для Шишкина была необходимой частью творчества. «Каждый ученик, - наставлял своих питомцев Шишкин, - летом должен обязательно писать этюды и в них со всех сторон изучать, что он избрал своей специальностью; кроме того, как зимой, так и летом он должен иметь при себе записную книжку и альбом, чтобы приучиться зачерчивать в нем всё, что остановит на себе внимание». Особенно советовал налегать на карандашный рисунок, считая, что кисти и краски ему «необходимо выбросить в море» [3, с. 274]. Первый период творчества только создает иллюзию реального пространства. Скована передача цвета и света. Подобное можно увидеть в его работе «Окрестности Орлова». Здесь одинаково внимательно прослежены формы растительности, построек переднего и дальних планов. Художник сухо рисует кистью, не намешивая масляного цветового пятна. Издалека полотно представляется очень тщательно написанным. Садовые цветы, листва деревьев, изгородь, тын или плетень, дома, сарай и церковь вдали объединены в пейзаж временем суток, состоянием природы. В пейзаже угадывается сумеречное или предгрозовое время [3, с. 273]. В пейзаже с Трифоновым монастырём Хохрякова, как исконного жителя Вятки, увлекает вид с противоположного берега Засорного оврага, с дорожек, ведущих горожан к монастырю. На первом плане изображены Никольская надвратная церковь и монастырская стена с братскими кельями. В пейзаже присутствует настроение раздумья, покоя, созерцания.

 

Своеобразным итогом первого периода творчества стала картина «Дворик с курами» (1900-1919), в которой художник выразил все свои давние пристрастия к живописным достижениям москвича В.Д.Поленова. Картина, как и все предыдущие, написана «не новой мазью, а отчётливо», как аттестовал живопись племянника В.М. Васнецов. Из принципов московской школы Хохряков активно использовал светотень, но живопись по фотографии, согласно методике Шишкина, сковывала Хохрякова. Объективное изображение фотографически точно выписываемых деталей с трудом оживлялось непосредственным впечатлением. Положительную роль в этом сыграла динамичная  стайка беленьких курочек с красногрудым петухом во главе. Истинным «героем»  картины стал солнечный свет, проникающий сквозь ветви берез, стоящих за забором. Тепло, согревающее землю,  ощутимо передано в картине. В цветовых отношениях ещё преобладают оттенки зеленых и охристых цветовых тонов, что свидетельствует о приверженности художника естественным формам и цвету.

 

В живописи долгое время Николай Николаевич был предоставлен самому себе. В последствие большое влияние на него оказало творчество А.И. Куинджи. Сама вятская земля приучает видеть природу по-куинджевски, она подталкивает к созданию образа, исполненного мощи и одухотворенной красоты. Романтизм предполагает богатство ху­дожественной натуры. В живописи вятского художника появляются ноты русского импрессионизма. Таковые его работы Яблони цветут (1919),  Починок. Никитская улица,  (начало 1920-х), Домик в саду. Парники (1920), Осенний сад (1921) и др. [2, с. 80].

 

Многие работы Хохрякова посвящены не просто родному краю, а его родовой усадьбе. Дом Хохряковых на усадьбе – образ рая на земле. Только с такими мыслями и чувствами можно было написать эти усадебные пейзажи. Главное – общая освещённость, изобилие изумрудной зелени в свету. Картины «Домик в саду. Парники» (1920) и «Сад с флоксами» (1926) – яркий тому пример. В первом пейзаже поток света, льющегося с неба, материально зафиксирован на фронтоне и стене дома с распахнутым окном: динамичный, почти вертикальный мазок, передаёт полупрозрачные тени от ветвей колышущихся берёз. Изменяя направление и ритм мазков, живописец даёт движение картине жизни. Во втором пейзаже изображена аллея сада, с одной стороны обсаженная ковром флоксов. В центре картины помещена старая яблоня, ветви которой тонко рисуются на фоне неба, подчёркивая его голубизну, как в японской гравюре. С яблони начинает облетать листва, на аллее запечатлено это движение. Импрессионистичный мазок лишь намечает яркую зелень кустов справа от аллеи. Впечатление дополняет творческий взгляд зрителя, вдохновлённого образом осеннего сада. Хохряков любил передавать отражения неба, деревьев и трав на водной глади в пейзаже. Рефлексы – это и есть отражения цвета предметов в окружающей среде. В зеркалах и на полу интерьеров живописцем фиксируются также все цвето-тональные отражения. Большинство его натюрмортов, естественно, имеют эту особенность.

 

Поздние картины становятся у Хохрякова живописными, пастозными, даже колоритными. Эти работы художника мало известны, хотя ранние произведения хранятся в главных московских, петербургских музеях и частных коллекциях [6, с. 211].

 

Когда-то Николай Дубовской говорил о способности Хохрякова схватывать композицию уже в этюде. Вопрос картинности этюда волновал живописца. Размышляя над пейзажем-картиной, обдумывая, чем композиция этюда отличается от композиции картины, разбираясь в принципах построения живописного холста, Хохряков в маленьком этюде подходит к созданию образа монументального звучания с мощными цветовыми аккордами. Е.С. Москалец, вятский музеевед, художник и поэт, считала Хохрякова с его камерной живописью искренним певцом северной природы. Известный советский искусствовед Н.Г. Машковцев называл его «лирическим пейзажистом». Но среди классических произведений мастера мы находим образцы всех жанров и разные приёмы наложения мазка. При этом врожденное эстетическое чувство его не обманывало: в каждом этюде, картине Н.Н.Хохрякова можно найти цвето-тональную доминанту, которая удерживает внимание зрителя и сохраняет гармонию живописи.

 

Более пятидесяти лет творчества судьба отвела вятскому пейзажисту-классику Николаю Николаевичу Хохрякову. Живописный пейзаж - это не картина природы, как думают многие, это картина себя, и в этом смысле он отличается от фотографии. Рисуя пейзаж, художник изображает свою душу. Вятка для художника это простор, поля, необъятные лесные дали с чарующи­ми облаками, все образы природы и впечатления от нее вызывали известные настроения. В каждой картине и мазке художника видна огромная любовь к своей малой родине.

 

Анализ пейзажного творчества Н.Н. Хохрякова позволила сделать следующие выводы:

  1. Картины Николая Николаевича поражают яркостью красок, жизнерадостностью, обилием солнца, весенней свежей зеленью.
  2. Рисуя свой почти идеальный мир, художник чужд романтической экзотики, воспринимая жизнь как благо, дарующее человеку красоту и радость впечатлений.
  3. Применяет в картине новые изобразительные приемы - острые композиционные ракурсы, световые эффекты и интенсивные тона.
  4. Для живописного пейзажа Н.Н. Хохрякова характерно присуща дробность и тщательность изображения, сочность красок, целостный по композиции пейзаж, активное использование светотени. Картины становятся живописными, пастозными, даже колоритными, с мазком свежим, сочным, импрессионистичным.

Таким образом, можно сказать, что рисуя образ малой родины, студенты приобщаются не только любить искусство, но и начинают испытывать чувство гордости за своих земляков, восхищаться родной природой, видеть знакомые места взглядом талантливого человека Н.Н. Хохрякова.

 

Список литературы:

  1. Захваткин Н. Творческий путь художника – пейзажиста Н. Н. Хохрякова [Текст] / Н. Захваткин // Кировская правда. – 1939. - №22. – С. 3.
  2. Малышева Т.В. Школа Куинджи в Вятке [Текст] // Неоклассическое образование в XXIвеке: материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Киров, 2004. - С. 78 - 81.
  3. Малышева Т.В. Жизнеописание на рассвете века [Текст] / Т.В. Малышева. – Киров, 2007. – 135 с.
  4. Машковцев Н.Г. Н.Н. Хохряков [Текст] // Из истории русской художественной культуры. - М., 1982. - С. 271 - 279.
  5. Сквозь границы [Текст]: культурный альманах / ред. кол. Н. И. Поспелова [и др.]. – Киров: изд-во ВятГГУ, 2007. – 286 с. : ил.
  6. Сметанина Н. Д. История Вятского искусства XVII – XX веков в рассказах и лекциях для учащихся [Текст]: учебное пособие / Н. Д. Сметанина. – Киров: О – Краткое, 2008. – 432 с.: ил.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*