Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Оздоровительная направленность уроков физического воспитания в учреждениях начального профессионального образования

14.10.2011 753 3541
Кремлёва О.И., руководитель физического воспитания

Опочецкий индустриально-педагогический колледж
Одним из основных принципов государственной политики в области образования, закрепленных законом об образовании, является гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободы развития личности. Этот принцип, безусловно, лежит в основе физического воспитания обучающихся.

Одной из важнейших задач урока физкультуры является укрепление здоровья учащихся. Систематическое выполнение физических упражнений совершенствует приспособительные механизмы организма, снимает нервно-психическое напряжение, улучшает процессы обмена веществ и кровоснабжения тканей и органов, что положительно отражается на общем физическом состоянии, самочувствии и работоспособности. Физические упражнения применяются как средство профилактики и лечения многих недугов, прежде всего сердечнососудистых заболеваний:  гипертонической болезни, атеросклероза, ишемической болезни сердца, в развитии которых не последнюю роль играет  натренированность сердца современного человека, лишившего себя оптимальной двигательной активности.


Достичь необходимого двигательного эффекта на занятиях физического воспитания можно лишь при соблюдении основных принципов:

 - систематичности (регулярность нагрузки);

 - постепенности (постепенное повышение нагрузок, обеспечивающие развитие функциональных возможностей);

 - адекватности (индивидуализации нагрузки).


Систематичность выполнения физических упражнений обеспечивает переход срочных приспособительных реакций организма в долговременную адаптацию. Одно занятие существенного положительного сдвига в организме не даёт. Положительный эффект отмечается только тогда, когда действие одного занятия сочетается с действием следующего.


Важное требование организации оздоровительной физкультуры – это постепенное увеличение физической нагрузки, что является развивающим стимулом клеточных структур. Если нагрузка остаётся прежней или не меняется, то её воздействие становится малоэффективным. Постепенность – основной закон физиологии, а индивидуальный подход к постепенному повышению нагрузки обеспечит желаемый результат.


Опыт показывает, что в учреждения начального профессионального образования приходят девушки и юноши в возрасте 15-18 лет, обычно из неблагополучных семей, с ослабленным здоровьем, с недостаточной физической подготовкой и физическим развитием, не соответствующим их возрасту. Известно, что возраст 15-18 лет – это период поступательного развития организма, требующий  определённых условий, способствующих его правильному формированию. Поэтому возникла необходимость в изменении программы, поиска путей повышения оздоровительного эффекта на уроках и обеспечения необходимого двигательного режима и необходимой функциональной подготовки организма.


Предполагалось, что перераспределение часов учебной программы в пользу лёгкой атлетики, увеличение количества уроков в неделю и проведение их на свежем воздухе поможет повысить степень физической подготовленности обучающихся. Исходя из вышесказанного, была определена основная цель работы – научить обучающихся быть здоровыми. В связи с этим были поставлены следующие задачи:

 - изучить научно – методическую литературу по данной проблеме;

 - разработать систему физкультурно-оздоровительной работы;

 - провести педагогический мониторинг;

 -  обработать полученные данные  и проанализировать  полученные результаты.


Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

 - анализ научно – методической литературы по данной проблеме;

 - анкетирование учащихся;

 - тестирование;

 - педагогический контроль;

 - метод количественной и качественной обработки полученных данных.


На основании анализа имеющихся в научно-методической литературе сведений по изучаемой проблеме было решено проверить на практике, насколько регулярные занятия физическими упражнениями, прежде всего аэробными (бегом,  быстрой ходьбой, прыжками со скакалкой, ездой на велосипеде, ходьбой на лыжах и т.д.),  оказывают оздоровительное воздействие на все системы и функции организма, расширяют функциональные и адаптационные возможности организма, способствуют повышению его сопротивляемости неблагоприятным условиям окружающей среды.


Для реализации поставленных задач была составлена система тестов (бег 100м, прыжки в длину, метание гранаты, бег 3000м, подтягивание на перекладине), позволяющая выявить степень развития того или иного физического качества. Тестирование проводится ежегодно трижды в учебном году (сентябрь, декабрь, июнь), что дает возможность отследить динамику развития физических качеств, внести коррективы в учебную программу и пересмотреть выбор средств физического воспитания.


После тестирования, определения уровней физической подготовленности учащихся, изучения состава занимающихся, их состояния здоровья вносятся коррективы в планирование учебного процесса. При этом часы распределяются так, чтобы большая часть уроков проходила на свежем воздухе (на стадионе, в парке).


На занятия лёгкой атлетикой и кроссовой подготовкой  отводится 38-40 часов – это половина учебных часов по учебному плану на I курсе. Спортивные игры тоже проводятся на улице (футбол, волейбол). Лёгкая атлетика в нашем колледже занимает ведущее место в программе физического воспитания. Это вид спорта, объединяющий упражнения в ходьбе, беге, прыжках, метании. Занятия лёгкой атлетикой развивают силу, быстроту, ловкость, выносливость, воспитывает силу воли и широкой круг двигательных навыков. Наряду с оздоровительными задачами занятия лёгкой атлетикой  способствуют достижению физического совершенства. Естественность, разнообразность легкоатлетических упражнений позволяет успешно использовать их на занятиях  с обучающимися обоего пола и различного возраста.


После двух недель занятий обучающиеся сдают нормативные требования по следующим видам: бег 100м, прыжки в длину, метание гранаты, подтягивание на перекладине, бег 3000 м  (юноши), кросс 3000м (юноши), бег 2000м (девушки),  кросс 2000м (девушки). Результаты заносятся в журнал, анализируются и на основании этих результатов ведётся дальнейшая работа. На каждом уроке ведётся индивидуальный контроль физического состояния обучающихся, определяется интенсивность нагрузки по частоте сердечных сокращений (ЧСС). На первых занятиях они учатся находить и считать пульс за минуту. Подсчитывают пульс в покое до занятий, во время нагрузки, учатся контролировать своё физическое состояние самостоятельно. Изучив результаты медосмотра, руководитель физического воспитания с фельдшером и подростковым врачом определяют, какие физические упражнения и нагрузки разрешаются или запрещаются в зависимости  от заболевания обучающихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной группе. Они обязательно занимаются на уроках  физкультуры и находятся под постоянным медицинским контролем.


Занятия лёгкой атлетикой проводятся на свежем воздухе до конца ноября в I полугодии, а в марте снова возобновляются на улице. Лыжная подготовка, из-за отсутствия инвентаря, заменена кроссовой. Постоянный учёт простудных заболеваний и результаты наблюдений позволяют сделать вывод: к третьему курсу процент простудных заболеваний снижается в два раза.


Уроки физической культуры, наряду с тренировочной и оздоровительной направленностью, имеют инструктивную направленность, способствуют вооружению обучающихся способами саморазвития. Выполняя базовые требования образовательного стандарта и учебной программы, педагог реализует содержание уроков в оптимальном соответствии с потребностями обучающихся. Вместе с зарекомендовавшими себя в многолетней практике физического воспитания видами (лёгкая атлетика, гимнастика, спортивные игры) вводятся новые, популярные у молодёжи и вызывающие у неё огромный интерес: ритмическая гимнастика, шейпинг, атлетическая гимнастика, комплекты оздоровительной направленности. Эти новые спортивные направления и оздоровительные системы обогащают и расширяют содержание учебного материала, способствуют повышению интереса к занятиям физической культурой и спортом.


Кого из юношей не волнуют вопросы, как стать физически развитым, сильным, выносливым,  как определить свой тип телосложения и к какому весу нужно стремиться? Кого из девушек не интересует,  как научиться в совершенстве владеть своим телом – стать ловкой, сильной, пластичной, как сохранить свою привлекательность после своего основного долга – материнства, как сохранить здоровье на долгие годы? Ответы на все эти вопросы можно получить на уроках «Познай себя», которые проводятся трижды: в начале учебного года, в конце I полугодия и в конце учебного года. На этих уроках обучающиеся знакомятся с методами самоконтроля,  снимают сами свои  антропометрические  данные:  рост, вес, окружность грудной клетки, талии, бёдер; делают функциональные измерения артериального давления, ЧСС в покое и после нагрузки, времени восстановления ЧСС, производят тестирование двигательных качеств. Результаты вносятся в личную карту контроля физического развития, сравниваются со стандартами. Обучающиеся  дают оценку собственному физическому развитию. Подобные занятия вызывают живой интерес. У обучающихся возникает много вопросов, и педагог выступает в роли консультанта, даёт конкретные рекомендации, советует определённую систему упражнений.


Индивидуальному контролю физического развития  и физической подготовленности  обучающихся в образовательном процессе колледжа придаётся большое значение. Двигательные качества являются показателями развития функциональных систем организма, во многом характеризуют  состояние здоровья человека, поэтому развитие двигательных качеств находится под строгим контролем.


Отметка по предмету дифференцированная: учитывается выполнение учебных нормативов, динамика тестовых показателей, овладение техникой упражнений, причём, если обучающийся с ослабленным здоровьем, с несоответствием  физического развития возрасту (маленький рост, несоответствие веса и роста, полнота и др. отклонения) не может выполнить нормативные требования, это ещё не значит, что отметка будет неудовлетворительной. Если он активен на уроке, то его задача – улучшить свой личный результат. Такой подход к оценке используется на I и II курсе, но, как правило, к началу третьего курса все юноши и девушки выполняют нормативные требования.


 Ещё одним показателем того, что физические упражнения имеют оздоровительную направленность, является то, что некоторые обучающиеся, отнесенные на первом курсе к спецгруппе, регулярно занимаясь, восстанавливают  своё здоровье и переходят в основную группу.


Урок был и остался основной формой учебной работы, но всю учебную деятельность, осуществляемую на уроках, должна подкреплять внеурочная работа. Уроки физкультуры, занятия в спортивных секциях и на факультативных  занятиях рассматриваются как взаимообогащающие  стороны одного и того же процесса физического воспитания. Надо не разделять их, а делать всё для их гармонизации. Факультативные занятия в спортивных секциях предоставляют обучающимся  возможности для получения дополнительного образования по избранному виду спорта и проведению здорового досуга.


В колледже работают секции по баскетболу, волейболу, настольному теннису, атлетической гимнастике, футболу. Атлетическую гимнастику и футбол ведут общественные инструкторы из числа обучающихся. Многие занимаются в спортивной школе г. Опочка в секциях лёгкой атлетики, бокса, шейпинга.


В период производственной практики и перед каникулами проводятся консультации о пользе и необходимости соблюдения двигательного режима, даются домашние задания, в результате чего у обучающихся формируется осознание необходимости в самостоятельных занятиях физическими упражнениями.


В начале и в конце каждого учебного года   принимаются установленные нормативы. Оцениваются каждый из показателей физической подготовки в очках (по таблице в приложении к Типовой комплексной программе физического воспитания учащихся ПУ), после чего выводится средняя оценка в баллах.

 

Показатели

1 курс

2 курс

           1 курс

осень

весна

осень

весна

осень

весна

Вес

 

 

 

 

 

 

Рост

 

 

 

 

 

 

Пульс

 

 

 

 

 

 

Давление

 

 

 

 

 

 

Спирометрия

 

 

 

 

 

 

Объём груди

 

 

 

 

 

 

Объём талии

 

 

 

 

 

 

Объём бедер

 

 

 

 

 

 

Бег 100м

 

 

 

 

 

 

Бег 3000м (2000м)

 

 

 

 

 

 

Подтягивание 

(отжим)

 

 

 

 

 

 

Прыжки в длину

 

 

 

 

 

 

Метание гранаты

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение нормативов характеризует уровень развития физических качеств, а двигательные качества являются показателями развития функциональных систем  и во многом характеризуют состояние здоровья человека. Обучающиеся, допустившие снижение уровня физической подготовленности по сравнению с началом учебного года, получают сниженные оценки.


Если рассматривать показатели медицинского контроля и результаты выполнения нормативных требований за три года обучения, можно сделать вывод: результаты имеют положительную динамику, что демонстрирует реализацию  поставленных задач.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*