Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическое пособие для преподавателей анатомии и физиологии медицинских училищ и колледжей «Межпредметные связи дисциплины «Анатомия и физиология человека»

29.04.2014 4784 10503
Яковлева Светлана Зинатовна
Яковлева Светлана Зинатовна, преподаватель

Челябинский медицинский колледж

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Представленное методическое пособие является самостоятельной авторской разработкой. Цель пособия – помочь начинающим преподавателям анатомии и физиологии использовать в преподавании обширные межпредметные связи дисциплины. Пособие включает подробное методическое обоснование необходимости работы преподавателя в данном направлении, схему межпредметных связей дисциплины и подробную информацию о всех дисциплинах и темах, логически связанных с конкретным разделом программы по анатомии и физиологии. Приведен полный перечень рассматриваемых дисциплин, профессиональных модулей и междисциплинарных курсов. В дальнейшем в карте межпредметных связей название профессиональных модулей опускается.

 

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ» КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ.

 

Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования третьего поколения по специальности 060501 Сестринское дело нацеливает педагогов на подготовку качественно новых специалистов и повышает требования к качеству преподавания учебных дисциплин.


Одной из важнейших дисциплин для подготовки медицинской сестры является предмет «Анатомия и физиология». Структура этой дисциплины, включающая два крупных основополагающих компонента, определяет задачи, стоящие перед предметом, и его роль в системе подготовки специалиста.


Основными задачами предмета являются:

  • глубокое изучение строения организма человека на макро- и микроскопическом уровне;
  • изучение физиологических процессов, т.е. функций изученных структур.


Отсюда очевидна и роль дисциплины для подготовки средних медицинских работников – создание прочной базы знаний для усвоения в дальнейшем других общепрофессиональных и клинических дисциплин. Таким образом, предмет «Анатомия и физиология» является фундаментом, базисом медицинского образования, на котором возвышается надстройка из медицинских знаний.

Следовательно, от подходов к преподаванию анатомических знаний во многом зависит усвоение студентами важнейших клинических дисциплин. Одним из путей повышения качества преподавания этой дисциплины является широкое использование обширных межпредметных связей анатомии и физиологии с другими дисциплинами.

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ

РАБОТЫ В ДАННОМ НАПРАВЛЕНИИ:

 

Учитывая сложность и объём программного материала по предмету (содержание учебного материала насчитывает огромное количество дидактических единиц), преподаватель не должен забывать о необходимости вырабатывать у студентов мотивацию к изучению данного предмета.


Если рассматривать массу анатомических фактов в чистом виде, то есть в отрыве от других дисциплин, то у студента при этом не возникает чёткого, осмысленного представления о том, для чего изучать эту массу фактов, где эти сведения понадобятся ему в дальнейшем. Иначе говоря, не возникает ощутимая мотивация для изучения анатомии, и добросовестно заученные знания быстро забываются.


Однако для выработки у студентов заинтересованного, мотивированного подхода к изучению предмета совершенно недостаточно ограничиться общим указанием в ходе вводной лекции на роль анатомии, физиологии и патологии в изучении медицины.


Необходимо, чтобы по каждому разделу программы студент убеждался, что те или иные конкретные анатомические и физиологические сведения обязательно понадобятся ему при изучении конкретных клинических дисциплин. Только такой подход сформирует у студентов явственную мотивацию для запоминания этих сведений.


Для преподавателя это означает необходимость детальной проработки каждого раздела программы в плане выявления межпредметных связей дисциплины. Преподавателю необходимо чётко представлять, какие анатомические сведения являются клинически значимыми, т.е., обязательно будут востребованы в дальнейшем преподавателями – клиницистами. Вычленить эти сведения из всей массы анатомических фактов можно несколькими путями. Непосредственное обсуждение каждого раздела программы с преподавателями клинических дисциплин, систематическое посещение занятий клиницистов, изучение содержания учебников по клиническим наукам, изучение рабочих программ и календарно-тематических планов – все пути эффективны.


Проделав эту работу, преподаватель сможет на конкретных примерах показывать, как знания анатомии и физиологии используются в медицинской практике. Такие примеры можно привести в каждом разделе программы. Кроме того, необходимо акцентировать внимание студентов на тех анатомо-физиологических особенностях органов, которые могут иметь значение в развитии патологии, если такие особенности имеют место. Такой подход к преподаванию, несомненно, повышает мотивацию к изучению дисциплины. Знания, преподнесённые в таком ключе, воспринимаются с большим интересом и дольше удерживаются в памяти. 


При изучении латинских анатомических терминов нужно учитывать, что многие из них в будущем студентом не используются. В то же время многие из них имеют греческие синонимы, от которых образуется множество клинических терминов. Поэтому особое внимание необходимо уделить именно этим греко-латинским названиям. Уже в ходе изучения анатомии можно вводить студентов в огромный мир клинической терминологии, что повышает интерес студентов к дисциплине и медицине. Такой подход к преподаванию дисциплины приведёт к повышению качества подготовки, и анатомия, действительно, станет для студентов пропуском в медицину.

 

Методическое пособие представляет межпредметные связи дисциплины «Анатомия и физиология человека» со следующими общепрофессиональными дисциплинами (ОП), профессиональными модулями (ПМ) и междисциплинарными курсами (МДК):

 

СОПУТСТВУЮЩИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

  • ОП.01.Основы латинского языка с медицинской терминологией;
  • ОП.03. Основы патологии;
  • ОП.05. Гигиена и экология человека;
  • ОП.07. Фармакология;
  • ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий. Междисциплинарный курс 01.01 Здоровый человек и его окружение. Части: Здоровье детей; Здоровье мужчин и женщин зрелого возраста; Здоровье лиц пожилого и старческого возраста.
  • ПМ.04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больным. Междисциплинарный курс 04.03 Технология оказания медицинских услуг.

 

ПОСЛЕДУЮЩИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

  • ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. Междисциплинарный курс 02.01 Сестринская помощь при нарушениях здоровья. Части: Сестринское дело в терапии; Сестринская помощь в педиатрии; Сестринская помощь в хирургии; Сестринская помощь в акушерстве и гинекологии; Сестринская помощь в неврологии и психиатрии с курсом наркологии; Сестринская помощь в дерматовенерологии; Сестринская помощь в офтальмологии; Сестринская помощь в оториноларингологии.
  • ПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях. Междисциплинарный курс 03.01 Основы реаниматологии.

 

Указанные дисциплины наглядно представлены на схеме межпредметных связей анатомии и физиологии.


Карта межпредметных связей анатомии и физиологии даёт подробную информацию о всех дисциплинах и темах, логически связанных с конкретным разделом программы.

 

Использованный источник:

Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования третьего поколения по специальности 060501 Сестринское дело.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*