Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Представления о безопасности у русских и китайских студентов

14.04.2014 213 1164
Олейникова Екатерина Вячеславовна
Олейникова Екатерина Вячеславовна, педагог-психолог


Сегодня проблема безопасности приобретает ключевое значение не только у представителей одной расы, но и носит национальный характер. Безопасность определяется как состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности. Понятие «безопасность», хотя и звучит на разных языках по разному, но от этого не меняется смысл самого слова «безопасность». Каждый человек индивидуален, следовательно, индивидуально представление о данном понятии, что касаемо национальных особенностей, то и здесь намечаются видимые различия в определениях, так как накладывается отпечаток определённых традиций, обычаев, устоев.

 

Проблематикой изучения представлений безопасности, занимались такие учёные как К.А. Абульханова-Славская, Г.В. Грачев, Л.И. Анциферова, В.И. Пантин и другие.

 

Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что проблема национальных представлений о безопасности, только зарождается как самостоятельное направление исследований, однако в настоящее время является доминирующей областью изучения. Это обусловлено повышенным интересом одних наций об особенностях других, которые в свою очередь несут информацию о представителях ранее не известной культуры, чем и повышают огромный интерес в изучении представлений о безопасности.

 

Психологическая безопасность, является одной из составляющих национальной безопасности, тем самым носит этнический характер, особенность, которого состоит в различии представлений разных наций о безопасности. Это есть поддержание равновесия между воздействием окружающей среды и его устойчивостью, способностью преодолевать подобные воздействия при помощи собственных защитных механизмов. Психологическая безопасность, является одной из психологических характеристик образовательной среды ВУЗа, в частности и национальных особенностей. Образовательная среда не защищена от криминализации общественных отношений, увеличения численности социально незащищённых, социально-нравственных устоев, а также этническо-культурных особенностей. Представления студентов о безопасности не всегда совпадают с уже сложившейся системой безопасности в учебных учреждениях. Тем самым увеличивается интерес к проблеме безопасности среди студентов, так как они являются представителями молодого поколения, представления которых свободно от стереотипизации прошлого.

 

В связи с процессами, протекающими в обществе, необходимо исследовать содержательные и структурные особенности понятия «безопасность» в смысловом пространстве личности. Данное исследование было проведено в городе Благовещенске в  Амурском государственном и Педагогическом университетах. В качестве гипотезы было выдвинуто  следующее предположение: в зависимости от национальных особенностей, представления о безопасности русских и китайских студентов различны. В качестве выборочной совокупности  выступили 118 человек, из них 80 русских и 38 китайских студентов ВУЗов. В рамках исследования каждая категория, была ещё подразделена на подгруппы «Курящие» и «Не курящие» студенты. Возраст респондентов варьируется от 18 до 24 лет. Методика исследования «Контент-анализ естественных категорий» (Б.А. Еремеев).

 

По данным исследования, русские «курящие» студенты, определяют безопасность как спокойствие, то есть как покой, тишина, отсутствие волнений, угрозы и опасности. Полученный результат говорит о желании освободиться и защититься полностью от неблагополучия, которое в свою очередь рождает опасность и тем самым затрудняет образовательный процесс. В то же время на вопрос «Что угрожает мне в ВУЗе?», респонденты не смогли дать конструктивный ответ, так как, возможно, они не имеют чёткого представления о том, что в действительности угрожает им в ВУЗе, это связано с  процессом адаптации, потому что все опрашиваемые были представителями первого курса.

 

Представления о безопасности у «не курящих» студентов, несколько иное, они определяют его как избегание, то есть сторониться, уклоняться от чего либо. Тем самым, угрозу они видят как у близких, в самой жизни, так и ощущают её внутри. Это может характеризовать некоторую неуверенность и возможно избегание именно самого понятия «безопасность», уклонение от него, так как у респондентов представления угрозы, носит многогранный характер. Что касаемо безопасности в ВУЗе, то здесь студенты отметили отсутствие угрозы, это говорит, о том, что опрашиваемые в стенах университета чувствуют себя в безопасности и им комфортно в сложившихся условиях ВУЗа.

 

В данном опросе парадоксальным является, то, что именно не курящие студенты видят угрозу, исходящую практически со всех сторон, в то же время курящие студенты видят спокойствие и отсутствие опасности, но в институте наиболее комфортно чувствуют себя студенты без вредной привычки, нежели респонденты, употребляющие табачные изделия. Это может быть связано с тем, что респонденты первой группы чувствуют некий контроль, страх, неуверенность в себе, что и заставляет их прибегать к курению. Институт, в свою очередь, выступает «контролёром вредных привычек», а учащиеся, вынуждены мириться с правилами учреждения.

 

«Курящие» студенты из Китая не дают структурированного ответа в понятии «безопасность». Все полученные определения не связаны между собой, тем самым выявляется неопределённость в данном понятии. Однако, в качестве опасности в ВУЗе учащиеся выделили слово «виза». В этом прослеживается смысл, который выражается в опасности разрешения въезда или выезда на территорию своего государства или на территорию России. Также эта группа респондентов определяют угрозу как страх не посещения лекций, не сдача зачётов, экзаменов. Это может, говорить о том, что студенты пересекшие границу, чтобы попасть в учебное заведение в России,  дорожат возможностью получения новых знаний. Для них не определяется понятие безопасности в общем, но конкретно выделяются определения опасности в ВУЗе. В то же время эти опасности носят субъективный характер, что подтверждает высокую ответственность китайских студентов в учебном процессе.

 

Представления «не курящих» китайских студентов, имеют несколько иное значение, для них безопасность – это дружба, то есть близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Также, безопасность – это когда нет войны, нет хулиган, не я. Это показывает, что в их представлениях безопасность носит скорее социальный характер, хотя и говорится о том, что «от меня» может, исходит опасность. Что касаемо опасности в ВУЗе, то в представлениях студентов данной группы, угрозы нет, но в тоже время они видят опасность в не сдачи экзамена, в не понимании лекции, а также отсутствие визы. Полученные результаты, подтверждают важность для китайских студентов учёбы, так как знания являются одной из главнейших ценностей в китайской культуре.

 

Сравнивая две подгруппы китайских респондентов, наблюдаются схожие представления об опасности в университете. Студентам из Китая самое важное – это виза и учебный процесс, так как они боятся их потерять, тем самым нарушив свой сложившийся в Китае устой, где очень ценятся люди с образованием. Также им важно не остаться в России навсегда, так как виза ими расценивается как путёвка в свою страну, что подтверждает ещё одну традицию – ценность «семейного очага».

 

Если рассмотреть зависимость от вредных привычек и представления о безопасности, то проявляются видимые отличия. У «курящих» респондентов не сложившееся представления, это можно обосновать страхом перед наказанием, большую ответственность и боязнь быть исключенным из университета, поэтому их представления о безопасности, носят абстрактный характер и не являются лидирующими. Потому как при возникновении какой-либо нерешительности, они всегда могут «прибегнуть к сигарете», и тем самым проблема будет устранена. Но, проблема в действительности в том, что действие табакокурения носит лишь временный характер, создавая препятствия в формировании представлений.

 

Сопоставляя обе категории респондентов, можно сделать вывод, что у «курящих» студентов двух национальностей наблюдается неопределённость в представлениях безопасности и того, что угрожает в ВУЗе. Вредные же привычки накладывают отпечаток не зависимо от расы. Однако, у «не курящих студентов» есть разница между понятиями «безопасность» и «безопасность в ВУЗе», которая состоит в содержании их представлений, что можно проследить наличие культурно-этнических ценностей.

 

В целом, можно резюмировать, что в представлениях русских и китайских студентов есть сходство и различия, что подтверждает различия и мировоззрений двух культур. Тем не менее, исходя из особенностей учебного процесса, происходит их взаимодействие, которое и накладывает определённый отпечаток на имеющиеся представления о безопасности.

 

Литература:

  1. Дмитриевский В.А. Психологическая безопасность в учебных заведениях. М., 2002.
  2. Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М., 2003.
  3. Платонов Ю. П. Этническая психология. СПб., 2001.
  4. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности, М., 2000.
  5. Сухов А.Н. Социальная психология безопасности: Уч. Пособие. М., 2002.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*