Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Профилактика и предотвращение негативных социально-психологических последствий информатизации общества

14.10.2011 2384 1 6648
Закарина Лариса Эдуардовна
Закарина Лариса Эдуардовна, преподаватель

Струкова Елена Алексеевна
Струкова Елена Алексеевна, преподаватель

Армавирский машиностроительный техникум

В данной статье рассматриваются результаты научных и методических исследований студентов ФГОУ СПО «АМТ». Воспитательная работа преподавателей информатики не ограничивается работой на уроке или проведением внеклассных мероприятий. Существенна их роль и во внутритехникумовской системе воспитательной работы.  Особенно это характерно для работы по предотвращению социально-психологических последствий информатизации в семье и техникуме.

 

Введение

 

Информатизация общества имеет множество социальных по­следствий. Некоторые социально-психологические  аспекты порождают ряд явлений и проблем, которые препятствуют достижению основных целей личностно-социального воспитания студентов, что вызывает особую тревогу у пе­дагогов и психологов.


Прежде всего, требует решения задача поиска и совершенствования средств борьбы с развивающимися по эпидемической модели компьютерной и (или) Интернет-зависимостями, представляющими собой один из способов «ухода» студента из реальной жизни путем изменения состояния сознания.


В сентябре - октябре 2010г. на базе Армавирского машиностроительного техникума было проведено социологическое исследование проблемы Интернет - зависимости среди студентов 2, 3 курсов нашего техникума. Такая работа проводится ежегодно на «Неделе информатики.  В нем приняли участие 130 человек в возрасте 16-18 лет. Проведен тестовый опрос. Подсчитывались баллы. Предварительные результаты этого исследования убеждают в необходимости принятия незамедлительных мер


В группе Интернет – зависимых:

в 2008 году было  - 6%
в 2010 году - 3%

В группе риска:

в 2008 году было - 59%
в 2010 году - 34%


В  сентябре -  октябре  2010г.  на  базе Армавирского машиностроительного  техникума было  проведено социологическое  исследование  проблемы  зависимости  от сотовых телефонов среди студентов  2, 3 курсов нашего техникума. В нем приняли участие 180 человек в возрасте 16-18 лет. Проведен тестовый опрос. Подсчитывались баллы.


Студент считается независимым от мобильных телефонов  в случае получения до 17 баллов на тестовые вопросы.  В группу риска попали те студенты, которые набрали от 17 до 22 баллов. В группу зависимых от сотовых телефонов попали студенты, набравшие свыше 22 баллов.


Основная масса наших студентов находится в группе риска:
в 2008 году - 59%
в 2010 году - 84%


Таким образом, мы видим, что информатизация вызвала ряд социальных последствий, негативные проявления которых существенно снижают эффективность процесса обучения и воспитания в современной российской семье и техникуме.


В связи с этим ежегодно студенты готовят материалы  и презентации для студенческих конференций на тему: «Профилактика и предотвращение негативных социально-психологических последствий информатизации общества».


Помимо компьютерной (Интернет) зависимости в работах студентов нашли отражение  игромания (увлечение играми на компьютере, мобильном телефоне), беспрестанные разговоры и переписка посредством SMS по мобильному телефону, формирующаяся в более раннем возрасте аддикция к азартным играм (гемблинг).


На студенческой  конференции, которая проходит в читальном зале библиотеки, с докладами выступают студенты, психолог техникума, приглашаются вузовские ученые.


На фотографии выступление студентки с докладом и демонстрацией своей презентации.


Фото 1. Шумко Елена, гр. 3ТБК

 

Ведущий специалист психологической службы Армавирского государственного педагогического университета, кандидат психологических наук Щербанева Наталья Геннадьевна.


Фото 2. Выступление кандидата психологических наук.

 

Заведующий кафедрой религиоведческих и религиозно-философских дисциплин Армавирского православно-социального института, кандидат философских наук иерей Павел Калинин


Фото 3. Кандидат философских наук

 

Фотография со студенческой конференции


Фото 4. Студенческая конференция

 

Интернет-зависимость и проблемы в семье

 

Проблемы в семье, как правило, возникают в результате недостатка внимания к тому или иному члену семьи. Ссоры и непонимание проблем зависимого человека только усугубляют положение отношений в семье. Так как интернет-зависимый человек поглощает много информации и, возможно, знаний, подобные изменения вызывают внутреннюю напряжённость и обеспокоенность.


Семейные скандалы могут лишь еще больше повредить психику человека. Лучший способ решить проблемы семьи — это любовь, и взаимопонимание, и мудрость домочадцев. Плавно выводить человека на семейное позитивное общение и, главное, увеличивать совместное общение с живой природой, к примеру: с помощью прогулок.


Пути решения проблемы


1. В техникуме и дома компьютеры должны психологически ассоциироваться у студента с учебной работой, с получением новой сложной информации, с трудностью выполнения заданий преподавателя, но никак не с мультимедийными развлечениями.


2. Студент с психологической точки зрения должен быть гармонично "встроен" в окружающее его социальное поле, посещать спортивные секции, так как здоровье не даст не один компьютер.


3. Каждому необходима прочная семья, работа, друзья и, главное, ЧУВСТВО ЗАКОННОСТИ И ПОРЯДКА! Отнимите хотя бы одну из этих составляющих — человек может стать наркоманом, лудоманом (научное название игромании), алкоголиком. Все, или почти все, зависит от семьи. Создайте человеку ощущение собственной значимости, нужности своим близким, и никакая игромания его не затронет.


4. Самый простой и доступный способ решения зависимости — это приобретение другой зависимости. Любовь к здоровому образу жизни, общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, такие, как рисование, как правило, выводят человека из зависимости.


Как распознать, что вас посетила мобильная зависимость:


1. Постоянное обращение к трубке. При возникновении дискомфортной ситуации (появление нежданного собеседника, неприятной личности, затрагивание больной темы в разговоре) человек отгораживается от окружающего мира мобильником. Он достаёт его, для того чтобы проверить счёт, написать или прочитать SMS, просто потыкать кнопочки, посмотреть время. Все эти действия могут быть ответом человека на дискомфортную ситуацию. Человек отгораживается, вместо того чтобы разобраться с проблемой.


2. Частая смена телефонов. Сейчас часто можно наблюдать людей, которые меняют телефоны с такой скоростью, как не меняют перчатки. Телефон, устраивающий человека, может уступить место абсолютно такому же, но с парой-тройкой новых функций, ради которых человек в лепешку разобьется, но приобретет телефон. Человек, пользующийся телефоном для связи, не станет носиться за новыми моделями, если ему хватает имеющихся функций, скорее, этим будет страдать эмоционально зависимый.


3. Звонок ради звонка. Если число "пустых" звонков по любому поводу начинает превалировать над звонками действительно важными и нужными, то это уже нехороший сигнал.


4. SMS ради SMS. В принципе, очень похоже на "звонок ради звонка", когда человек может позвонить другу, стоящему в десяти метрах, и проще просто подойти. Некоторые люди предпочитают обмениваться SMS, нежели вести устную беседу.


5. Разговоры о "трубках" и связи. Зависимый человек часто переводит тему на свою "любимую", получая огромное удовольствие от обсуждения моделей телефонов, тарифных планов и других атрибутов "мобильной культуры".


Чтобы не стать «киборгом», нужно научиться контролировать время, потраченное на телефон.


 Вот нехитрые советы, как это сделать.


1. Постарайтесь, чтобы один разговор не длился больше десяти минут. Этого времени точно хватит, чтобы обсудить какую-то проблему.  Возьмите за правило считать отправленные SMS, постепенно сокращайте их количество. В идеале вы должны отправлять менее десяти сообщений в день.


2. Возьмите за правило считать отправленные SMS, постепенно сокращайте их количество. В идеале вы должны отправлять менее десяти сообщений в день.


3. Постарайтесь дома класть свой мобильник в определенное место и не носить его за собой по всей квартире. Если пока это трудно, хотя бы ночью оставьте его в одиночестве и не кладите под подушку. Поверьте, если вам позвонят, и вы не услышите, мир не рухнет. Вы всегда сможете перезвонить.


4. Нужно убедить себя оставлять телефон дома, когда идете за почтой, выносить мусор или гулять с собакой. С вашей семьей за это время ничего не случится, а у вас не будет лишнего повода сделать очередной ненужный звонок или отправить SMS.


5. Установите лимит средств, которые вы можете потратить на общение по телефону. Удобно подключиться к пакетному тарифу с абонентской платой.


6. Ради интереса переставьте симку в свой первый телефон (если он сохранился) или попросите у кого-нибудь аппарат с примитивным набором игр, без цветного дисплея, MP3, Интернета и камеры и походите с ним неделю – другую. Возможно, вы будете ощущать что-то типа ломки, и у вас появится ощущение информационного вакуума. Не сдавайтесь. Такое состояние поможет преодолеть чтение.


7. Отключите телефон на сутки. Это самый радикальный, но, пожалуй, самый действенный метод. Увидите, сколько появится свободного времени. Постарайтесь провести его с пользой: почитайте, сходите в гости, в кино или в театр, погуляйте с ребенком.


Если вы выдержите, значит, всё еще поправимо.


Таким образом, опираясь на представление о новой роли преподавателя информатики в системе воспитательной работы техникума, можно утверждать, что именно активизация воспитательной работы и внедрение новых методик в воспитательную деятельность в рамках единого информационного пространства позволяет снизить негативное влияние отдельных аспектов информатизации и осуществить целенаправленную подготовку студента к жизнедеятельности в информационном обществе, а преподавателю информатики – внести существенный вклад в решение задачи социального воспитания подрастающего поколения – поколения нового информационного общества.

 

Литература:

  1. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета. Психологический журнал, 2004. Т. 25. № 1.
  2. Федосов А.Ю. Роль системы воспитательной работы образовательного учреждения в профилактике и предотвращении негативных социально-психологических последствий информатизации. Труды IX Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество». СПб.: Изд-во филологического ф-та СПбГУ, 2006.
  3. Федосов А.Ю. Информомания и воспитательная работа учителя информатики. Научно-методический журнал «Информатика и образование», 2007. № 7.
  4. Чудова И.В. Особенности образа «Я» «жителя Интернета». Психологический журнал, 2002. Т.23. №1.
  5. Янг К. С. Диагноз – Интернет-зависимость. Мир Интернет, 2000. № 2.



Назад к списку

Комментарии
Очень хорошая работа. И, вообще, вы все большие молодцы! Столько публикаций!
Надежда Николаевна

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*