Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Взаимодействие образовательного учреждения с организациями, социальными партнёрами в рамках учебно-производственной и инновационной деятельности по организации учебной и производственной практик, повышению качества практической подготовки студентов ГБПОУ «Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва»

07.04.2014 2764 5263
Исакова Муясар Исматовна
Исакова Муясар Исматовна, методист учебной части

Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва

В последнее время социальное партнерство получает все более широкое распространение в сфере профессионального образования, которое как в России, так и в целом в мировой практике нацелено на подготовку специалистов качественно нового уровня: творческих и компетентных личностей, способных к профессиональному саморазвитию, самореализации. Переориентация деятельности учебных заведений профессионального образования вносит качественные изменения не только в содержание и формы обучения, но и требует, в свою очередь, усиления внимания к социальному партнерству как механизму удовлетворения требований потребителя образовательных услуг.

 

Сегодня достаточно остро стоит вопрос, насколько способны средние специальные учебные заведения (ссузы) обеспечить новое качество развития производительных сил общества, урегулировать ситуацию на рынке труда, содействовать занятости населения, обеспечить переподготовку кадров. Тем более, что работодатель сегодня требует не просто подготовленного специалиста, а выпускника, который готов качественно выполнять производственные задания. При этом сам работодатель пока не считает себя участником образовательного процесса, а позиционирует себя преимущественно потребителем, заказчиком квалифицированных кадров.

 

Таким образом, можно констатировать, что проблема обеспечения качества профессионального образования, в том числе и среднего профессионального, представляет собой проблему, имеющую чрезвычайно важное социальное и государственное значение. Её острота увеличивается в условиях, когда анализ многих явлений осуществляется с позиций качества: качество мира, качество культуры, качество жизни, качество человека, качество образования.

 

Применительно к системе профессионального образования острота проблемы качества выражается в том, что существуют противоречия между качеством подготовки специалистов и современными потребностями производства. В частности по оценке многих исследователей, качество среднего профессионального образования (СПО) не всегда соответствует этим потребностям, так как развитие СПО отстает от темпов развития современной экономики и производства, а также вследствие неразвитости социального партнерства.

 

Накопление и обобщение опыта социального партнерства в профессиональном образовании заложило основы теории социального партнерства. В педагогической науке определены основные направления и стратегии развития социального партнерства в системе среднего профессионального образования.  

 

Анализ теоретических работ, передовой и массовой практики показал, что проблема взаимодействия учреждений СПО и социальных партнеров в обеспечении качества подготовки специалистов является весьма острой и пока не стала предметом специального педагогического исследования.  

 

Взаимодействие ссуза и социальных партнеров будет эффективным и обеспечит качество профессиональной подготовки специалистов, если будет:

-всесторонне исследовано состояние проблемы социального партнерства в теории и практике среднего специального профессионального образования;

-уточнена и обоснована совокупность условий реализации теоретической модели взаимодействия; теоретически обоснованы формы, содержание и механизмы эффективного взаимодействия при координирующей и системоорганизующей роли учреждения среднего профессионального образования;

-создана и апробирована теоретическая модель сетевого взаимодействия ссуза и социальных партнеров;

-разработана программа развития ссуза, критерии и показатели качества профессиональной подготовки специалистов, а также показано их конкретное применение.

 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва» ведет подготовку специалистов на базе полного (общего) среднего образования по специальности «Физическая культура» и является профессиональным образовательным учреждением для спортсменов, проявивших выдающиеся способности, и призвано обеспечивать образовательную и профессиональную подготовку квалифицированных специалистов в области спорта, направленную на выполнение обучающимися норм и требований Единой спортивной квалификации, овладение высшим спортивным мастерством и пополнение сборных команд России по олимпийским видам спорта.

 

Одним из основных задач техникума является удовлетворение потребности спортсмена в интеллектуальном развитии и обеспечении его социальной адаптации посредством получения среднего профессионального образования.

 

При этом центральной стратегической задачей техникума является обеспечение высокой конкурентоспособности выпускников путем приближения подготовки специалистов к реальным условиям производства с одновременным повышением их компетентности и нацеленности на достижение высших профессиональных и социальных вершин.

 

Выбор такой стратегической задачи привел к тому, что для техникума к двум традиционным вопросам, наиболее остро стоящим именно перед учреждениями среднего специального образования, готовящими специалистов для современного производства:

- каким требованиям должен удовлетворять этот специалист, чтобы он был конкурентоспособен и востребован;

- как подготовить не просто исполнителя, но творческую личность, с инновационным мышлением и настроенную на достижение высших профессиональных и социальных результатов?

 

Наш первоначальный опыт показал, что наиболее эффективным направлением в разрешении этих трех вопросов является интеграция образовательных ресурсов техникума и его стратегических социальных партнеров.

 

К идее интеграции образовательных ресурсов техникума с социальными партнерами нас привела концепция конкурентоспособности. В свою очередь для реализации этой концепции необходима специальная поддерживающая ее система, включающая как минимум три основные составляющие:

- работодатель, потребляющий результаты достижений образования и определяющий требования к выпускникам образовательных учреждений на современном этапе развития общества;

- образование, которое должно учитывать требования рынка работодателей, обуславливая конкурентоспособность;

- качественно новая (инновационная) образовательная среда, необходимая для подготовки высокопрофессиональных специалистов, обладающих качественно новым уровнем компетенций.

 

Под образовательными ресурсами в рамках предлагаемой нами концепции интеграции мы понимаем: учебно-методическое, научно-методическое и нормативное обеспечение учебного процесса, материально-техническую базу, программное обеспечение и вычислительные ресурсы, а также кадровый потенциал.

 

Именно в интеграции образовательных ресурсов учебного заведения и стратегических работодателей мы видим основной путь развития профессионального образования и выведения его на уровень требований сегодняшнего дня. Ведь чтобы отвечать требованиям современности, профессиональное образование призвано предвосхищать основные тенденции будущей реальности и воплощать это будущее в новых формах и технологиях обучения. Между профессиональным образованием и реальной жизнью необходимо создать своеобразную  когнитивную инфраструктуру образования, которая и будет обеспечивать трансляцию профессионально значимого знания в систему образования. Прообразом такой инфраструктуры на наш взгляд и может быть инновационная образовательная среда, созданная путем интеграции образовательных ресурсов учебного заведения и его стратегических социальных партнеров.

 

Для обеспечения реализации предложенной концепции интеграции и активизации взаимодействия с работодателями, подготовки квалифицированных специалистов в сфере физической культуры и спорта в настоящее время техникум заключил договора о социальном партнерстве с 20 учреждениями спортивной направленности, подведомственными Министерству молодежной политики, спорта и туризма Саратовской области.

 

Реализация предложенной интеграции образовательных ресурсов позволила нам повысить качество подготовки и востребованность специалистов по специальности подготовки, выпускаемом техникумом.

 

Для разрешения третьего из острых вопросов, позволяющих вывести подготовку специалиста на качественно новый уровень - подготовка специалиста как  творческой личности, с инновационным мышлением и настроенной на достижение высших профессиональных и социальных результатов - в техникуме в рамках концепции личностно-ориентированного обучения разработана и внедрена комплексная программа вовлечения студентов в исследовательскую и творческую деятельность, которая включает в себя научно-исследовательскую и экспериментальную работу в рамках подготовки к выпускной квалификационной работе. В инновационной системе подготовки специалистов, данные формы деятельности становятся основными и необходимыми с точки зрения потребления новых знаний студентами. Именно они позволяют закладывать основы инновационного мышления у студентов и способствуют повышению профессионального уровня выпускников, что в конечном итоге и обеспечивает их востребованность учреждениями спортивной направленности.

 

В свою очередь, с целью «вооружения» будущего специалиста и высоковалифицированного спортсмена неким акмеологическим инструментарием и придания его подготовке необходимой акмеологической направленности, обеспечивающей формирование стремления специалиста к достижению  высших профессиональных и социальных результатов, нами в систему подготовки были включены специальные элективные курсы как психолого-акмеологической, так и региональной направленности. При этом курсы психолого-акмеологической ориентации должны обеспечивать ориентацию и развитие личности в аспекте определения своего призвания, а курсы региональной направленности - ускорять процесс адаптации получаемой студентом профессии к потребностям регионального рынка труда. Вопросы формирования акмеологической направленности у будущих специалистов подробно изложены в монографии.

 

Главной целью, которая реализуется в ходе предложенной интеграции образовательных ресурсов, является создание инновационного механизма взаимодействия техникума и социальных партнеров для подготовки конкурентоспособных и востребованных специалистов со средним профессиональным образованием. При этом, формируется специалист нацеленный на достижение высших результатов и обладающий инновационным мышлением.

 

Список использованной литературы:

1. Анисимов П.Ф. Современное состояние, проблемы, перспективы развития начального и среднего профессионального образования в России // Образовательная политика. 2008. - № 7.-С. 2-28.

2. Анисимов П.Ф., Зуев В.М., Коломенская АЛ. Основные направления оптимизации сети средних специальных учебных заведений. М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004. - 122 с.

3. Анисимов П.Ф., Сосопко В.Е. Управление качеством среднего профессионального образования. Казань, 2001. - 186 с.

4. Байдаченко П.Г. и др. Социальное партнерство. Словарь-справочник. Экономика, 1999. 240 с.

5. Байденко В.И. Болонский процесс. М., 2004. - 94с.

6. Ю.Байденко В.И., Джерри Ван Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования. М., 2003.

7. П.Бакушин Г.В. Методология модульного обучения / Бакушин Г.В., Маслова А.Г. // Среднее профессиональное образование. -2007 . № 7 . С.78-80

8. Баранова В. В. Мониторинг качества образовательного процесса / В.В. Баранова // Образование в современной школе. 2008 . - № 1 . - С.3-8

9. Болотов В. Сценарии развития российского образования // Газета «Первое сентября». -№ 14 . -2007.

10. Бурлакова И.И. Управление качеством подготовки специалистов в системе образования // Среднее профессиоиалыюс образование. — 2009. № 6. -С. 6-9.

11. Ветров A.B. Сотрудничество и партнерство. М, 1990.

12. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М., 1999. - 538 с.

13. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (постановление Правительства Российской Федерации от 18.08.1995 № 821).

14. Жиеоржика П., Луттрингер Ж.-М. Роль социальных партнеров в развитии профессиональной подготовки кадров на предприятии в странах с рыночной экономикой. Итоговый отчет. ЕФО. Подгруппа В, 1996.

15. Ковряков В.А. Педагогические технологии как фактор формирования самообразовательной деятельности студентов. Монография. Москва, 2008. -216 с.

16. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года // Вестник образования. 2012.-№ 2.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*