Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Реализация требований ФГОС по формированию фондов оценочных средств

26.03.2014 2304 5535
Панфилова Елена Николаевна
Панфилова Елена Николаевна, преподаватель, ПЦК специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет»

Бутурлиновский механико-технологический колледж

Переход к обучению на основе Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС) в системе среднего профессионального образования (СПО) заставил весь преподавательский состав взглянуть по-новому и на сам образовательный процесс и на его документационное и методическое сопровождение.

 

ФГОС СПО формулируют приоритеты подготовки специалиста, усиливая ориентацию на конечные результаты, в частности на формирование профессиональных и общих компетенций, необходимых для будущей трудовой деятельности.

 

Широко декларируемый новым ФГОС компетентностный подход к подготовке специалиста, рассчитанный на его конкурентоспособность и востребованность на рынке труда, неизбежно требует изменений, как в организации образовательного процесса, так и в системе оценивания качества подготовки обучающихся и выпускников.

 

Первостепенное значение приобретает объективное оценивание готовности выпускника образовательного учреждения СПО к выполнению определенного вида профессиональной деятельности (ВПД). Особое место в этом процессе принадлежит формированию фондов оценочных средств (ФОС), как наиболее ответственному и сложному этапу определенному требованиями ФГОС.

 

«Под фондом оценочных средств понимается комплект методических и контрольных материалов, предназначенных для оценивания знаний, умений, навыков и компетенций на разных стадиях обучения студентов, а также для аттестационных испытаний выпускников на соответствие (или несоответствие) уровня их подготовки требованиям соответствующего ФГОС по завершению освоения конкретной ОПОП». (И.П. Пастухова, канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования МГПИ).

 

Фонд оценочных средств не только объединяет в комплекс систему оценки знаний, умений, компетенций по конкретным дисциплинам, модулям и практикам, подразумевая преемственность и последовательность различных форм аттестации: от входного контроля до государственной итоговой аттестации, он, прежде всего, подразумевает формирование компетентностного подхода к образовательному процессу.

 

Компетентностная ориентация образовательных программ ФГОС СПО определяет необходимость изменения не только самого образовательного процесса, его содержания и технологий реализации, но и соответствующей переориентации оценочных процедур, технологий и средств оценки качества подготовки обучающихся в рамках компетентностно-ориентированных требований.

 

Образовательные стандарты третьего поколения и, обеспечивающая их практическую реализацию, система формирования фондов оценочных средств коренным образом меняет итоговые ориентиры результативности образовательного процесса для всех его участников. Прежде всего, это достижение конечного результата, выраженного в четком понимании того, какие знания, умения и навыки необходимы для формирования профессиональных и общих компетенций, как и где их можно и нужно использовать в дальнейшем, в ходе формирования и реализации профессиональных навыков и  практической деятельности.

 

В соответствии с законом «Об образовании» каждый выпускник программ профессионального образования должен подтвердить свой образовательный уровень и/или квалификацию. Идея о разделении этих двух оценок (по формату, требованиям и процедурам) и привела к разделению фонда оценочных средств на:

- контрольно-измерительные материалы (КИМ)  

- компетентностно-оценочные средства (КОС).

 

КИМы (ключевое слово «измерительные») используют во всех общеобразовательные и общепрофессиональных дисциплинах, а также в МДК - поскольку результатом освоения их являются знания и умения, которые оцениваются количественно.

 

Эта оценка традиционная, давно распространенная в нашей стране ещё с советских времён подразумевает, прежде всего, оценивание условной «триады» - «умения – знания – навык».

 

В этом вопросе образовательным сообществом накоплен огромный опыт, потому и основная задача в этом направлении – преодоление субъективности при оценке и использование адекватных современному уровню развития оценочных средств.

 

Компетентностно-оценочные средства оценивают уровень квалификации качественно, оценка о соответствии предъявляемых компетенций квалификационным требованиям выносится квалифицированными экспертами. То, что оценивается качественно - готовность к виду профессиональной деятельности или сформированность компетенций - проверяется при помощи КОСов. Они представляют собой комплексные оценочные средства, состоящие из двух частей: КИМы и специфическая часть по оценке сформированности компетенций, которые оцениваюткачественно, без выставления балльных отметок и используются на квалификационном экзамене по профессиональному модулю.

 

Таким образом, на современном этапе основной задачей оценочной деятельности становится не только то, в какой мере обучающиеся освоили формально – знаниевый компонент содержания образования, сколько выявление их способности использовать освоенное содержание для решения практических, познавательных, ценностно-ориентационных и коммуникативных задач. Средства оценивания должны выявлять как содержательный, так и деятельностный компоненты подготовленности выпускника, что предполагает демонстрацию компетенций или их применение в конкретной ситуации.

 

Что же касается самого фонда оценочных средств, то единых универсальных методик его составления нет. Сотрудниками ФИРО в свое время были составлены общие рекомендации, которые лишь задают основные направления работы, предоставляя необходимость на местах дополнять и варьировать их в зависимости от региональной специфики, особенностей рынка труда, специальностей обучения и множества других факторов. Стандартизация в данном вопросе практически невозможна. Например, несмотря на то, что множество  колледжей  реализуют образовательную программу по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) по единому стандарту, предусмотренная этим же стандартом вариативная часть основной профессиональной образовательной программы делает образовательный процесс строго индивидуальным в каждом учебном заведении.

 

Таким образом, решать основные вопросы, связанные с формированием фонда оценочных средств предоставлено каждому учебному заведению самостоятельно, при соблюдении общих требований, определенных ФГОС.

 

Для реализации и выполнения поставленной задачи образовательной организации необходимо обеспечить выполнение определенных требований.

1. Разработать локальные акты и методические рекомендации, направленные на обеспечение общих подходов в образовательной организации к оценке образовательных результатов обучающихся на соответствие требованиям ФГОС СПО.

2. Выработать единые требования к оценке общих компетенций в процессе освоения ОПОП по реализуемым в образовательной организации специальностям.

3. Обеспечить участие предприятий и организаций в разработке и экспертизе фондов оценочных средств.

4. Привлекать для участия в процедурах оценки результатов освоения ОПОП (экзамен (квалификационный), государственная (итоговая) аттестация) специалистов предприятий и организаций.

5. Организовать обучение педагогических работников, обеспечивающее повышение их компетенций в области формирования практикоориентированных и интегративных оценочных средств, в том числе разработки тестовых заданий, ситуационных производственных задач и т.п.

6. Обеспечить организацию образовательного процесса в четком соответствии с матрицей компетенций.

7. Преподавателям общепрофессиональных дисциплин выстраивать образовательный процесс по дисциплине с учетом формируемых компетенций, т.е. в неразрывной связи с профессиональными модулями.Важно то, что преподаватель должен определить «вклад» учебной дисциплины  в формирование тех или иных компетенций.

8. Обеспечить единство учебного и воспитательного процесса в тесном взаимодействии, т.к. общие компетенции формируются в основном образовательной средой учебного заведения в целом, для чего наполнить новым содержанием не только учебный, но и воспитательный процесс.

9. Сформировать систему мониторинга не только учебной успешности обучающихся, но и их деятельности в целом в образовательном пространстве колледжа.

10. Обеспечить наличие системы документирования, для представления обучающимися документов, подтверждающих освоение компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности.

 

К настоящему времени имеется некий накопленный опыт, приобретенный преподавателями в процессе реализации требований ФГОС по специальности «Экономика и бухгалтерский учет» в вопросах разработки фондов оценочных средств и их применении. Можно отметить следующие моменты.


1. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и государственную (итоговую) аттестацию выпускников. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются самостоятельно преподавателями специальности с учетом требований учебного плана, специфики рабочей программы по дисциплине или профессиональному модулю, используемых образовательных технологий.


2. Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра. Текущим контролем проверяются только составляющие компетенций. При организации текущего  контроля знаний и умений, обучающихся по специальности, используется:

- устный опрос (групповой или индивидуальный);

- проверка выполнения письменных домашних заданий;

- проведение  практических занятий;

- проведение контрольных работ;

- тестирование (письменное или компьютерное);

- контроль самостоятельной работы обучающихся (в письменной или устной форме).


3. Для проведения промежуточной аттестации применяются следующие формы оценивания: собеседование, тестирование, контрольная работа, комплексные контрольные задания, решение производственных ситуаций при проведении зачета, дифференцированного зачета, экзамена по дисциплине или междисциплинарному курсу (МДК), защита выполненной курсовой работы, отчета о практике.


4. Разработка оценочных средств для квалификационного экзамена по профессиональному  модулю представляет собой более сложную задачу. Предметом оценивания выступают компетенции, на основе которого принимается решение об освоении ВПД. Проблема разработки оценочных средств для профессиональных компетенций не представляется крайне сложной, т.к. фактически требует смоделировать ситуацию будущей профессиональной деятельности с точки зрения применения умений по определенному виду профессиональной деятельности. Здесь, как правило, разрабатываются либо задания, носящие комплексный характер и направленные на оценку всех профессиональных компетенции определенного ВПД, либо несколько заданий для оценки каждой компетенции в отдельности, определяются условия выполнения задания (в основном, в условиях моделируемой профессиональной деятельности) - этот вопрос решается самостоятельно разработчиком оценочного средства с учетом мнения представителей профессионального сообщества.


5. Осуществить разработку форм и методов оценивания общих компетенций непосредственно на экзамене квалификационном по принципу «здесь и сейчас» не представляется возможным. Только отдельные общие компетенции, в основном связанные с работой с информацией, возможно, проверить непосредственно на экзамене, смоделировав производственную ситуацию таким образом, чтобы в процессе ее решения, обучающийся продемонстрировал навыки поиска и использования необходимой информации для выполнения производственного задания. Для прочих общих компетенций наиболее целесообразно проводить оценку на основе систематизированной информации о деятельности студента в образовательной среде колледжа, т.к. именно она в основном и направлена на формирование общих компетенций. Для этого наиболее целесообразно использовать технологию «Портфолио».


6. Государственная (итоговая) аттестация служит для проверки результатов обучения в целом. Лишь она в полной мере позволяет оценить совокупность приобретенных обучающимся общих и профессиональных компетенций. Государственная (итоговая) аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа). При этом должно быть соблюдено обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании Порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам СПО. В этом вопросе на специальности накоплен большой положительный опыт выполнения и защиты дипломных работ по различной тематике, в т.ч. исследовательского характера, по заказам работодателей и органов власти. Данный опыт позволяет без сложностей реализовать его и по новым стандартам, но с учетом требований по тематике дипломных работ.


7. Все оценочные средства проходят процедуру рассмотрения на заседаниях цикловой комиссии. В необходимых случаях на них приглашаются представители профессионального сообщества.


8. Все этапы оценки сопровождаются необходимым методическим обеспечением, формируемым в соответствии с локальными актами колледжа.


9. Опыт реализации ФГОС позволяет с уверенностью констатировать тот факт, что сами формулировки компетенций не всегда полностью отражают суть будущей профессиональной деятельности специалиста, поэтому перед преподавателями, как специалистами своего дела, стоит сложнейшая задача учесть и требования стандарта, и современное состояние профессиональной среды по специальности.


10. Преподавательский состав, реализуя требования ФГОС сталкивается со множеством вопросов, как нормативного, так и методического характера. В этой связи, проведение семинаров, круглых столов, конференций по обмену опытом, имеет несомненное значение.

 

Подводя итог, стоит отметить, что формирование фондов оценочных средств для контроля уровня освоения компетенций обучающихся и выпускников образовательных программ СПО в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения является достаточно сложной и многокомпонентной задачей, решение которой зависит от всех участников образовательного процесса.

 

Список используемой литературы:

1. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании: Изд.3-е испр. и доп. - М.: Интеллект-Центр, 2005.

2. Новые подходы к оцениванию достижений учащихся: сборник методических материалов/ под ред. Н.В.Муха - Томск: ОГУ РЦРО, 2005.

3. Об итогах проведения круглого стола «Компетентностный подход к оценке результатов освоения ОПОП в соответствии с требованиями ФГОС СПО»: проект решения круглого стола – Москва: ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ г. Москва,2013.

4. Портфолио студента образовательного учреждения СПО: Методические рекомендации по структуре, технологии организации и оценке (рейтингованию) «портфеля достижений студента». - М.: Е-медиа, 2007

5. Проектирование фонда оценочных средств в соответствии с требованиями ФГОС СПО / О. М. Красильникова // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.).  — М.: Буки-Веди, 2012.

6. Формирование фондов оценочных средств по специальностям среднего профессионального образования: методические рекомендации – Москва: ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ г. Москва , 2012.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*