Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование общих и профессиональных компетенций на практических занятиях по разделу «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях в оториноларингологии» в междисциплинарном курсе «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов»

26.03.2014 806 1879
Бутчик Валентина Александровна
Бутчик Валентина Александровна, преподаватель

Мурманский медицинский колледж

Известный чешский педагог 18 века Я. Каменский говорил: «Следовало бы начинать обучение не со словесного толкования о вещах, а с реального наблюдения за ними. …Если иногда нет налицо вещей, то можно вместо них применять копии или изображения, специально приготовленные для обучения»

Привести систему подготовки специалистов в соответствие с современными требованиями позволяет компетентностный подход в образовательной деятельности.


Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [2].

Чтобы процесс формирования компетенций был успешным, прежде всего, нужно знать, какие же именно компетенции – общие и профессиональные – необходимы при изучении конкретного профессионального модуля [4].


Согласно федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по специальности 060501 «Сестринское дело» Профессиональному модулю 02 «Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах» соответствуют следующие коды общих и профессиональных компетенций (далее – ОК и ПК соответственно) ОК 1-14 и ПК 2.1 – 2.8.


Следовательно, перед преподавателем данного раздела стоит задача сформировать именно вышеупомянутые компетенции.

В соответствии с видами базовых компетенций можно следующим образом классифицировать списки компетенций выпускников, освоивших основную образовательную программу по специальности:


Эмоционально-психологические:

ОК 1 – Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2 – Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3 – Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и неси за них ответственность.

ПК 2.1 – Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.


Регулятивные:

ОК 4 – Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5 – Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 12 – Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ПК 2.4 – Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.7 – Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8 – Оказывать паллиативную помощь


Аналитические:

ОК 9 –  Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 2.4 – Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5 – Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6 – Вести утверждённую медицинскую документацию.


Социально-коммуникативные:

ОК 6 – Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7 – Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения задания.

ПК 2.2 – Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3 – Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.


Компетенции самосовершенствования:

ОК 8 – Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

Творческие:

ОК 9 – Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

 

Основные типы оценочных средств

Уровни освоения деятельности

Типы доказательств

Сбор доказательств

Эмоционально-психологический

Мотивы, эмоции, установки, ценностные отношения

Психологическое анкетирование, наблюдение, собеседование, ролевые игры

Регулятивный

Предъявление продукта деятельности

Изучение продукта деятельности

Социальный

Демонстрация процесса практической деятельности

Наблюдение за выполнением практического задания, за организацией коллективной деятельности

Аналитический

Доказательство знания и понимания

Тест, письменная работа, устный опрос, собеседование, экзамен, научно-исследовательская работа

Творческий

Выполнение проекта

Проект, курсовая работа, задача – модель

Уровень самосовершенствования

Оценка результатов деятельности, проектирование «точек роста»

Портфолио, журналы обучающихся, выпускная квалификационная работа

Вид развиваемых компетенций определяет технологию их формирования. Эмоционально-психологические компетенции формируются в результате мотивации обучающихся к изучению темы, поэтому формирование общей компетенции ОК 1 «Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес» происходит в результате эмоционально-мотивационных моментов учебных занятий, игровых форм проведения занятий.


Регулятивные компетенции как общие, так и профессиональные формируются с помощью методов учебно-профессиональной деятельности, способствующих планированию, организации и подведению итогов деятельности, выполнению требований техники безопасности[4]. Например, решение ситуационных задач, в ходе которых формируются компетенции ПК 2.4 «Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования», ОК 12 «Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности».

Социальные компетенции формируются в процессе работы с информацией, освоении опыта, знаний, умений и навыков, что предполагает организацию коллективно-распределенной деятельности, развивающей коммуникативные умения. Например, групповые формы работы – блиц-игра «Лор-Три», тест-игра «Анатомия носа и придаточных пазух».

Формированию аналитических компетенций способствует развитие критического мышления в учебно-профессиональной деятельности, решение теоретических задач.


Творческие компетенции, такие, как способность генерировать идеи, развиваются с помощью метода проектов, организации поисковой учебной деятельности.


Таким образом, вид компетенций определяет технологию их формирования. Соответствие вида компетенции технологии формирования позволяет интегрировать процессы развития общих и профессиональных компетенций у студентов, создать условия для формирования целостной личности как результата модернизации образования [4].

Процесс формирования компетенций студентов, не может быть полноценным без продуманной системы средств их измерения и оценивания.

Такой подход апробирован при проведении практических занятий, что продемонстрировано в ходе открытого урока по теме «Сестринский уход при заболеваниях носа».

Группа студентов делится на две команды. После каждого этапа занятия преподаватель подводит итоги.

Для оценивания теоретической части занятия предлагается балльно-рейтинговая система оценки:


1 этап. Блиц-игра «Лор-Три» предполагает формирование компетенции ОК 6. Каждой команде предлагается по 7 вопросов, за правильный ответ команда получает по одному баллу, если одна из команд затрудняется с ответом, право ответа переходит команде соперников, в конце игры баллы суммируются.


2 этап. Тест-игра «Анатомия носа и придаточных пазух» предполагает формирование компетенции ОК 7. Командам предлагается 2 рисунка по анатомии носа и придаточных пазух, в них следует правильно подписать части носа, команда, которая справится раньше, получает 1 балл, по 0,5 балла за каждый рисунок.


3 этап. Контроль самостоятельной работы студентов по заданной теме «Составление сравнительной таблицы по заболеваниям носа и придаточных пазух». Командам следует ответить на вопросы преподавателя, каждой команде по 5 вопросов, за правильные ответы команды получают по одному баллу, если одна из команд затрудняется с ответом, право ответа переходит команде соперников, в итоге баллы суммируются.

Преподаватель суммирует баллы каждой из команд за 3 этапа.

12-13 баллов соответствует оценке – 5 «отлично», 10-11 – оценке 4 «хорошо», 8-9 – оценке 3 «удовлетворительно», менее 8 баллов - 2 «неудовлетворительно».

Практическая часть подразумевает решение ситуационных задач с демонстрацией практических манипуляций и разыгрыванием ролей – формируются компетенции ПК2.2, ПК 2.4, ОК 6, ОК 7, ОК 1, ОК 12 (в зависимости от условия поставленной задачи).

Для оценивания практической части используются следующие критерии:


Критерии оценки выполнения практических манипуляций

5 «отлично» – рабочее место оснащается с соблюдением всех требований к подготовке для выполнения манипуляций; практические действия выполняются последовательно в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляций; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; выдерживается регламент времени в соответствии с алгоритмом; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются;

4 «хорошо» – рабочее место не полностью самостоятельно оснащается; практические действия выполняются последовательно, но неуверенно; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; нарушается регламент времени, в соответствии с алгоритмом; рабочее место убирается, в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются с уточняющими вопросами педагога;

3 «удовлетворительно» – рабочее место не полностью оснащается для выполнения практических манипуляций; нарушена последовательность их выполнения; действия неуверенные, для обоснования действий необходимы наводящие и дополнительные вопросы и комментарии педагога; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; рабочее место убирается, в соответствии с требованиями санэпидрежима;

2 «неудовлетворительно» – затруднения с подготовкой рабочего места, невозмож­ность самостоятельно выполнить практические манипуляции; совершаются действия, нарушающие безопасность пациента и медперсонала, нарушаются требования санэпидрежима, техники безопасности при работе с аппаратурой, используемыми материалами [3].


Критерии оценки беседы

5 «отлично»

- представлена мотивация пациента к предстоящей беседе, определение проблемы;

- студент устанавливает контакт с пациентом, свободно, грамотно излагает мысли;

- цели и план беседы соответствуют теме и проблеме пациента;

- реализация плана полная;

- представлена оценка достигнутых результатов в ходе беседы.

4 «хорошо»

- отсутствует оценка достигнутых результатов

3 «удовлетворительно»

- отсутствуют: мотивация пациента к предстоящей беседе, умение студента установить контакт с пациентом,  умение свободно, грамотно излагать мысли

2 «неудовлетворительно»

- отсутствуют – определение проблемы, цели и план беседы.

Таким образом, в процессе занятия, на теоретической и практической части формируются общие и профессиональные компетенции. В конце занятия студент получает две оценки соответственно за теоретическую и практическую части.

 

Список использованной литературы

1. Гусарева И.В. Деловая игра как один из методов, интегрированных в кейс-технологию / Идеи. Поиски. Решения: материалы V Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 30 нояб. 2011г. В 2 т. Т 1 / редкол.:Н.Н. Нижнева (отв. ред.) [и др.]. — Минск: РИВШ, 2012. — с. 104—106.

2. Инновационные и традиционные аспекты образования в контексте компетентностного подхода: Сборник статей. – Мурманск: ГООУ СПО «Мурманский педагогический колледж», 2010.-192с.

3. Максимов Н.И., Савельева Г.П. Анализ и обобщение отечественного и зарубежного опыта создания рейтинговых систем оценки качества образования: учебно – методическое пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. – 41 с.

4. Новые исследования [Текст]: сборник/Акад. проф. образования, 2005. - 120 с. Российская школа: от PISA-2000 к PISA-2003 [Текст]/[А. Л. Венгер, Г.Р. Калимуллина, А.Г. Каспржак и др.], 2006. – 196 с.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*