Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Учебное пособие для студентов специальности 050709 Преподавание в начальных классах «Декоративно-прикладное искусство»

11.03.2014 1529 3838
Урбанова Вера Павловна
Урбанова Вера Павловна, преподаватель изобразительного искусства, высшего разряда

Боханский педагогический колледж им. Д. Банзарова

Введение


В связи с изучением дисциплины «Декоративно-прикладное искусство» в рамках дополнительной подготовки учителя начальных классов в области изобразительного искусства возникла необходимость систематизации некоторых теоретических установок в едином пособии, рассчитанном на различный уровень подготовки студентов, в котором можно было бы ознакомиться с основными законами декоративно-прикладного искусства.


Цель данного учебного пособия – помочь студентам в изучении основ декоративно-прикладного искусства и овладении навыками декоративного изображения различных объектов.


Теоретический материал проиллюстрирован графическими схемами, рисунками. Это дает возможность познакомиться с различными формами стилизации и графическими средствами, применяемыми в декоративной композиции и научиться использовать их в собственном творчестве.


Содержание тем раскрывается через позицию известных авторов по декоративно-прикладному искусству Анри де Моран, Кочешкова Н.М., Сокольниковой Н.М.

Анри де Моран в «Истории декоративного искусства» рассказывает о декоративном искусстве через искусство разных эпох со времен Древнего Египта. Кроме того, в книге собран богатый иллюстративный материал, который используется в данном пособии.


Кочешков Н.М. рассматривает декоративное искусство бурят, особенности и символы бурятского орнамента.


В учебнике Сокольниковой Н.М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе» раскрываются вопросы методики преподавания декоративного искусства в 1-4 классах.


В пособии представлены пять тем, каждая из которых снабжена рядом опорных вопросов, практических заданий и блок схемами, которые призваны помочь усвоить теоретический материал.

  

Первая тема раскрывает особенности прикладного, декоративного и народного искусства, в которых отражаются материальные и духовные интересы людей, национальные черты.

  

Вторая тема пособия рассматривает вопросы стилизации, переработки природной формы в декоративные.

Третья тема дает представление об истории развития различных видов узоров и орнаментов.

В четвертой теме рассматриваются свойства различных цветов и приводятся варианты составления цветовых гармоний.

  

Пятая тема содержит информацию об основных принципах организации орнамента, способах размещения узоров на формате плоскости, рассматриваются особенности составления бурятского орнамента. Дана сравнительная характеристика русского и бурятского орнаментов.

  

Выполнение практических заданий, предлагаемых к каждой теме, даст возможность закрепить изученный материал и повысить профессиональное мастерство студентов. Темы сопровождаются рисунками (см. Приложение), блок-схемами (см. Таблицы), которые призваны помочь усвоить теоретический материал.

  

Разработаны многоступенчатые задания трех уровней и контрольные вопросы (по выбору студента) для зачетной работы.


Тема 1. Декоративно-прикладное искусство. Народное искусство.

1. С древнейших времен свойственно человеку стремление к красоте в окружающем его предметном (вещном) мире. С этой целью на простые ткани наносили вышитые узоры, керамику украшали орнаментом. Металлические изделия отливали в фигурных формах, покрывали чеканкой и насечкой. Узор, украшение как бы «прикладывался» к предмету, и он становился красивее, богаче, наряднее. Он сохранил свою утилитарную (практическую) первооснову, свою полезность, но им можно было теперь и просто любоваться, показывать его как достопримечательность. И ценился такой предмет уже не только за то, что был просто полезен, но и за свой узор, за мастерство украшения, благородство материала и тонкость работы. Позднее, в 19в., эту область художественного освоения предметного мира определили как «прикладное искусство».

  

Прикладное искусство служит практическим целям и одновременно украшает наш быт, создает определенный эмоциональный настрой.

  

Декоративное искусство. Получило распространение в эпоху рабовладения. Это желание людей украшать себя ожерельями, браслетами, кольцами, подвесками, серьгами и т.п. Позднее появились и предметы украшения одежды, а затем и украшения жилища, например ковры, на которых уже не сидели и не возлежали, а вешали на стену для красоты, или напольные вазы – тоже не для цветов и не для воды или вина, а для украшения парадных зал. Здесь уже на первом месте стояла красота. Их «польза» была только в том, что они красивы. Это искусство в 18 -19вв. назвали декоративным (от фр. Слова «декор» - «украшение»). Изделия декоративного искусство существуют только для украшения помещения, одежды или человека. Если предметы дизайна выпускаются миллионными тиражами, прикладного искусства – тысячами, то декоративные изделия – десятками, а то и единицами. В них художник проявляет, прежде всего, свой индивидуальный вкус. Самое важное в произведениях декоративного искусства – общая художественная выразительность, красота вещи в целом.

  

Прикладные и декоративные виды искусства демонстрируют вкус и фантазию художника, в них отражаются материальные и духовные интересы людей, национальные черты.

  

Прикладное и декоративное искусство во многих случаях дополняют друг друга. В этом случае говорят о декоративно-прикладном искусстве.

Декоративное искусство – один из видов пластических искусств.

Декоративное искусство – произведение, которое наряду с архитектурой художественно формирует окружающую человека материальную среду и вносит в нее эстетическое, идейно-образное начало.

Виды декоративного искусства: декоративно-прикладное искусство, дизайн, театрально-декорационное, монументально-декоративное, оформительское.


2. Народное искусство. За этими словами стоит большое и важное явление: народная поэзия и театр, музыка и танец, архитектура и изобразительное искусство. Народное искусство – фундамент, на котором выросло здание мировой художественной культуры.


Мы же остановимся только на народном декоративно-прикладном искусстве.

Отличительные особенности народного искусства:

1. Произведения народного искусства отличаются красотой и пользой.

2. Навыки технического мастерства и найденные образы переходят из поколения в поколение. В силу этого закрепляемая столетиями традиция отбирает только наилучшие творческие достижения.

3. Коллективность творчества. Все в работе продиктовано многовековой традицией: выбор материала и приемы его обработки, характер и содержание декоративного убранства.


Удивительная жизнерадостность народного искусства – от сознания собственной силы, ведь за каждой вещью талант, труд и единодушие многих людей, в идеале целого народа. Красота – тоже от этого источника. И конечно от родной природы, у которой мастер учится.

  

Народное искусство может быть и источником идей и вдохновения профессиональных художников. Поэтому и мы будем учиться у мастеров народного искусства, изучая тему «Декоративно-прикладное и народное искусство».

  

Раскрывается тема через три вопроса: орнамент; народные промыслы, современное декоративное искусство.


3. Орнамент. Большое значение в народном искусстве отводится орнаменту, который украшает предмет или является его структурным элементом.

Орнамент (от латинского «орнаментум» - «украшение») – узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов. Основное назначение орнамента – украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму.

Виды орнамента: геометрический, природный, анималистический.


Геометрический орнамент (Приложение, рис. 1-2,13-14)

Точка – мало значит сама по себе, но при повторении дает декоративный эффект. Успешно используется в искусстве Сасанидского Ирана и китайских изделиях Танского периода.

Линия – широко применяется, чтобы разграничить отдельные мотивы.

Зигзаг или ломаная линия. В древнем Египте – знак воды. Ее находят и у многих народов в самые разные времена.

Шевроны – ломаная линия с ритмическим чередованием узора.

Меандр – изломанная под прямым углом лента.

Квадрат, ромб, треугольник, шестиугольник и восьмиугольник – прежде всего, ограничивает поверхность, заполненный мотивами, но и служит узором для орнамента.

Крест на Западе и свастика в странах центральной и Юго-Восточной Азии.

Спираль – снискала большой успех и огромное распространение.

Витой шнур – используется как собственно орнаментальный мотив, также и для ограничения поверхности.


Природный орнамент. Живая природа – морские волны (распространенный мотив в вазах Древней Греции, японском искусстве), ореол пламени, небесные светила, луна (часто в виде серпа), звезды, молния.

Флора (Приложение,рис. 3-5, 15-17)

Лист папируса – Египет

Лавровый и акантовый лист – Греция

Лилия – Эгейское искусство

Роза – готическое искусство

Гиацинт – турецкий фаянс

Лотос – Индия

Хризантема – Япония

Анималистические мотивы (Приложение, рис. 5-12)

Изображение льва – от искусства Древнего Египта до европейской геральдики.

Бык – искусство Древнего Востока.

Слон – в буддийских странах.

Баран – орнаменты античного Рима и эпохи Возрождения.

Змеи – в кхемерском искусстве.

Рыбы:

Дельфины – в древнегреческом и древнеримском искусстве

Карп – в китайском

Спрут – в критских и микенских декорах.

Насекомые:

Скарабей – в Древнем Египте

Бабочка – Китай, Япония

Пчела – французский ампир

Стрекоза – в японских изделиях.

Птицы:

Сокол – Египет

Орел – Византия, Рим, Германия

Павлин – христианское искусство

Журавль – Китай, Япония

Сказочные существа (Приложение, рис. 18-20) – египетские Сфинксы, грифоны, химеры греческой и римской античности, Византии и эпохи Возрождения, драконы, феникс и маски тао-те в китайском искусстве. Фантастические звери с двумя туловищами и одной головой.

Человек (Приложение, рис.23-24) – часто использовался как сюжетный орнамент, иногда в виде схематического изображения, иногда стилизованно, иногда реалистически. В декоративном искусстве всех стран встречаем изображение мужчин и женщин поодиночке или в группах, в позах спокойных и величественных или, наоборот, в динамическом движении и даже в необузданном танце.

Художник создавая орнамент мотивы берет у природы.

Таб. 1. Отличительные особенности прикладного и декоративного искусства

Прикладное искусство

Декоративное искусство

Предметы быта

Украшения человека (ожерелья, браслеты, кольца и т.п.), украшения жилища, одежды.

Имеет чисто практическое значение. Узор «прикладывался к предмету.

Существует только для украшения (от фр. Слова «декор» - «украшение»).

Выпускается тысячами

Выпускается десятками, единицами. Художник проявляет свой индивидуальный вкус.

В произведениях декоративно-прикладного искусства проявляются материальные и духовные интересы людей, национальные черты.

Таб. 2. Отличительные особенности народного искусства

Народное искусство – народные промыслы

Красота и польза

Коллективность творчества

Традиция

Ответьте на вопросы и выполните задания

1. Назовите отличительные особенности прикладного и декоративного искусства.

2. Как вы понимаете традиционность народного искусства?

3. Каково назначение орнамента?

4. Какие виды орнаментов в зависимости от преобладающих в них мотивов вы знаете?

5. Составьте коллекцию альбомных зарисовок узоров


Тема 2. Стилизация

1. Стилизация – в изобразительном и преимущественно в декоративном искусстве, дизайне – обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов. Особенно характерно для орнамента, где стилизация превращает объект изображения в мотив узора. (Советская энциклопедия. М., «Советская энциклопедия» 1981.)

  

Стержневым словом в этом определении является обобщение, упрощение. Обобщение заменяет реальный, слишком привычный, а иногда и малопривлекательный образ новым, в котором выделяется характерное, придается мотиву выразительность. Цель обобщения, сделать мотив более понятным для зрителя, а также облегчить его выполнение для художника. Таким образом, основная задача – упростить форму, подчеркнув выразительные его стороны, опустив малозначительные детали, придав форме черты орнаментальности.

Стилизация – упрощение и подчеркивание тех особенностей формы, которые прежде всего бросаются в глаза. (Приложение, рис. 25)

2. Этапы переработки природных форм в декоративные:

- Натурные зарисовки, наброски, этюды. В них необходимо передать наиболее характерные черты объекта.

- Упростить форму, подчеркнув ее выразительные стороны, опустив малозначащие детали, придав форме черты орнаментальности.


Переработку натурных зарисовок в декоративные лучше всего выполнять средствами графики или в технике аппликации.

  

Перерабатывая предметы можно менять его размеры, цвет, тональные отношения. Художник может изменять предметы в любой степени, отход от натуры бывает очень значительным. Цветок, лист, ветку можно трактовать почти как геометрические формы или сохранить природные плавные очертания.

3. Одним из примеров стилизации может быть процесс создания знаковых изображений в графическом дизайне. Отличительные особенности знака – обобщенность и условность в изображении предметных форм.

Знак можно назвать абстрактным символом.

Истоки знака-символа лежат в пиктографии – рисуночное письмо (Приложение, рис. 26, 27). Здесь каждый рисунок обозначал то слово, которое было изображено. То есть, если надо было написать слово «солнце», рисовали солнечный диск.

  

В Древнем Египте знаки-рисунки назывались иероглифами. Их насчитывалось около 750. Одни обозначали отдельные слова, другие – один или сочетания нескольких звуков. Многие слова с различными значениями писались одним иероглифом, а в конце ставились определители. Некоторые иероглифы рассматривались как узоры-пожелания. Например, иероглиф «миллион» - символ бессчетных лет, иероглиф «вечность» - пожелание долголетия, иероглиф «красота» - пожелание красоты и др. (Приложение, рис. 28).

  

Своеобразными знаками у монголоязычных народов (бурят) являлись тамги (Приложение, рис. 36,37). Это знаки, опознавательные эмблемы, которыми они обозначали свои вещи, скот и, которые служили им для «рукоприкладства», т.е. подписи. Это и родовые символы, такие же как татуировки племен Австралии, Океании и Северной Америки (Приложение, рис. 34).

  

Традиционно выполненные вышивки, роспись глиняных игрушек, украшения посуды и т.п. могут тоже дать нам информацию через знаки о представлениях людей, живших в глубокой древности (Приложение, рис. 30). Например, описывая глиняный кувшин из Черняховского клада (4в.) М.В. Василенко отмечает: «Здесь перекрещенные квадратики, ромбы, волнистые линии, полукружия, треугольники, геометризованные розетки, знаки, похожие на серпы. Все они превращены в роскошно узорное поле на кувшине и кажутся изящным ожерельем». По мнению Б.А. Рыбакова, эти знаки обозначали двенадцать месяцев, были символами воды, огня, грома, растений и отражали языческие праздники и моления об урожае. (Василенко М.В. Русское прикладное искусство. – М., 1977, - с.60-61).

  

В те времена человек вообще едва ли рискнул бы пользоваться неукрашенным (т.е. незащищенным) предметом. Знаки на предметах носили охранительный характер и были магическими. Чтобы украшение могло выполнять свою магическую функцию, в него включались определенные символы.

  

Таковы, например, символы «мирового дерева» - трехуровневого строения мира (Приложение, рис. 40, 41)

  

Очень многие символы, которые составляли декор на предметах, отмечены в культуре разных народов. Прежде всего, это знаки Солнца, Воды, Земли, Хлебных зерен, женские фигуры.

Солнце – как правило, это круг, крест и их различные сочетания.

Свастика – знак Солнца, является графическим изображением направления векторного движения ветра. А не так давно было сделано открытие: на срезе бивня мамонта всегда можно увидеть рисунок, напоминающий свастику. Слово «свастика» произошло от санскритского, «свастя» - свет (Приложение, рис. 35).

4. В народном искусстве бурят узоры, из которых складываются орнаменты, тоже символичны (Приложение, рис.38).

1 Олзий – «счастье» - переплетение. Символ счастья и удачи. (Орнамент оберег)

2 Шоу – китайский иероглиф. Символ долголетия.

3 Хатан суйх – серьги княшни.

Ханы Бугуйвч – ханский браслет. (О. пожелания) – символ крепости, нерасторжимости, прочности.

4 Тумэн наст –хээний нэг малг – 10 тысяч лет счастья.

5 Эвэр угалз – роговидный узор (о. пожелания). Символ богатства, достатка.

6 Хоер загаhaн –рыба. Бдительность.

7 Дэл – орнамент в виде конской гривы, символ мысли и творческого вдохновения.

8 Луу барэ – дракон. Символ мощи, силы.

9 Халуун хашун – мышь. Плодовитость скота.

10 Навчин хээ – лиственный узор.

Цэцэг голтон хээ – цветочный узор.

Символы здоровья и вечной жизни.

11 Налины хээ – лотосовый узор. Символ чистоты мыслей, честности, благородства.

12 Yлэн хээ – облачный узор. Символ счастья.

13 Галын хээ – огненный узор. Пожелание долгой жизни.

14 Далай долгой хээ – волна. Чтобы плохие помыслы утонули в этих волнах.

Таб. 3. Стилизация

Определение

Задачи

Этапы переработки природных форм в декоративные

Обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов. Упрощение и подчеркивание тех особенностей формы, которые, прежде всего, бросаются в глаза.

Упростить форму, подчеркнув выразительные его стороны, опустив малозначительные детали, придав форме черты орнаментальности.

1. Натурные зарисовки.

2. Упростить форму.

3. Декорирование.

Ответьте на вопросы и выполните задания

1. Чем отличается изображение предмета в рисунке декоративном от изображения этого же предмета в рисунке реалистическом?

2. В чем заключается процесс стилизации реалистического изображения в декоративное изображение?

3. Сравните иероглифы Древнего Египта с иероглифами индейцем майя  (Приложение, рис. 29, 32-34), назовите отличительные особенности, что их сближает?

4. Сравните календарь славян с календарем ацтеков (Приложение, рис. 30, 34), в чем их особенности?

5. Повторите в рисунке основные группы зооморфных мотивов на примерах народной вышивки, глиняной игрушки, резьбы и росписи по дереву.

6. Повторите в рисунке основные группы древнейших мотивов геометрического, растительного, зооморфного и природного орнаментов на примерах росписи по дереву и вышивки бурятского народа.

7. Переведите рисунок реального растения, птицы, животного в мотив орнамента. При этом акцентируйте внимание на симметрию, упрощение силуэта, ритм, разнообразие приемов декоративного заполнения контура. Доведите декоративный рисунок до знака. Исполнение графическое.

8. Составьте декоративную композицию «Мой узор» с использованием знаков-символов, носящих охранительную функцию.


Тема 3. Виды узоров и орнаментов. История

1. Зарождение орнамента (Приложение, рис. 42). В 1871г. открыто палеолитическое искусство в городе Иркутске.

  

Здесь на берегу Ушаковки (приток Ангары) вырыто несколько каменных стрел и изделий из мамонтовых бивней и пробуравленные клыки оленей – ожерелье. Поверхность гладко отполирована и на нее нанесены четкие симметричные группы кольцевых нарезок. Абстрактные геометрические формы, условный линейный орнамент (ромб, круг, прямоугольник, спираль и др.). Такое не скопируешь в живой природе целиком, нужно долго наблюдать, сравнивать и вычленять, элементы естественных форм. Почему же человек так много и упорно трудился над орнаментом?

Часто прибегал к группировкам из 5, 7, 10 и 14 элементов. Мог считать!

Число 5 можно объяснить «ручным» счетом. Но – 7? С точки зрения этнографии, обожествление этого числа связано со счислением времени по фазам луны. Значит древний человек не просто ориентировался во времени и пространстве, но и осознавал взаимосвязь своего бытия, жизни природы и космических явлений.

  

Так и мир символов – круг-солнце, точка-зерно, линия-земля, шевроны-вода и т.п. Бросив зерно в борозду, человек связал свою жизнь с солнечным культом.

Спираль - это движение жизни по кругу, по спирали.

Нижний Амур. Здесь найдены изображения человеческого лица на камне – «личины». Глаза, рот, нос сделаны концентрическими кругами, т.е. и здесь «вечная спираль»…

Основа любой народной культуры – мировоззрение народа, его представление об устройстве мировоздания.


2. Древнеегипетский орнамент. Искусство Древнего Египта основано на религиозно-мифическом восприятии мира, носило яркие черты индивидуальности, отразившиеся в архитектуре, скульптуре и, конечно, в орнаментах.

Древний Египет – родина растительного орнамента (Приложение, рис. 40 – 47).

Один из повторяющихся элементов египетских орнаментов – изображение дерева.

  

Священными считались финиковая и кокосовая пальмы, сикомора, акации, тутовое дерево. Они были зримыми, земным воплощением идеи о вечном постоянно плодоносящем Древе Жизни.

Мотивами растительного орнамента являлись лотос, папирус, пальметта.

  

Лотос имел свой особый смысл. По преданию, из цветка лотоса рождался юный солнечный бог Ра. Поэтому лотос считался символом благоденствия и оживления. Нередко цветок при этом уподоблялся дающему жизнь Солнцу, а его лепестки – солнечным лучам.

  

Основные мотивы зооморфного орнамента: цапля, гусь, сфинкс, змея, жук-скарабей, корова, ибис, шакал (Приложение, рис. 48, 49).

Хохлатая цапля – священная птица Бену (Феникс), была олицетворением чистоты. Для того, чтобы после смерти очиститься от земной скверны, необходимо было поклониться Бену.

Гусь – напоминает о священном яйце, из которого по преданию произошла первая твердь, о водной стихии загробного мира.

Скарабей – священное животное бога Ра. Умершим клали таких жуков, выточенных из бирюзы и нефрита, на грудь. По преданию, скарабей помогал умилостивить Осириса, чтобы тот беспрепятственно принял покойного в подземное царство. Изображение жука-скарабея – амулет.

  

Амулетами у древнеегиптян являлись и такие знаки как «египетский крест», узел «Тит», «Глаз» богини Уржат.

«Египетский крест» - символ жизни и власти: петля – дельта Нила, Нижний Египет; стержень – русло Нила, Верхний Египет; перекладина – символ объединения этих земель безграничной властью фараона.

Узел «Тит» богини Исиды – символ глубочайшей любви.

«Глаз» богини Уржат. Наблюдает за своим хозяином не только при жизни, но и после смерти, и означает «быть целым и здоровым».


3. Древнегреческий орнамент. Древняя Греция является наследницей орнаментальной культуры Древнего Египта.

Элементы орнамента: меандр, волна, волюта или спираль, завиток, бусина, ова, лавр, плющ, оливковое дерево, пальметта, плетеная лента (Приложение, рис. 51 – 53).

Пальметта. Ее расположение разнообразно: чаще всего встречается пальметта, изогнутая к центру или наоборот, расширяющаяся, и растительный завиток, восходящий к изогнутой веточке с листьями.

Акант – род растений из семейства акантовых (медвежья лапа).

Ионик – овы (от лат. – яйцо). Орнаментальный мотив в виде яйцеобразных выпуклостей, орнаментальных валиками.

Плетеная лента. Орнамент, возникший в культуре Востока. Но популярен (7в. до н.э.) в росписях античных сосудов, саркофагов, архитектуре стенной живописи.

  

Древние греки жили, по сути, на архипелаге. Море окружало их почти со всех сторон. Неслучайно, в то время на глиняных вазах появляются орнаменты, включающие обитателей моря – различные раковины, осьминоги, дельфины.

  

Шум прибоя, говор волн проявлялись у древнегреческих мастеров в виде волнистых линий, и выступала извивами причудливых завитков меандров (название от извилистой реки Меандр, в Малой Азии).


4. Средневековые орнаменты. Средневековье – время рождения третьего орнаментального стиля, внесшего большой вклад в формообразование стилей.

Это время формирования в Западной Европе христианской культуры. И декоративное искусство опиралось на две категории заказчиков: церковь и феодальную знать. Роль церкви в формировании искусства была велика. Получили распространение искусство книжной графики, витражи, ощущается воздействие архитектуры на декоративное искусство. В эти времена люди много путешествовали, и образы древнего Востока переселялись в Европу.

  

Основные элементы орнамента: стрельчатая арка, квадрифоль, трилистник, зооморфные и антропоморфные образы. Большое место занимают образы чудовищ, частично занесенные с Востока.

  

Окна «розы» имеют форму колеса с ободками, заполненные ажурными медальонами, крестоцветами и др. мотивами (Приложение, рис. 54).

Особым пристрастием художников пользуется лев и орел. К любимым мотивам можно отнести и изображение сфинксов, пеликанов, василисков, гарпий, грифонов, аспид, кентавров.

  

Мир средневековья был насыщен символикой. Она указывала на связь мира земного и небесного, потустороннего. Символика проявлялась и в орнаментах. Часто они представляли собой густое кружево линий, переплетающихся друг с другом в причудливом ритме. В хитросплетениях полос и лент были пойманы, спрятаны фигурки диковинных существ (Приложение, рис. 55, 56). Например, змей, кусающий себя за хвост, или львов, обвитых змеями.


5. Восточное влияние. а) Китайские орнаменты. Если в Европе декоративное искусство называют «малым», то в Китае оно ценится наравне с теми видами искусства, которые мы считаем главными.

  

Среди основных характерных черт декоративного искусства выделяются, любовь к цвету и красивым материалам, тщательность исполнения, развитое чувство ритма, тенденция к динамизму и стилизации, явное преобладание темы природы с темой человека.

  

В древности китайцы придавали большое значение небу как средоточию сил могущественного верховного божества Вселенной. По представлениям людей того времени власть наследственных правителей государства (ванов) имела божественное происхождение. Эта точка зрения влияла на стабильность передачи власти. Правитель должен был внимательно вслушиваться в «голос Неба», впитавшей в себя чаянье Земли, и исполнять его волю. Возможно, именно благодаря такой важной роли неба в верованиях древних китайцев, во многих китайских орнаментах мы находим традиционные узоры, напоминающие края кучевых облаков (Приложение, рис. 54).

  

Мощное влияние на мировоззрение китайцев оказало также учение о Дао – пути Вселенной, вылившееся в достаточно стройную систему взглядов на мир и место человека в нем – даосизм. Основа системы в том, что для развития мира не нужны внешние силы, он следует своим путем за счет развития внутренних возможностей, и человеку лишь следует найти свое место в этом процессе. Мир противоречив, но, тем не менее, един в своих противоречиях, противоположности переходят друг в друга. В каждой частице мира можно найти проявление всей вселенной. Возможно такие мысли находили отражение и в художественной традиции Китая, создавшей пластические орнаменты с пересекающими, перевитыми друг относительно друга формами.

  

Существовала в китайской художественной традиции и своя традиционная символика, когда различные природные формы наполнялись определенными значениями.

Цветок пиона – символ знатности, богатства

Бамбук – олицетворял стойкость, мудрость

Сосна - долголетие и стойкость к жизненным неурядицам

Персик – бессмертие

Дикая слива – верную дружбу

Плод граната – многочисленное потомство.

Каждый месяц года символически связывался с определенным цветком:

Хризантема – символ осени,

Дикая слива – символ зимы,

Пион – весны,

Лотос – лета.

  

Растительные мотивы и элементы в орнаментах весьма натуралистичны, легко узнаваемы.

Зооморфные мотивы:

Бабочка – символизирует долголетие

Летучая мышь – счастье

Кузнечик – символ возрождения

Дракон – символ плодоносного дождя

Птица Феникс – символ силы, красоты и высшего блаженства

Черепаха – символ мудрости.

Символическую нагрузку несут и цвета: желтый, например, является цветом императорской власти, вследствие чего он используется как фон на дорогих тканях.


б) Бурятский орнамент. В древнейшие времена в Центральной Азии существовала единая культура. Духовно жители нынешних Китая, Монголии, Кореи, Японии и других стран были связаны между собой невидимыми нитями, которые превращали их всех в носителей центральноазиатской культуры.

  

Самая древняя находка из известных сибирским археологам – каменная рыба, имевшая, несомненно, ритуальное назначение. На ее брюхе один за другим располагались три равносторонних креста.

  

Это солнечные небесные кресты, они изображены на рыбе, указывающей, согласно традициям древней восточной мифологии, на признак небесной природы почитаемого божества.

  

В более поздних ритуальных находках «небесную» рыбу дополнял елень – солнечный олень. Все эти атрибуты древнейших обрядов, Окладников датировал 3-2 тысячелетиями до новой эры.

  

У тюрков со временем сложилось три образа мира – рыба позже уже считалась жителем вод, змей – преисподней, они вместе олицетворяли «нижний мир», страну мертвых; елень олицетворял «верхний мир» - небесную стихию.

  

Из этих трех образов сложился символ веры: крест. Равносторонний. Вернее даже не крест, а фигура, подобная кресту. В некой священной точке, которая называлась «аджи», сходились под прямыми углами четыре линии. Верхний перпендикуляр (линия еленя), две боковые линии – рыбы и самого человека, а нижняя – линия змеи. Получался знак, олицетворяющий гармонию мира и человека в этом мире – аджи.

  

Хотя толковать происхождение «аджи» можно и иначе: отраженные лучи, а не сходящие линии создали первоначальный образ креста. Как алмаз играет на солнце лучами, так и сверкающий аджи озаряет божественными лучами четыре стороны света.

Может быть в «глубинной Азии» начинались истоки христианства?

Тэнгрианство – так называлась религия, которую исповедовали тюрки. Или вера в Бога – отца. Создателя мира сего. ОН – небесный дух – хозяин. Причем небо – это и ОН сам, и место ЕГО постоянного обитания. Тэнгэри (так говорят буряты) – дух, мужское божественное начало.

  

Небо было поделено на 9 ярусов. Каждый ярус неба отражает дихотомию (т.е. деление надвое): светлого и темного, благожелательного и демонического. Это значит, что Бог может быть добрым и строгим, спасающим и карающим. Он все видит, а дальше судьба человека зависит только от него самого, от его мыслей и поступков – таким и будет к нему Бог.

  

Древние скотоводы нуждались в тепле и влаге, были бессильными против стихий природы, зависели от неба. Поэтому магические обряды превратились в умилостивление неба – тэнгри, выспрашивание небесной воды, отвращение мороза, гололедицы, обильного снегопада и т.д.

Поэтому в бурятских орнаментах почитание неба – мотивы облаков, почитание Земли (женское начало) – мотивы воды, гор.

  

Бурятский народ имеет давние традиции орнаментально-декоративного искусства. Украшались орнаментами одежда, внутреннее убранство юрты, снаряжения коня, орудия производства (Приложение, рис. 57 – 64).

  

Наиболее распространенные мотивы:

«Бараний рог» - иногда удвоенный, иногда с крестом, ромбом, в виде якоря и т.д.

Геометрический орнамент получил распространение в чулках.

Мотив «солнце» - на колчанах, на налучниках и поясах. Его символическое значение связано с пожеланием удачи на охоте, в бою. Это талисман. Расшивали им и одежду невесты, подушки, одеяла.

  

Под влиянием буддийского искусства прежние самобытные черты старинной бурятской культуры изменяются. Появляются причудливые мотивы буддийской иконографии, которые переплетаются с растительным орнаментом.

Особенно широко применялся орнамент с изображением священных животных: дракона, рыбы, орла, лебедя, лося и др.

  

Сознание первых охотников тайги было постоянно пронизано образами зверя и охотничьими представлениями, что сама вселенная рисовалась в виде гигантского живого зверя. Она состояла из трех составных частей и его олицетворением.

Средний мир – восьминогий лось без рогов, т.е. самка.

Леса на земле – это шерсть восьминогой лосихи, птицы вьющиеся над ней комары и мошки. Когда лосиха устает и переступает с ноги на ногу, происходит землетрясение.

Нижний мир. Чудовищный зверь-мамонт, могущественное существо, преобразовавшее облик земли.

  

Сто лет назад стал ходить по земле мамонт калага и травить ее: в одном месте, копая рогами, он наворочал горы и наделал овраги; в другом месте своей тяжестью он придавливал землю, вследствие чего выступала вода, образовавшая реки и озера. А потом, мамонт утонул в озере и ныне живет под землей.

Верхний мир. Это гигантский лось-солнце. За день, пробегающий по небосклону, и к ночи погружается в преисподнюю, в подземное море.

  

Средства украшения орнаментом изделий различны. Это – вышивка, аппликация, плетение, тиснение кожи, насечка, гравировка, чернь, чеканка по серебру и золоту, резьба и многоцветная роспись.


6. Русский народный орнамент. а) На русский народный орнамент влияние оказало искусство кочевников. Скифы. Пришли из-за берегов Каспия, обосновались в южных областях России от Украины до Волги, по-видимому, в 8в. до н.э. Искусство скифов развивает преимущественно анималистические мотивы и поражает необычайным динамизмом.

Искусство скифов – это произведения искусства, которые могли служить украшением их оружия и снаряжения, т.н. «звериный стиль», на которых животные сплетаются или бросаются друг на друга в яростной схватке.

  

Среди наиболее часто изображаемых животных – всегда диких зверей за исключением лошади, часто встречаются олени, что объясняется верованием, согласно которому олени сопровождали души умерших в потустороннее царство.

  

Видовая принадлежность животных передается посредством одного-двух отличительных признаков. У орла подчеркивается огромный глаз и хищно загнутый клюв. Барана легко узнать по характерной морде и круто загнутому вокруг глаза рогу.


б) Русский орнамент. Как и многие другие народы, древние славяне до принятия христианства, почитали силы природы, обожествляли солнце, ветер и огонь, поклонялись птицам, животным и деревьям (Приложение, рис. 65-70).

Так среди животных люди находили себе защитника и наносили его изображение на различные предметы обихода.

Например:

Утка – символ, в котором была заключена очистительная сила воды, птица с расходящимися от нее во все стороны лучами символизировала солнце.

Конь – символ солнца.

Бык – более древний объект солнечного культа.

Козел – покровитель урожая.

Медведь – вестник пробуждения природы.

Кулик, жаворонок или сизая галочка – символ весны.

Петух – представитель грозового пламени, которым возжигается солнце.

  

Стоило нанести такие изображения на какой-либо предмет, и они защищали хозяина от всяческих напастей. Это узоры обереги. К ним относятся и такие изображения как птица Сирин, Грифон, Орел, Стратим-птица. И пришли они с Востока.


Лев. Откуда пришел? Узнали по рассказам заморских странников. «Царь зверей» - сила охранительная. Рассказывают, что спит с открытыми глазами: «егда спит, а очи его бдита» (Жегалова С.К. Русская народная живопись. С. 66).


Сирин. С лицом девы, похожая на павлина или попугая, фазана. Связь со счастливым миром. Райская птица.


Грифон. Сильная хищная птица с туловищем льва. «Гриф – это пернатое четвероногое животное, похожее на льва, только с крыльями и головой орла. Обитают они в Азиатской Скифии (т.е. в Сибири), владеют золотом и серебром. Это жестокие и яростные птицы набрасываются на тех, кто покушается на их богатства – как будто «наказывают за корыстолюбие» (Жегалова С.К. Русская народная живопись. С. 62).


Орел. Сильная птица. Сила его передавалась даже через перья. Поэтому воины-богатыри прикрепляли перо орла к боевой стреле, чтобы она была быстролетной и меткой. У былинного богатыря Дюка Степановича из трехсот стрел таких было всего три и им «цены не было».

  

Согласно представлениям, орел, чтобы проверить силу и жизнеспособность своих детенышей, обращал их к солнцу; тех кто не мог смотреть на солнце прямо, не закрывая глаз, сбрасывал с высоты.

Стратим-птица.

Владычица океана.

«Живет Стратим-птица на Океане-море,

Стратим-птица вострепенится,

Океан-море восколыхнется,

Топит она корабли гостиные,

Со товарами драгоценными».

Стратим-птица имеет клюв как у орла и круглый скошенный глаз.

  

С такими фигурками птиц и зверей мы сталкиваемся, рассматривая резное каменное убранство церквей Владимира, Суздаля и других русских городов. Образцы таких узоров можно обнаружить на наличниках окон русских изб, в вышивке.

  

Каждый стиль накладывал отпечаток на последующий. Так развивается искусство. Современные художники учатся у художников прошлого. Так идет развитие культуры искусства, так человечество накапливает свое богатство.


Ответьте на вопросы и выполните задания

1. Что является основой народной культуры?

2. Назовите три орнаментальных стиля, внесших вклад в формообразование последующих стилей.

3. Назовите характерные черты декоративного искусства Китая.

4. Как вы понимаете «центральноазиатская единая культура»? Приведите примеры.

5. Найдите примеры орнаментов разных народов с одними и теми же мотивами.

6. Составьте узор для ковра, одеяла, халата из полосок, квадратов, треугольников (симметричный или асимметричный). По сеткам 30 Х 30.

Лоскуток к лоскутку(Приложение, рис.71, 72)

С незапамятных времен наши бабушки шили пестрые, уютные лоскутные одеяла, покрывала, фартуки и прочие вещи, придающие уют жилищу. Иной раз искусная мастерица тщательно подбирала лоскутки по цвету, и создавался красивый мозаичный узор. Оттого эту работу чаще называют лоскутной мозаикой.

  

На Руси такой узор составлялся из ситцевых лоскутков. А бурятская женщина из кусочков меха собирала ковер-хубсар. Сшивала в квадраты, полосы, которые затем сводились в ковер.


Технология: «Полоски», «Квадрат», «Треугольник». Эти геометрические фигуры традиционно присутствовали в лоскутной работе. Они просты для соединения, а также у многих народов крой тяготеет к прямым линиям и углам.

7. Выполните эскиз средневекового витража, используя рисунки приложения. Этапы работы:

- Выполните рамку – 10мм шириной, закрасьте ее черной тушью.

- Выполните рисунок, обведите его тушью.

- «Привязываем» обведенный рисунок к рамке линиями шириной 5мм тушью (линии могут быть любые: прямые, волнистые и т.д.).

- Вырежьте все, что осталось белым (не раскрашенным тушью).

- К получившейся «сеточке», с обратной стороны приклеиваем копировальную бумагу необходимых цветов (могут быть накладки одного цвета на другой).

- Между «привязками» подбираем разноцветные кусочки.

Материалы; картон, пропускающая цвет копировальная бумага.


Тема 4. Цвет

1. Определение понятия «Цвет». Что такое цвет?

Цвет – свойство света вызывать определенные зрительные ощущения в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения.

  

Свет разных длин волн возбуждает разные цветовые ощущения: при 460нм – фиолетовое, 470нм – синее, 480нм – голубое, 520 – зеленое, 580нм – желтое, 600нм – оранжевое, 640нм – красное. Однако цвет сложного излучения не определяется однозначно его спектральным составом.

  

Цвета побежалости, радужные цвета (соломенный, золотистый, пурпурный, фиолетовый и т.п.) возникающие на чистой поверхности нагретой стали, а также на поверхности некоторых минералов в результате появления тонкого слоя окисления.

  

Цвета каления, цвета свечения металла, нагретого до высоких температур, например, для стали темно-коричневого при 350 С, до белого при 1300 С.


2. Основные свойства цвета: тон, светлота, насыщенность. Тон цветовой. Качество цвета, благодаря которому, данный цвет отличается от других цветов. Например, красный цвет от синего цвета. Общий тон – свето-теневой или цветовой строй произведения.

  

Натренированный глаз при ярком дневном освещении различает до 180 цветовых тонов и до 10 ступеней (градаций) насыщенности. Вообще, развитый человеческий глаз способен различать около 360 оттенков цвета.

  

Тон имеет несколько значений:

1. Звук определенной высоты: низкий, мягкий.

2. Оттенок речи – высокомерный, доброжелательный.

3. Характер, оттенок красок, цвета по яркости, колориту.

4. Характер поведения, обращения с людьми. Дурной тон, хороший тон.

5. Задать тон – 1) Указать хору тональность перед началом песни; 2) Переносное значение. Сыграть руководящую роль в чем-нибудь, повлиять на ход развития чего-нибудь.

6. Тон сердца.

7. Попасть в тон (перенос.) – сделать так, чтобы угодить кому-нибудь.

Насыщенность цвета – отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета. Если в какой-либо цвет добавить серую краску, цвет станет меркнуть, изменится его насыщенность.

  

Ахроматические цвета – цвета нулевой насыщенности. Наиболее насыщенны цвета спектра, причем самый насыщенный из них фиолетовый, а менее всего насыщен желтый цвет.


Светлота. Любые цвета и оттенки, независимо от цветового тона, можно сравнить по светлоте, то есть определить, какой из них темнее, а какой светлее. Изменяют светлоту цвета, добавлением в них белил или воды, тогда красный становится розовым, синий – голубым, зеленый – салатовым и т.д. Светлота – качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам.


3. Эмоциональное воздействие цвета. Цвет способен вызывать определенные чувства, настроения, ассоциации. По психологическому воздействию принято подразделять цвета на теплые и холодные.


Теплые – связаны с нашим представлением о тепле, жаре, огне, солнце, свете, это - желтый, оранжевый, красный и их сочетания. Теплые цвета оказывают активное воздействие на человека: ободряют, возбуждают, повышают жизненный тонус, создают радостное настроение.


Холодные цвета воздействуют пассивно: успокаивают, предрасполагают к отдыху, покою, грустным размышлениям. Вызывают ассоциации со льдом, небосводом, водной глубиной, прохладой.

Все цвета делятся на две группы: ахроматические и хроматические.

Ахроматические – черный, серый.

Хроматические – цвета солнечного спектра и их сочетания.

  

В составлении декоративной композиции большое значение имеет нахождение цветовой гармонии.

   Принято подразделять гармоничные сочетания на 4 цветовые группы:

  • Однотональные гармоничные сочетания;
  • Гармоничные сочетания родственных цветов;
  • Гармоничные сочетания родственно-контрастных цветов;
  • Гармоничные сочетания контрастных и дополнительных цветов.

(Контрастные соотношения определяются по светлоте и насыщенности).

Изображая действительность красками, необходимо учитывать влияние цветов друг на друга, т.е. писать ЦВЕТОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ.


4. Символика цвета. С давних пор люди придавали цвету особое значение. В средние века пурпурный цвет означал силу, могущество, достоинство; лазоревый – красоту, величие, мягкость; черный в сочетании с красным – смерть и т.п.

Велика роль цвета в обрядах и празднествах. Красный – означает торжественность, величие; черный – горе, смерть, печаль; белый – чистоту, невинность; зеленый – надежду и т.п. У разных народов одному и тому же цвету могли придавать разное символическое значение. Например, в Китае и некоторых странах Азии и Африки белый цвет является цветом траура. Славяне одевали умерших людей в белые одежды.


Излюбленный цвет русских крестьян – красный. В традиционных костюмах использовалось до 35 оттенков этого цвета, каждый имел свое название: алый, кровавый, мясной, червчатый, багрецовый, багровый, чермной (искрасна-рыжий), красно-кирпичный, малиновый, вишневый и др. Красный цвет у русских – средство против сглаза.

  

Известно, что в Новгороде в 13 – 17вв, любимые цвета одежды, после красного – это черный, затем желтый, зеленый, синий и белый.

Белый цвет – символ чистоты, милосердия и печали

Черный – был олицетворением земли, покоя и постоянства, отрешения, скорби и траура.

Красный – цвет огня, крови, солнца, обещанием долголетия, плодородия. Олицетворял силу и власть.

  

Цвет народной одежды всегда соответствовал определенной ситуации. Так вдовы «по горю» носили белые сороки, а в Рязанской губернии до трех лет после смерти родных крестьянки обязательно ходили в белом фартуке. В траурной одежде белый цвет означал отказ от всех цветов, символизирующих чувственную прелесть и эстетическое богатство жизни.

  

По цвету можно было определить возраст ее владельцев. Самыми скромными по колориту были костюмы старух, стариков и детей, а самыми красочными – наряды девушек и молодых женщин до рождения первого ребенка.

Для орнаментов бурят традиционна красно-желтая гамма, хоря и используется весь спектр радуги (тоновая раскладка)

   Цвет символичен:

Белый цвет – цвет чистоты, благородства, цвет Солнца и Луны.

Красный – цвет огня, олицетворял радость, счастье, торжество, связывался с изображением Орла, существа небесной сферы, символа огня и солнца.

Голубой – цвет верности и постоянства.

Желтый – цвет золота, выражал великую любовь, способную выдержать любые испытания.

Оранжевый – символ раннего солнца, возрождения, расцвета.

Зеленый – символ цветущей степи и вечной жизни.

Черный – цвет мрака, болезней, несчастья.

Таб. 4. Цвет

Вопросы

Содержание

Зрительные ощущения

 

Хроматические, ахроматические.

Основные, составные, дополнительные; теплые и холодные

Черный, серый, белый

Основные свойства цвета

Тон – насыщенность – светлота

Гармония – совокупность общего и различного, взятых в определенных отношениях.

Однотональные гармоничные сочетания;

сочетания родственных цветов;

сочетания родственно-контрастных цветов;

сочетания контрастных и дополнительных цветов

Ответьте на вопросы и выполните задания

1. Перечислите ахроматические цвета.

2. Какие цвета входят в группу хроматических цветов?

3. Какие цвета называют теплыми и холодными?

4. Расскажите об эмоциональном воздействии цвета на человека. Приведите примеры из собственного опыта.

5. Расскажите о символическом значении различных цветов.

6. Назовите основные свойства цвета.

7. Приведите примеры двухцветной гармонии.

8. Приведите примеры контрастов двух основных цветов или двух групп цветов.

9. Поработайте со словарем. Найдите все значения слов: тон, цвет

10. Найдите как можно больше оттенков цвета (например, зеленого).

11. Выполните серию упражнений с применением: однотональной гармонии, гармонии родственных цветов, родственно-контрастных цветов, контрастных и дополнительных.

Тема 5. Принципы построения орнамента. Распределение декора

1. Принципы построения орнамента. Симметрия – точная закономерность расположения предметов или частей художественного целого.

Симметрия может быть – абсолютной, относительной, частичной.

Абсолютная симметрия – располагает два сходных мотива по обе стороны от оси изображаемой или воображаемой линии.

Относительная симметрия – достигается не составлением сходных деталей, а равновесием масс.

Частичная симметрия – сводится к деталям мотива.

Ритм в орнаменте – это чередование элементов узора в определенной последовательности:

1. Повторение – его регулярность может создать ощущение величия и порядка, спокойной уверенности.

2. Инверсия – (обратное расположение) – дает один и тот же мотив попеременно в противоположных направлениях и этим позволяет избежать однообразия.

3. Чередование – форм, величин, цветовых и тоновых пятен.


2. Распределение декора (Приложение, рис. 73-82). Не всякий узор можно считать орнаментом. Узор, свободно заполняющий плоскость, таковым не является. Для орнамента важен определенный ритм повторяющихся элементов.

  

По характеру композиционных схем, можно выделить такие типы орнамента:

Ленточный (фриз, бордюр, кайма), имеющий семь разных видов симметрии;

Сетчатый – может быть 17 принципиально разных типов сеток с элементами орнамента;

Замкнутый – в круге, квадрате, прямоугольнике, треугольнике и т.п.

Ленточный или узор в полосе. Ленточным орнаментом называется украшение, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. Ленточный орнамент обычно располагают в полосе с вертикальным или с горизонтальным чередованием мотива.

  

Незамкнутый ленточный орнамент несет в себе ритмическую повторяемость мотива. Существует семь видов орнаментальных лент. В первом варианте набранный рисунок мотива повторяется бесконечно относительно вертикальной прямой, или так называемой оси переноса. Во втором варианте мотив имеет равное чередование горизонтальной оси с поворотом его в другую сторону. Третий вариант – движение мотива относительно вертикальной оси движения его с поворотом в другую сторону относительно горизонтальной оси. Все три варианта построений носят подвижный, динамический характер. Форма расположения мотива асимметрична.

  

В четвертом примере – симметричное) расположение мотива, мотив носит статичный, спокойный характер. В пятом варианте – асимметричное расположение мотива относительно вертикальной оси и симметричное относительно горизонтальной. В шестом варианте изображено симметричное поперечное чередование мотива относительно вертикальной оси. В седьмом варианте – расположение мотива относительно вертикальной и горизонтальной оси симметрично.

  

Бордюры, фризы предназначены служить окаймлением. Обычно состоят из повторения определенных мотивов (растительные фризы в египетской живописи эпохи Нового царства) или чередования (на основании и горле греческих ваз, на плитках пола).

Сетчатый орнамент.

В его основе лежит геометрическое построение, не столь явное в искусстве западных стран, наоборот четко выступающее в мусульманском искусстве.

Сетчатым его называют потому, что его композиция строится при помощи сетки, состоящей из системы разнообразных узлов. Сетчатый орнамент применяется для оформления пола, потолка, стен помещения и т.д.

  

Различают пять разновидностей сетчатых орнаментов, основывающихся на: 1) квадратной форме, позволяющей строить сетку из квадратов; 2) треугольной форме, состоящей из равносторонних треугольников; 3) прямоугольной форме; 4) ромбовидной форме; 5) параллелограмматической, состоящей из параллелограммов любой формы. Зная разновидности системы узлов сетчатого орнамента, можно построить по нарисованной сетке мотив орнамента.

  

Замкнутый орнамент обычно помещают в конкретной форме: квадрате, прямоугольнике или окружности.

Орнамент, помещенный в окружности и построенный путем деления ее на равные части, называется розеттой. Наиболее распространенный концентрический и лучевидный орнаменты.

  

Концентрический орнамент – часто имеет космологическое значение (знаки Зодиака) или является религиозным символом (ангельский чин).

  

Лучевидный орнамент – использовался и в камне: розы свода церковных построек.

В основе лучевидного орнамента лежат диаметры; в основе концентрического – окружности.

Орнаменты могут быть не только симметричными, но и асимметричными.

Орнаменты выполняются по одним правилам. Особенностями народов являются мотив, цвет. Например:

Египет – растительный орнамент

Греция – морской мотив

Средневековье – зооморфный, розетты

Бурятский – зооморфный, «кроющая» линия

Русский – растительный, бордюры


3. Особенности бурятского орнамента. Своеобразием бурятского орнамента является:

1. «Кроющая» узор линия.

Правила выполнения такого орнамента следующие:

- За основу берутся узоры (фигуры).

- Затем полученный контур многократно обводится линиями, разделенными небольшими промежутками. Они как бы объединяют элементы узора в единое целое.

- Иногда «кроющие» линии проходят только по верхнему контуру.

- Иногда «кроющая» линия может сначала «обегать» элементы нижнего и верхнего рядов, а потом накрыть сверху оба ряда вместе.

2. Узор в круге может быть символичным. Когда круг делится концентрическими кругами на 8-9 полос. Это орнамент оберег, несет женское или мужское начало, символ Луны и Солнца, талисман. Центральную часть занимает узор-символ, а каждый пояс заполняется или цветом, или узорами, составляющими замкнутую ленту.

Таб. 5. Принципы построения орнамента. Распределение декора.

Принципы

Распределение декора (типы орнамента)

Ритм (повторение, инверсия, чередование)

Ленточный (бордюры, фриз, кайма)

Симметрия (абсолютная, относительная, частичная)

Сетчатый (квадратная, треугольная, прямоугольная, ромбовидная, параллелограмматическая)

 

Концентрический, лучевидный

Ответьте на вопросы и выполните задания

1. Назовите принципы построения орнамента?

2. Какие типы орнаментов в зависимости от структуры вы знаете?

3. Соберите коллекцию узоров народов разных стран. Копирование узоров, орнаментов с предметов народного искусства.

4. Используя зарисовки узоров, составьте варианты декоративного оформления тканей, книг, упаковочной бумаги и пр. изделий с использованием различных композиционных схем линейного и сетчатого орнаментов.

5. Из простых стилизованных мотивов природных форм выполните эскиз замкнутой композиции.


Литература

1. Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства. – М.: Искусство, 1982.

2. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. – Улан-Удэ, 2004.

3. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – М.: Просвещение, 1986

4. Динцес Л.А. Русская глиняная игрушка. – М. изд. Академия наук СССР, 1936.

5. Жегалова С.К. Русская народная живопись.: М. – 1980.

6. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке /сост. Г.П. Дурасов, Г.А. Яковлева – М.: Советская Россия, 1990.

7. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.

8. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.

9. Мурзина С. Искусство гобелена// Искусство в школе №1, 2008. – с.69.

10. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. – М.: Мол. гвардия, 1988.

11. Неретина Л.В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору: 1кл. – М.: Гуманит. Изд, центр ВЛАДОС, 2004.

12. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока /сост. Т.Б. Митлянская.- М.: Просвещение, 1983.

13. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: 1995.

14. Основы декоративного искусства в школе / Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д. Щедрина. – М.: Просвещение, 1981.

15. Основы художественного ремесла. Вышивка. Кружево, Художественное ткачество, Ручное ковроделие. Худож. Роспись тканей; Практ. Пособие для руководителей школьных кружков /Под ред. В.А. Барадулина, О.В. Танкус. – М.: Просвещение, 1978.

16. Основы художественного ремесла: Русские худож. Лаки. Резьба по дереву и др.: Практич. Пособие для руководителей школьных кружков.- М.: Просвещение, 1979.

17. Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1-7кл. /науч. Рук. Т.Я. Шпикалова.- М.: Просвещение, 1992.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*