Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

«УРОКИ ПАМЯТИ» как средство формирования идейной позиции студентов (из опыта проведения бинарных уроков)

05.03.2014 372 977
Килунина Ирина Михайловна
Килунина Ирина Михайловна, преподаватель

Пермский авиационный техникум им. А.Д.Швецова

Горький опыт исторических потрясений 20 века заставляет сегодня с особым вниманием подходить к вопросам формирования идейных позиций современной молодёжи. Современный студент - человек, родившийся в кризисную, переходную эпоху. Политическое, экономическое положение в России в конце 20 века обусловило духовный кризис человека, оказавшегося в ситуации, когда старые ценности распадаются, сходят «на нет», а новые ещё не стали реальностью, когда снова циничный собственник становится героем современности, когда в очередной раз смешиваются представления о добре и о зле.


 Разрушение старых основ освобождает человеческую индивидуальность от культурных традиций, преданий, авторитетов, от исторической памяти. Молодой человек в атмосфере идейного бездорожья легко превращается в человека «случайного племени», брошенного в круговорот общественных страстей, втянутого в идейную борьбу, лишённого прочной культурной почвы, беззащитного перед соблазном власти сомнительных общественных идей, на основе которых рождаются терроризм, экстремизм, неофашизм, шовинизм и т.д.

Формирование личности, не лишённой исторической памяти, не освобождённой от культурных традиций, ответственной за историческое прошлое, настоящее, будущее - это едва ли не первоочередная задача воспитания в настоящее время.

Исходя из специфики преподавания таких дисциплин, как «Литература», «Русский язык и культура речи», «История», «ОБЖ» мы считаем возможным проведение совместных занятий «Уроков памяти», представляющих собой просмотр, чтение, анализ, обсуждение, самостоятельное рецензирование фрагментов художественных и документальных произведений о трагических страницах русской истории, прежде всего, о Великой Отечественной войне, отношение к которой в сфере молодёжи в настоящее время далеко неоднозначно.

Отрывочные исторические знания об ушедшей эпохе дают основания многим сегодня говорить о героической победе русского народа как о победе тоталитарного советского режима над фашистским, нивелируя тем самым понятия о народной войне и русском национальном характере.


Актуально звучат сегодня слова Г. Владимова из романа «Генерал и его армия» (1994г) о том, что Гитлеру после речи Сталина 1941г «противостояла уже не Совдепия с её усилением и усилением классовой борьбы, противостояла Россия». В этой связи интересны слова и героини документальные повести С. Алексиевич « У войны не женское лицо»: «Моя мама была простая крестьянка, она не верила в Коммунистическую партию, у неё были свои слова: «Спаси, Господи, русских людей и Коммунистическую партию от этих иродов». Русские люди защищали в этой войне не Сталина и сталинский режим, а Родину и независимость.


«Вы то поколение, на веку которого уйдёт из жизни последний свидетель страшной войны…». Так начинается «Урок памяти»  в канун 9 Мая (6 мая 2013) - совместный проект преподавателя литературы и ОБЖ Штопиной Е.Ю. в рамках изучения тем: «Проза о ВОВ» (дисциплина «Литература») и «Патриотизм и верность воинскому долгу», «Дни военной славы России», «Основные формы увековечения памяти российских воинов» (дисциплина ОБЖ).

Цель синтетического урока: способствовать воспитанию военно–патриотического чувства, формированию гуманистического мировоззрения, нравственному формированию и становлению личности.


Возможность слияния 2-х дисциплин в одной теме (при освещении темы ВОВ) обусловлено рядом причин и условий:

- расширение и углубление полученных знаний о войне, обобщение полученного опыта в единстве историко-документального и художественного взгляда, подхода;

- формирование важнейших умений (дисциплина ОБЖ): умение отстаивать гражданскую позицию, осознанно осуществлять выбор в идеологическом и правовом пространстве;

- формирование важнейших умений (дисциплина «Литература»): определить и сформулировать гражданскую и нравственную позицию;

направленных на

- формирование ключевых компетенций:

ОК3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК8 Самостоятельно определять задачи личностного развития.


Подобный урок позволяет студенту многопланово, многоаспектно осмыслить трагические страницы человеческой истории, пробудить чувство патриотизма, определить и сформулировать гражданскую и нравственную позицию, с одной стороны, через информационно - событийное восприятие (ОБЖ), с другой – через эмоционально – образное, художественное восприятие (Литература).


Урок включает несколько этапов:

1) Подготовительный – предварительное погружение:

ОБЖ - самостоятельное изучение документальных материалов о 2 Мировой войне, подготовка сообщений о выигранных битвах, о героических личностях; просмотр фрагментов документальных («Вторая мировая война», «Обыкновенный фашизм») и художественных фильмов («Мы из будущего», «Помни меня», «Туман»); подготовка презентации «Никто не забыт, ничто не забыто»;

Литература – самостоятельное прочтение прозаичесих произведений о ВОВ (на выбор студента).

2) Урок – погружение в историческую реальность.

1. Демонстрационно–презентативная часть (историко-документальная презентация «Никто не забыт, ничто не забыто»).

2. Сопроводительная, фоновая часть (сопровождение урока заранее подготовленными студентами слайдами). Особое место уделяется фрагментам документальных фильмов «Обыкновенный фашизм», «Нюрнбергский процесс», документальным кадрам массового уничтожения людей.

3. Основная часть – мелодекламированное чтение эпизодов двух документальных повестей С.Алексиевич «У войны не женское лицо», «Последние свидетели».

4. Минута молчания.

3) Итог. Эссе «Нужны ли «уроки памяти» сегодня?» (Уроки памяти. Мои впечатления).

4) Совместное оценивание работ. Анализ уровня сформированности гражданской позиции.

 

Мы предлагаем анализ фрагментов студенческих работ, в которых студенты делятся своими впечатлениями, наблюдениями, мыслями.

Выделение этапов анализа обусловлено рядом поставленных перед педагогами задач:


1) Столкнуть имеющееся у студентов представление о войне с живой натуралистичностью, фотографичностью трагических фактов, рассказанных очевидцами. Поразить.

Популярные в 80-90 годы книги С. Алексиевич не потеряли актуального звучания и сегодня. Живые воспоминания женщин и детей, накладываясь на визуальный и музыкальный ряд, поражают и пугают одновременно документальной откровенностью невымышленных героев, заставляют не просто задуматься над фактами истории, а рассуждать о своём времени, о себе как личности в контексте истории.

«Каждый день слышим много раз: «о войне», «на войне»… Странно пропускаем мимо ушей, не вздрагиваем, даже не останавливаемся, потому что некогда? Или потому, что все зная о войне, мы не знаем только одного: что это такое? А ведь война – это, прежде всего, смерть конкретного человека. Необходимо остановится и подумать. А я всегда спешу, мне некогда…». (Н.Клестова)

«Из прочитанных нам книг я не помню ни фамилий, ни конкретных рассказов очевидцев, весь ужас соединяется в одну очень страшную картину. До этого урока я знала про концлагеря, про издевательства и пытки, про убийства детей, стариков, женщин, но то, что я услышала и увидела, вызвало у меня много впечатлений и вопросов». (Л. Патыкова)


2) Вывести из состояния равновесия, из круга привычных мыслей, заставить реагировать, сочувствовать.

Слушая, студент оказывается вырванным на какое-то время из повседневного мира забот и уже не может остаться равнодушным.

«Остаться равнодушным после прочтения этой повести, после увиденного на экране невозможно. Воспоминания этих людей поистине ужасны. Жить с таким грузом на сердце, наверное, страшно и сейчас, при любом столкновении с прошлым по телу пробегает дрожь». (И. Милькова)


3) Охарактеризовать и оценить состояние студента, способного или неспособного на гуманные чувства.

«Каждый рассказ страшен, и если я, только слушая, находилась в состоянии оцепенения от ужаса, если от одной попытки представить происходящее на глаза наворачивались слезы, то я не знаю, что должны чувствовать герои событий». (А. Фролова)

«Весело щебечут птицы, шелестит листва, а память возвращает меня к трагическим страницам книг С. Алексиевич. Это одна из самых страшных и бесчеловечных историй, которые я слышала. Меня до сих пор не отпускает боль…»(Н. Клестова)

Потрясение, оцепенение, слёзы - так характеризуют своё эмоциональное состояние присутствующие на уроке, слушающие, это здоровое психологическое состояние неравнодушного человека. Именно чувство сострадания, сопереживания судьбам искалеченных войной, воспитывает гуманную личность, в перспективе способную на действенную любовь к ближнему.


4) Создать психологическую ситуацию погружения в историческую реальность, позволяющую осмыслять, сопоставлять или противопоставлять себя героям книги.

С. Алексиевич неоднократно повторяет, что, сознательно отказываясь знать суровую жестокую изнанку войны, мы не их жалеем, а себя, а они себя не жалели. Не жалеть нужно себя, а разделить эту память.

Пустить в себя пережитые кем-то невыносимые боль, ужас, страдание - это тоже поступок. Почти каждый пишущий говорит о попытке перенести себя в ту или иную ситуацию, осмыслить происходящее, сопоставить себя с теми людьми, которые видели войну своими глазами.

«Когда читали про мальчика, который просто сидит у окна и ждет маму, а по улице проходит фашист и стреляет в это невинное дитя, я подумала: может быть,  немца дома так же ждут дети? Для меня необъяснимо. Этот эпизод сильно меня потряс: я представила моего братика, который любит смотреть в окно, встречать и провожать взглядом маму...» (Л. Патыкова)

«Последние свидетели… Свидетели людской боли и слез, свидетели  изощренной жестокости и невероятных человеческих страданий, мучительной разлуки, скорби утраты… Это свидетели людских смертей… Что может быть ужаснее для живых?! Невозможно понять это нашим умом, не знающим и не испытавшим таких потрясений. Не понимаю, как могли эти детские души выжить, сохранить человечность среди всего этого царства смерти. Нам никогда не понять, что значит, расставаясь, обнимать папу и мучительно осознавать, что, может быть, никогда больше не обнимешь его. Никогда мы не прочувствуем, что значит терять самое дорогое и близкое, такое жизненно необходимое, что есть у ребенка - маму! Видеть ее и отчетливо сознавать, что она больше не встанет, не приласкает, не согреет…» (В. Гуляев)


5) Заставить задуматься о природе и сущности таких явлений, как война и сила патриотического духа.

Удивляясь мужеству 16-18летних девчонок, которых до войны матери ещё баловали, жалели, считали детьми, взявших на себя мужскую роль воевать, убивать, поражаясь детской памяти, оставившей рано повзрослевшим детям войны не детские воспоминания, ужасаясь бесчеловечности, жестокости фашизма, наши студенты задают себе сложные вопросы о преступной сущности войны, об истоках патриотизма русского человека.

«Я не знаю, как можно назвать фашистов, но это точно не люди и даже не звери: гитлеровцы - это «адская машина». Фюрер требовал от своих солдат, чтобы на Востоке они вели войну «на уничтожение»: убивать  было для них долгом, уничтожить еврейскую или русскую семью – делом чести. Но это не оправдывает фашистов: их поступкам нельзя дать объяснения. Как можно убивать детей - ведь они чистые, беззащитные существа? Неужели, можно быть так подвластным идеологии, чтобы совершить такое преступление? «Фашисты способны на все: Гитлер освободил их от совести.» (Л. Патыкова)

«Мне стало страшно, когда я узнал возраст немецких солдат. Они были мои сверстники. Я боюсь представить себя на их месте. Кому они продали свои души?» (И. Пьянков)

Говоря об истоках патриотизма, они нередко находят в себе мужество сказать о своем поколении: «Нравственные истоки героизма, - вот чего не хватает сегодняшнему поколению!» (М. Бельтюкова)

«К сожалению, сейчас от того патриотизма ничего не осталось в нашем народе, но, может быть, он просто «спит»…» (М Полюдова)


6) Определить позицию студента в отношении Второй мировой войны.

Дать свою оценку Второй мировой войне как самому крупному и жестокому военному конфликту в истории человечества, сделать самостоятельные выводы, определить место своего «я» в отношении к историческим реалиям прошлого и настоящего - самая сложная задача, которая стоит перед студентами, потому что это уже позиция человека.

«Если бы я жила в то время, я бы обязательно стояла среди тех молодых девчонок в первых рядах. Погибая, солдаты прекрасно понимали, что отдают свои жизни во имя счастья, во имя свободы, во имя будущих поколений. А это поколение мы, наши дети и дети наших детей. И мы должны помнить эти страшные годы и тех, кто хоть на миг приближал конец войны, чтобы это страшное и горькое никогда не повторилось!» (Н. Морозова)

«Мы то поколение, от которого зависит, будут ли знать потомки о событиях 41-45 годов». (М. Бельтюкова)

«Я, как и все мои ровесники, не знаю войны. Не знаю и не хочу войны. Но ведь ее не хотели и те, кто погибал… Те совсем юные девушки  тоже не хотели войны, но они стояли за своих родителей, сестер... Главное, что от нас сейчас зависит, – это сохранить память о погибших!» (Н. Клестова)

Кажется, что из самых глубин потрясённой души звучат слова об ответственности своего поколения за сохранение памяти о тех, кто погиб!

«Рассказывал один солдат, что в Западной Белоруссии и Украине, много деревень стерты с лица земли, там стоят лишь печи и лежат обгорелые кости жителей. В колодцах нет воды, там - дети, у дорог стоят виселицы… Гитлер приказал уходить, ни оставляя никого в живых. Невозможно представить, что такое сделали люди, которыми правит идея превосходства, навязанная Гитлером. Но он всего лишь звено, которое подтолкнуло «униженных и оскорбленных» германцев после Первой мировой войны. Мир не должен забывать ужасы войны, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступление перед павшими, ведь они боролись за будущее. Мы не должны допустить того, чтобы наши дети снова потеряли детство, чтобы они росли без любви и ласки, чтобы война опять искалечила судьбы людей, уничтожила миллионы, чтобы опять в каждой семье было горе…Чтобы этого не произошло, надо помнить все последствия войны, надо, чтобы человек помнил, что он человек и что все люди имеют общее происхождение. Не должно быть никакой обиды между людьми, надо научиться прощать, ведь даже советские люди смогли простить и протянуть хлеб бежавшим фашистам. Советские врачи лечили немецких солдат. Нацист спросил у русского врача: «Почему ты меня спас, ведь я фашист? – «Какой ты фашист. Ты еще фашистик». (Л. Патыкова)


Возвращаясь к вопросу формирования идейных позиций молодежи, важно отметить: многие студенты хорошо понимают, что охранительной силой, защищающей молодого человека от сомнительных общественных теорий, зараженных идеей превосходства, самообожествления, прежде всего, является патриотическая сила духа русского человека, умеющего любить и прощать, которую Л.Н.Толстой назвал «скрытой теплотой патриотизма».

«Эти последние свидетели - суровое и строгое обвинение людской жестокости и насилию, которые живут под небом, гнездятся среди людей, расцветают в чьих-то душах. Они скоро умолкнут, и кто тогда скажет о том, что не должно быть места под солнцем тем людям, которые, забывая о любви и человечности, не останавливаясь ни перед чем в стремлении к власти, сеют вокруг смерть и слезы? И начинаешь отчетливо осознавать, что если каждый из нас не возьмет на себя ответственность чтить и хранить в сердцах память, о том, что было, о тех, кто жизнь положил за свободу и жизнь нашей Родины, то это может повториться снова. Нет, не хочется больше этого никогда! Так будем хранить в своем сердце мысль: никогда не должна повториться война!» (В. Гуляев)


7) Сделать выводы о сформированности у студентов гражданско-патриотической позиции в отношении к общечеловеческим ценностям.

Богат и разнообразен спектр вызванных повестью чувств, но, главное, на что хочется обратить внимание: в век насилия, попрания многих истинных ценностей современный молодой человек еще не разучился удивляться жестокости, ненависти, бесчеловечности, еще может ужасаться тому, что ужасно, пугаться того, что безобразно, называть подлость подлостью, а святое святым, вопреки разумным доводам некоторых «новейших» учений.

Почти в каждой работе звучат слова гордости за свое Отечество и благодарности тем, кто его отстоял:

«Я благодарен русским за победу!» (Н.Зиятдинов)

«Я многое слышала о Второй мировой войне, многое уже прочитано и просмотрено, но всякий раз, когда начинают говорить о ней, комок к горлу подступает. У меня возникают два чувства: гордость за Россию и ненависть к врагам. Я горжусь, что родилась в этой стране. Мы героический народ!» (А. Косырева)

Гордость за свой народ, за свое Отечество - чувство, невидимой нитью связывающее сегодня эти разные поколения (детей, девушек, юношей 1941-1945г. и ребят, шагнувших в 21 век)

Нужны ли «Уроки памяти» сегодня? На этот вопрос тоже отвечают студенты:

«Хорошо помню, что год назад я воспринимала все совершенно по-иному. Когда начинаешь слушать, перед подростком встает преграда: воспринимать такие вещи сложно. По моему мнению, нужно как можно чаще проводить такие уроки, так как рассказ о военных событиях выбивает человека из повседневной жизни и дает повод задуматься о многих вещах …». (Е. Селиванова)

Таким образом, анализ студенческих работ показывает, насколько актуальны на очередном витке спирали истории вопросы воспитания ответственности нынешнего поколения перед человечеством за историческую память, вопросы воспитания гуманной личности, которые составляют основу гражданственности и патриотизма.

 

Список литературы:

1.Алексиевич С. А. У войны не женское лицо. Последние свидетели. Советский писатель. Москва.1989.

2. Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования. Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.

3. Быков, А.К. Патриотическое воспитание школьников при преподавании дисциплин гуманитарного цикла / Анатолий Карпович Быков //Воспитание школьников. 2005. - №10. с.2 – 6.

4. Владимов Г. Н. Генерал и его армия. — М.: Книжная палата, 1997.

5. Вырщиков, А. Н. Концептуальные основы патриотически-ориентированного образования / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев. – Волгоград: Авторское перо, 2004. – с. 160.

6. Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2005. - №6. - С. 59-63

7. Караковский, В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса: науч.-метод. пособие «творческая педагогика» / В. А. Караковский. – М.: Новая школа, 1993.– с. 80.

8. Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.

9. Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики [Текст] / Н.П. Овчинникова // Педагогика. – 2007. - №1. - С. 93- 101

10. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.

11. Рожков, С. Воспитываем патриотов: Патриотическое воспитание в школе / С. Рожков // Пед. вестн.- 2003.- N 12.- С. 7.

12. Слипченко Ф.Ф. Профессия – гражданин России. Ф.Ф.Слипченко – ж. «Народное образование» - 2010. №4.  – 159с.

13. Сайт «Военная литература»: militera.lib.ru

http: Алексиевич С.А. Цинковые мальчики. — М.: «Вагриус», 1996. Книга на сайте: http://militera.lib.ru/research/aleksievich1/index.html//militera.lib.ru/prose/russian




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*