Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование информационно-компьютерных технологий на уроках литературы и русского языка в учреждениях СПО

05.03.2014 930 2426
Федорова Марина Валерьевна
Федорова Марина Валерьевна, преподаватель русского языка и литературы

Новокузнецкий строительный техникум

ХХI век – век компьютерных технологий и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы своего применения.

Так или иначе это коснулось и образования. Чтобы урок был интересным, учитель должен осваивать новые методы подачи материала.


Использование информационно-компьютерных технологий позволяет преподавателям изменить содержание урока, разнообразить формы и методы обучения.


Применение информационно-компьютерных технологий на уроках литературы и русского языка повышает интерес к изучаемым предметам, активизирует познавательную деятельность обучающихся, развивает их творческий потенциал, а самое главное позволяет более эффективно организовать работу на занятиях как групповую, так и индивидуальную, способствует самореализации и саморазвитию личности обучающегося.


Уроки с использованием презентаций PowerPoint всегда интересны, и, самое главное, предоставляют широкие возможности для расширения культурного кругозора. Обучающиеся за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и совершить виртуальные экскурсии в музеи. Так при изучении  жизненного и творческого пути А.П. Чехова, мы вместе оказываемся в Таганроге, в тех местах, где родился и жил писатель.

При изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» компьютерная презентация позволяет совершить путешествие  по «срединным» улицам  Петербурга 19 века, заглянуть в лестничные пролёты «домов-колодцев»  и квартиры, где живут герои Достоевского.

Такие презентации оживляют учебный процесс, делают урок более ярким, эмоциональным.


Главная задача преподавателя-словесника приобщить студентов к чтению, открыть им мир художественной литературы. Но когда чтение текстов сопровождается просмотром фрагментов из художественных фильмов, которые в большинстве своём являются шедеврами советского кинематографа (например, «Война и мир», режиссёр С. Бондарчук», «Тихий Дон», режиссёр С.Герасимов), то это заставляет обучающихся по-новому взглянуть на произведение. Образы героев становятся ближе, и у многих появляется желание перечитать тексты программных произведений.


В связи с небольшим  количеством часов, на уроке нет возможности посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды (от 10 до 20 мин.) я всё же использую. Чтение отдельных глав, просмотр правильно подобранных  фрагментов  из фильмов, предварительные задания помогают включить в процесс обсуждения и анализа литературного произведения, даже слабоуспевающих студентов. Многие эпизоды, особенно из художественных фильмов «Жестокий романс», «Преступление и наказание», «Война и мир», «Судьба человека», вызывают глубокие переживания, сострадание.


В своей педагогической деятельности использую нестандартные формы уроков. Уже довольно давно провожу уроки в форме импровизированной литературной гостиной или литературного кафе.


«Поэзия А.Фета и Ф. Тютчева и русский романс», «Если душа родилась крылатой» (о творчестве М.Цветаевой), «Посредине странствия земного» (о творчестве Н.Гумилёва), «Литературное кафе «Бродячая собака» (Поэзия Серебряного века) и др.


На таких занятиях обучающиеся выступают с докладами, читают стихи, звучит классическая музыка, романсы, песни современных композиторов. В наше время, время прагматиков, когда на первый план выходят материальные, а не духовные ценности, очень тяжело говорить о душе, красоте, об искусстве и литературе. Но когда студенты сами принимают активное участие в подготовке таких уроков: оформляют кабинет, готовят компьютерные презентации, с моей помощью подбирают музыкальное сопровождение, это повышает интерес к изучаемому материалу, способствует его лучшему усвоению.


На уроке литературы «Строки, опалённые войной»,который посвящён поэзии военных лет, на фоне слайдов, звучат голоса Левитана и О. Берггольц, песни «Священная война», «Тёмная ночь», причём оригинальные записи именно тех далёких лет. И это производит сильное эмоциональное впечатление на молодых людей.


Использование МР 3 дисков с записями текстов стихотворений А.Блока, С.Есенина, А.Ахматовой и др., позволяет не только познакомить студентов с текстами произведений, но и показать им идеальное выразительное чтение в исполнении профессиональных артистов. Современные возможности Интернета позволяют теперь использовать эти записи на USB носителях.


Чаще всего презентации PowerPoint используются на уроках, посвящённых изучению биографии писателей и поэтов, обзорных лекциях. Но элементы ИКТ могут использоваться и на уроках проверки и оценки знаний, систематизации и обобщения, когда есть необходимость проведения теста или письменной проверочной работы.


Внедрение информационно-компьютерных технологий на уроках русского языка позволяют повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы, сделать урок увлекательным. Построение схем, таблиц в презентации позволяет сэкономить время.


При изучении раздела «Функциональные стили языка» использую презентации Нарушевич А.Г. (автора многих учебных пособий по русскому языку). В них очень логично и грамотно подобран материал. Дана характеристика особенностей всех стилей на разных уровнях языка (лексическом, морфологическом, синтаксическом), приведены интересные примеры из художественной, научной литературы и СМИ.


Вместе с обучающимися оформили несколько презентаций по орфографии и пунктуации. Так по теме «Чередование гласных в корнях»использую раздаточный материал и параллельно презентацию, где на слайдах даны таблицы и приведены примеры. А задания с последующей проверкой и самопроверкой активизирует внимание обучающихся, формируют орфографическую и пунктуационную грамотность.


При изучении темы «Правописание приставок» сначала идут слайды с теоретическим материалом, а уже затем предлагается выполнение практических упражнений.


Например: соотнесите написание слова со значением:

В1. 1. Претворить                             А. закрыть неплотно

      2. притворить                              Б. нарушить

      3. преступить                              В.  граница

      4. придел                                     Г. пристройка

      5. прибывать                               Д. начать

      6. препираться                            Е. разоблачать

      7. предел                                     Ж. находиться

      8. пребывать                               З. перебраниваться

      9. приступить                               И. приезжать

      10. припирать                              К. воплотить

 

На следующем слайде  даны ответы.

Задание: приставка при в перечисленных словах имеет одно из значений:

                             1. «поблизости»,

                             2. «присоединить»,

                             3. «довести действие до конца»,

                             4. «немного, ненадолго»,

                             5. «для кого-нибудь»


В1. приберечь (1,2,3,4,5)           В2. прилагать (1,2,3,4,5)

      примешать (1,2,3,4,5)                 приморье (1,2,3,4,5)

      приволжский (1,2,3,4,5)              пристукнуть (1,2,3,4,5)

      прибить (1,2,3,4,5)                      припрятать (1,2,3,4,5)

      приподнять (1,2,3,4,5)                приваренный (1,2,3,4,5)


Отметьте правильные варианты. Следующий слайд предлагает правильные варианты для взаимопроверки.


При изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» большое внимание уделяется работе по редактированию текстов, построению текстов разного типа с учётом нормативных требований. И работая над устранением стилистических ошибок, обращаемся к презентациям «Типы стилистических ошибок», «Лексические ошибки их устранение», которые позволяют дать большее количество материала, с интересными примерами из различных телепередач, газет, журналов, речи самих студентов, что в свою очередь развивает языковые и коммуникативные навыки. И я комментирую информацию,  появляющуюся на экране, а самое главное, этот материал можно  постоянно обновлять.


При подготовке к промежуточной аттестации по русскому языку (письменный экзамен) проводим компьютерное тестирование. Меняется форма контроля знаний: обучающего оценивает компьютер, даётся объективная оценка знаний, поэтому студенту приходиться работать более тщательно, обдумывая каждый шаг.


Практика показывает, что обучающиеся с большим успехом усваивают учебный материал, если урок включает информационно-компьютерные технологии.

Использование интерактивной доски при изучении русского языка – это ещё один шаг к повышению интереса к предмету, повышению грамотности в целом. Интерактивные доски помогают более эффективно использовать время на уроке.


В настоящее время учреждения СПО переходят на ФГОС (стандарт третьего поколения), методологической основой которого является компетентностный подход. И  мы всё чаще говорим о формировании общих (ключевых) компетенций у наших выпускников. И большое внимание уделяется информационной компетентности, то есть способности обучающихся осуществлять поиск и переработку информации, посредством информационных технологий. Поэтому мои студенты оформляют свои доклады, рефераты, мини-сборники, литературные викторины с помощью компьютера, осуществляют поиск необходимой информации в разных источниках, в том числе  пользуясь  возможностями Интернета.


Некоторые из этих работ можно использовать на уроках как учебные пособия. Так студенты 2 курса оформляют мини-словарики фразеологизмов и крылатых выражений, которые вполне можно использовать при изучении данной темы на 1 курсе. А лучшие мини-сборники по творчеству поэтов Серебряного века используются  как раздаточный материал.


Конечно, компьютерные технологии не могут полностью заменить учителя, но использование ИКТ в современном образовательном процессе необходимо, потому что время не стоит на месте. Когда-то В.Г. Белинский сказал: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса».




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*