Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Роль классного руководителя в процессе обучения и воспитания студентов среднего профессионального образования

05.03.2014 2153 4497
Комаров Виктор Николаевич
Комаров Виктор Николаевич, преподаватель

Ушакова Оксана Николаевна
Ушакова Оксана Николаевна, преподаватель

Костромской энергетический техникум имени Ф.В. Чижова

И воспитание, и образование неразделимы.

Нельзя воспитывать, не передавая знания,

всякое же знание действует воспитательно.

Л.Н.Толстой

 

Костромской энергетический техникум является одним из старейших учебных заведений России. На протяжении 120 лет из его стен были выпущены более 20000 успешных специалистов в области энергетики, которые трудятся на благо родной страны.

 

Безусловно, основная заслуга в достижении качества профессионального образования студентов техникума  принадлежит преподавателям специальных и общеобразовательных дисциплин. Именно они дают профессиональные знания и умения учащимся, вкладывают свою душу в работу.

 

DSC_0195Ведущая роль в организации и руководстве учебно-воспитательной работы в учебной группе студентов в Костромском энергетическом техникуме принадлежит классному руководителю, непосредственно отвечающему за организацию и воспитание коллектива студентов. Всю воспитательную работу классный руководитель проводит в тесном контакте с заведующими отделениями, заместителем директора по воспитательной работе, преподавателями, родителями студентов, в том числе и в период производственной практики.

 

 

Так, с 1 сентября 2011 года Комаров Виктор Николаевич был назначен директором техникума Андриановой Татьяной Анатольевной классным руководителем группы первого курса электротехнического отделения по специальности «Электрические станции, сети и системы» (далее – 1-1 ЭТО, 3-1 ЭТО). На данный момент студенты обучаются на 3 курсе (3-1 ЭТО). 

DSC_0325Комаров Виктор Николаевич – преподаватель высшей квалификационной категории, преподаватель специальных электротехнических дисциплин, общий стаж работы – 42 года, педагогический стаж – 22 года. 

 

На протяжении всего периода обучения (с 1.09.2011-февраль 2014) группа Комарова В.Н. занимает первые места по хорошим и отличным показателям в учебе и участию в общественной жизни техникума и областных мероприятиях г. Костромы.

 

В статье мы хотим определить: действительно ли классный руководитель играет важную роль в процессе обучения и воспитания студентов  среднего профессионального образования.

 

Для создания успешной группы в среднем профессиональном образовании в воспитательной деятельности классного руководителя нами были выделены следующие основные аспекты:

1. «И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно» (Л.Н. Толстой)

2. Всесторонне изучает индивидуально-личностные особенности каждого обучающегося, коллектива класса или учебной группы в целом, особенности семейного воспитания обучающихся, проводит мониторинг оценки качества воспитания, выявлять обучающихся, находящихся в социально опасном положении.

3. Содействует организации комплексного подхода к нравственному и патриотическому воспитанию студентов, пропагандирует здоровый образ жизни.

4. Ведет планомерную работу по совершенствованию подготовки специалистов с учетомсовременных методов обучения.

5. Воспитывает сознательное отношение к учебе и труду, любовь к избранной профессии, учебному заведению.

6. Оказывает помощь в привлечении студентов к творческой, технической работе, в клубы, кружки по интересам, коллективы художественной самодеятельности, спортивные секции.

7. Способствует повышению культурного уровня студентов.

8. Выявляет причины неуспеваемости студентов, организует оказание им действенной помощи.

9. Осуществляет контроль за посещаемостью занятий студентами группы.

10. Осуществляет меры, направленные на сохранение контингента студентов группы.

11. Вносит предложения о поощрении студентов за достигнутые успехи и высокие результаты в учебе, активное участие в общественной жизни.

12. Поддерживает постоянную связь с родителями студентов (необходимо добиться того, чтобы родители и классный руководитель работали совместно, сообща).

13. В случае необходимости составляет характеристики на студентов группы.

14. Классный руководитель ведет необходимую документацию, фиксирует в журнале классного руководителя проведенную учебно-воспитательную работу.

 

Методический отдел, воспитательный отдел, Музей истории КЭТ, преподаватели специальных и общеобразовательных дисциплин студентам в Костромском энергетическом техникуме предлагают разные направления работы: научное, исследовательское, творческое, спортивное, гражданско-патриотическое и т.д. Классный руководитель должен помочь каждому студенту реализовать себя в любом направлении.

 

В связи с этим выбирались следующие формы воспитательной работы со студентами электротехнического отделения:

- индивидуальные беседы;

- совместный поиск решения проблемы студента и группы в целом;

- определение позиции учащегося по тому или иному вопросу, обмен мнениями; нужно научиться слышать учащегося;

- и как итог - оказание помощи студенту в нерешенных вопросах, в выборе работы по предложенным направлениям.

 

Классный руководитель должен стать для ребят опорой в любой учебной и жизненной ситуации. Несмотря на то, что учащиеся 3-1 ЭТО поступили в группу с разными характерами и уровнями воспитанности, с различными  социальными и материальными условиями  жизни, главная цель работы преподавателя Комарова стала - найти к каждому из них индивидуальный подход не на бумаге, а на практике.

 

Классный руководитель должен донести до своих ребят – научится учиться, то есть овладевать тем багажом знаний по предметам, которые преподаются в техникуме. Перед ним встал вопрос формирования физико-математического склада ума и развития «технического языка» у учащегося. Это реализовывалось не только на учебных занятиях, но и на дополнительных, внеурочных: с обучающимися отрабатывались лекции с карандашом, проговаривая и записывая технические термины, формулы и законы, используемые в технических дисциплинах, решались технические задачи сначала по физике, а потом по электротехнике. Этот период преподавателю упустить нельзя, так как при практической работе более углублённо усваивается материал, закрепляются методы расчёта электрических цепей разного вида. Поэтому положительным результатом в качественной учебной работе группы и явилось то, что классный руководитель является еще и преподавателем электротехнических дисциплин, который компетентен  в математике, физике, электротехнике. Ему удалось заложить фундамент знаний студентов-первокурсников для последующего освоения специальных предметов будущей сложной и опасной профессии энергетика – техника-электрика.

 
С 2011-2014 учебные года студенты группы 3-1 ЭТО получили 37 дипломов, грамот, сертификатов в разных областях науки и направлениях.

 

Таким образом, проведённая ежедневная кропотливая работа классного руководителя Комарова В.Н., неоценимая помощь директора техникума Андриановой Т.А,заместителя директора по воспитательной части Сильянова О.Ю., заведующего электротехническим отделением Журбы В.К., заведующего музеем истории Костромского энергетического техникума Барышниковой Н.В. и преподавателей техникума в вопросах учебной, воспитательной, научной деятельности студентов группы 3-1 ЭТО дала свои результаты. Группа стала единой, дружной командой с главной целью – получение диплома государственного образца и дальнейшее трудоустройство в энергетической сфере.

 

Подводя итог, следует отметить, что роль классного руководителя в современном профессиональном образовании очень  важна. Классный руководитель является:

- духовным посредником между обществом и учащимся в усвоении основ человеческой культуры;

- защитником от моральной деградации, нравственной гибели;

- организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности группы студентов;

- организатором условий для самовыражения и развития каждого обучающего;

- помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации;

- координатором усилий преподавателей специальных и общеобразовательных дисциплин, семьи, социума – словом, всех воспитательных институтов общества, влияющих на становление и развитие обучающегося.

 

Литература:

  1. Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Щуркова Е. Н. Классное руководство: Теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2000.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*