Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Модульная технология как средство обеспечения качества образования на уровне Государственного стандарта

04.03.2014 281 856
Веде Ирина Викторовна
Веде Ирина Викторовна, преподаватель химии

Купинский медицинский техникум

В современном образовании обеспечение качества знаний становится основной задачей, продиктованной необходимостью подготовки выпускников образованных, нравственных, готовых самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, готовых к конструктивному взаимодействию, умеющих самостоятельно и оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. 


Следовательно, в процессе обучения  необходимо создать такие условия, чтобы учебное содержание стало предметом активных действий обучающегося, усвоение знаний было  прочным и осознанным.


Основная идея модульного обучения: обучающийся должен учиться сам, а преподаватель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать.


Для качества усвоения знаний в управлении процессом обучения объединила два взаимосвязанных процесса: организацию и контроль учебной деятельности студентов. При организации учебной деятельности  на занятии:

- четко ставлю цели обучения на каждом занятии  в соответствии с требованиями государственного стандарта;

- содержание обучения представляю в объеме, достаточном для достижения целей;

- учитываю потребности студентов;

- процесс обучения строю в соответствии с уровнем подготовленности студентов.


Процесс обучения разбиваю на несколько этапов:

1. определение исходного уровня знаний обучающихся, уточнение целей обучения;

2. выяснение мотивации личности;

3. усвоение студентами общего плана  учебной деятельности;

4. собственно учебная деятельность;

5. обобщение изученного материала;

6. определение итогового уровня знаний.


Реализуя таким образом принцип модульного обучения, обеспечиваю достижения студентами поставленных целей через интеграцию различных видов и форм обучения внутри модуля. Информационных методов обучения: бесед, лекций, консультаций, презентаций; операционных: работа с учебником, опорными схемами, алгоритмами, упражнениями для самостоятельной работы; творческих: урок – соревнование, урок – викторина, урок – конференция, урок - исследование.


Любое знание может быть усвоено на основе соответствующих действий, а для усвоения знаний должны быть сформированы соответствующие мотивы. Каждое занятие начинаю с процедуры мотивации. Мотивирую студентов тем, что знания по химии  нужны при освоении таких общепрофессиональных дисциплин, как: фармакология, клиническая фармакология, безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф, анатомия и физиология человека, гигиена и экология человека, профессиональной деятельности и в жизни. Мотивирую тем, что по окончании обучения в техникуме, сдав ЕГЭ по химии, могут поступить в высшее учебное заведение, получить высшее медицинское образование, таким образом обеспечить профессиональный и карьерный рост.Например, при изучении темы «Алканы» говорю о том, что предельные углеводороды и их производные находят широкое применение в медицине: вазелиновое масло для пpиготовления мазей, паpафин для проведения тепловых пpоцедуp, хлорэтан для местной анестезии – при легких операциях, фторотан в качестве компонента комбинированного наркоза в сочетании с другими наркотическими средствами.


Начиная занятия, показываю примеры практического применения изучаемых веществ, объясняю их значение в жизни и быту. Для этого использую образцы материалов, иллюстрации, фотографии. При изучении темы «Химия в повседневной жизни» демонстрирую опыты по удалению жирных пятен с помощью кашицы из бензина и крахмала, пятен от кофе с помощью поваренной соли и глицерина,  пятен от чая с помощью смеси глицерина и нашатырного спирта. Такие опыты позволяют раскрыть роль химических знаний в повседневной жизни человека, активизируют познавательную деятельность студентов.


Показываю коллекции «Применение углеводородов», «Медицинские изделия из полимеров», которые оформили студенты предыдущего года. В них имеются парафиновые свечи, зажигалки, флаконы вазелина и солидола, шприцы, катетеры и инфузионные системы с пластиковыми иглами, изготовленными из веществ, в состав которых входят производные углеводородов. Такой метод способствует появлению интереса к изучаемому материалу, и в то же время, способствует процессу накопления демонстрационного материала, так как у студентов появляется желание сделать свои коллекции лучше.


Начиная работать с новым модулем, я провожу входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне их готовности к работе. При необходимости провожу соответствующую коррекцию знаний.


Химия – это наука специфическая и овладеть ею без химического языка невозможно. С помощью химического языка осваиваются разные способы познавательной деятельности, необходимые для осуществления учения.

Применяю задания, направленные на формирование умения пользоваться химическим языком: перечислите все сведения, которые можно дать на основании записи: Fe; H2O; 2H2O, 2Al(NO3)3; выразите символическими записями: три атома азота; две молекулы нитрата натрия; запишите формулы соединений и т. д. Если химический язык усвоен хорошо, он является активным средством формирования и усвоения понятий, фактором быстрого обучения студентов.


Использование различных художественных жанров также способствует творческому саморазвитию обучающихся. Например, при изучении темы «Нефть и продукты её переработки» зачитываю сюжет: «В трудном положении оказались герои приключенческой повести шотландского писателя Алистера Маклина «Ночь без конца». В поисках спасения они покинули полярную станцию и двинулись на стареньком тракторе в сторону материка. Полярная ночь, холод, нехватка продуктов поставили маленькую экспедицию на грань гибели. Остановился вышедший им на помощь мощный снегоход: преступники насыпали сахар в бочки с запасом бензина. Помощь явно опаздывала. Предложите простой и эффективный способ очистки бензина от сахара, проверьте свои идеи экспериментально».


При изучении нового материала использую метод активного обучения - разыгрывание ролей. Например, при изучении модулей «Нефть и способы её переработки», «Химическое загрязнение окружающей среды и его  последствия» студенты становятся участниками пресс – конференции: химиками, экологами, руководителями предприятий, историками, географами. В ходе конференции студенты выступают со своими сообщениями, а слушатели задают им вопросы по ходу выступлений.  Использование такой формы проведения занятий способствует формированию умений публичных выступлений, повышает интерес к изучаемому материалу, способствует формированию навыков самостоятельной работы.


Особое внимание при изучении нового материала, закреплении и обобщении знаний уделяю разнообразию форм самостоятельной работы. Это и ответы на вопросы (устно и письменно), заполнение таблиц, выполнение тестовых заданий, составление логических цепочек, работа с рисунками и схемами, конспектирование учебного материала, составление опорных схем, разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок и др., рассчитанных как на простое репродуктивное воспроизведение учебного материала, так и на творческую деятельность. Так, при изучении модуля «Углеводороды» обучающиеся заполняют таблицы, в которых  систематизируют информацию, дающую характеристику классам:

Общая формула

Суффикс

Связи

Гомологи

Нахождение в природе

Химические свойства

Применение

 

 

 

 

 

 

 

 

Любят студенты составлять  опорные конспекты при изучении нового материла, в которых представляют информацию в сжатой, образной форме в виде емких, но в то же время простых сигналов. Эта операция активизирует мыслительную деятельность, способствуя пониманию и более прочному запоминанию изучаемого материала за счет подключения к произвольной памяти непроизвольной. Опорные схемы составлены по темам: «Виды химической связи», «Строение атома», «Классификация химических реакций», «Теория строения органических веществ».


Разработала и успешно применяю дидактические материалы инструктивного характера: алгоритмы, матрицы, позволяющие сформировать систему умственных действий при решении задач. Первоначальное применение такого материала обязательно сопровождаю своим комментарием, а в дальнейшем студенты используют его в виде опоры при самостоятельном выполнении различных заданий. Усвоив соответствующие знания и способы действия, обучающиеся в любой  момент могут отказаться от этих материалов. Так, например, при изучении номенклатуры предельных углеводородов, пользуются алгоритмом составления названий веществ. При решении основных типов задач: на расчет концентрации растворов, на смеси, на составление формул органических веществ используют структурно – логические схемы.


Технология модульного обучения открывает широкие возможности для индивидуализации обучения: дифференциация обучения по уровням сложности с учетом индивидуального темпа усвоения учебного материала (обучающиеся работают в индивидуальном темпе, могут свободно переходить от одного уровня сложности к другому, более высокому, как один из способов положительной мотивации учения и создания благоприятного микроклимата на занятиях).

При изучении нового материала и обобщения знаний применяю методику коллективного способа обучения, благодаря которой вырабатываются навыки делового и социального общения, повышается эффективность усвоения материала. В одну группу я включаю быстро соображающих, критически оценивающих, скрупулёзных и особенно «рисковых» обучающихся. Такой подбор приводит к более высоким достижениям, чем простое суммирование успехов отдельных лиц. И что немаловажно, одни студенты благодаря поддержке одногруппников могут овладеть знаниями, другие (за высокое качество подготовки одногруппников) получают дополнительные баллы, тем самым повышают свою оценку на занятии.


Особое место в активизации познавательной деятельности на занятиях химии занимает эксперимент. Он является не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по химии, облегчает понимание технологии химических производств, способствует развитию умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания, устанавливать причинно-следственные связи, развивает самостоятельность, дает возможность проведения работ исследовательского характера. Например, при изучении темы «Жиры. Мыла» в ходе эксперимента получаеммыло из парафиновой свечи и стиральной соды и наоборот, изготавливаем парафиновые свечи из мыла.

Исследовательская и проектная деятельность стала неотъемлемым атрибутом занятий, в процессе которой идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности. Для освоения навыков исследовательской работы используем  лабораторный практикум. Обучая студентов  синтезу, анализу, аналогии, знакомя их с основными методологическими принципами такого рода деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, анализ литературных и экспериментальных данных, теоретическое обоснование, выводы по достигнутым результатам) подготавливаю студентов к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала, самораскрытия и самореализации личности. С особым интересом обучающиеся решают качественные задачи. Например, при изучении темы «Спирты» предлагаю такую задачу: «В трех пробирках находятся бесцветные жидкости: вода, этанол, раствор глицерина. Как распознать эти растворы?», при обобщении модуля «Кислородсодержащие органические соединения» предлагаю решить задачи повышенного уровня сложности, в которых упоминаются особенные и качественные реакции на разные классы соединений и на применение этих веществ в промышленности и в быту: «Органическое вещество А – бесцветная жидкость с характерным запахом. Она легко реагирует с натрием. При этом одним из продуктов реакции является газообразное, без запаха и цвета простое вещество В. Вещество А, взаимодействуя с нагретым оксидом меди (II), образует бесцветное вещество с резким запахом, которое в больших количествах используется для производства пластмасс. Водный раствор вещества С применяется в кожевенном производстве. В зависимости от условий вещество С можно превратить либо в органическую кислоту, либо в вещество А. Назовите упомянутые в задаче вещества и напишите соответствующие уравнения реакций». При изучении темы «Эфиры» также студенты делятся на группы и в ходе химического эксперимента получают различные эфиры: изоамиловый эфир уксусной кислоты, этиловый эфир масляной кислоты, а затем сравнивают запахи продуктов реакции с ароматом груши и ананаса. Результаты исследований заносят в протокол исследования:

Описание опыта

Наблюдения

Гипотеза

Проверка гипотезы. Уравнения реакций.

Алгоритм протекания реакции

 

 

 

 

 

 

Нередко при изучении какой-либо темы на занятии появляются проблемные вопросы, и обучающиеся настолько увлекаются этой проблемой, что переходят к выполнению индивидуальных проектов. В течение последних двух лет обучащимися рассматривались исследовательские проекты «Мы и жевательная резинка», «Пищевые добавки: за и против», «Йододефицит – проблема здоровой нации», «Влияние витаминов на организм человека», которые печатались в студенческой газете «Пульс» и районной молодежной газете «Сталкер».

С большим удовольствием студенты  принимают участие в выставке творческих работ «Модели атомов углеводородов»: «Гомологи», «Изомеры», «Реакции дегидрирования», «Гидратация алкенов», «Галогенирование непредельных». С помощью моделей молекул, выполненных из пластилина, отображают строение, номенклатуру, характерные реакции углеводородов. По результатам выставки лучшие работы отмечаются грамотами, а всем принявшим участие студентам объявляется благодарность.


В своей работе использую  информационно компьютерные технологии. ИКТ  открывает совершенно новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями техники. Тестирования, презентации, слайд – лекции – являются мощным средством повышения эффективности обучения и воспитания. Благодаря использованию «виртуальной лаборатории» студенты могут увидеть, как происходят различные опыты. Использование Интернет – ресурсов дает широкий диапазон для организации проектной деятельности студентов. 


При обобщении учебного материала систематически использую игровые моменты. Применяю различные виды игровых заданий: «лови ошибку»,  «узнай меня», «химическая тайнопись», использую магнитную доску и карточки с названиями веществ, типов химических реакций. Использую нетрадиционные формы проведения занятий. Например, обобщающее занятие по модулю «Теоретические основы химии» провожу в виде урока-путешествия, по модулю «Углеводороды» в виде урока – соревнования «Восхождение на Пик Знаний».

Знакомимся с жизнью и деятельностью великих ученных. Студенты готовят сообщения, доклады о трудах великих химиков. При обобщении знаний по модулю «Органическая химия» с интересом выполняют такие задания: «В этом задании пойдет речь об ученом, который работал в области органической химии. Я буду давать вам подсказки, а вы должны отгадать, о каком ученом идет речь.

1. Уже в 9 лет получил кличку «Великий химик»; 2. Учился у крупнейших ученых Зинина и Клауса; 3. Увлекался биологией, написал диссертацию «Дневные бабочки Волго-Уральской фауны»; 4. В 1849 году окончил университет и был удостоен степени кандидата; 5. В 23 года читал лекции в Казанском университете, а в 25 лет написал 3-ю диссертацию по химии; 6. Создал теорию строения органических веществ. (Бутлеров Александр Михайлович)»


Для того чтобы способствовать развитию интереса к химии и к другим наукам провожу интегрированные занятия. Они углубляют знания обучающихся и раскрывают межпредметные связи. В апреле 2012 года вместе с преподавателем биологии провели интегрированный урок по теме «Глобальные экологические проблема». Преподаватель биологии рассказала о вредном воздействии загрязненной окружающей среды на организм человека, какие болезни нас ожидают. Моя роль как химика заключалась в том, чтобы рассказать о событии в Китае - выбросе бензола. Мы побеседовали с ребятами о структурной формуле этого вещества, о том, что оно - сильный яд. Также мы обсудили, что такое кислотные дожди с химической точки зрения и их влияние на живые организмы. Исследовали при помощи различных химических опытов дождевую воду, собранную накануне, на содержание сульфат - ионов.


После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль, применяя различные методы: письменные задания, тестирование, учебные карточки контроля самостоятельной и домашней работы, дифференцированные задания или задания различного уровня, чтобы стимулировать деятельность всех студентов. Провожу и устные опросы, которые развивают способность студентов логически мыслить, приводить свои аргументы, делать обоснованные выводы. Использую различные варианты оценки работы студентов на занятии. Для каждого задания разрабатываю свои критерии оценки, что позволяет объективно оценить результат. Использую самооценку и взаимооценку знаний, что формирует умения делать выводы и обобщения, приводить доказательства, адекватно оценивать себя и товарищей. Контроль знаний студентов провожу регулярно. Наиболее важной целью контроля вижу  мотивирование регулярной и целенаправленной работы студентов. Чем чаще провожу контроль, тем лучше студенты адаптируются к контрольной процедуре: их нервное напряжение значительно снижается. Другая цель контроля -  дать студентам возможность сопоставить свою работу с требованиями преподавателя, выяснить недочеты, недоработки и внести коррективы. Оценка – это символ и в то же время мерило, позволяющее определить степень успешности обучения. Очень осторожно отношусь к выставлению неудовлетворительных оценок. Неудовлетворительную оценку считаю сигналом для себя, пересматриваю формы работы с этим студентом  для выведения его на более высокий уровень знания дисциплины.

По окончании занятий прошу студентов написать синквейн (пятистрочная стихотворная форма), в котором они выделяют наиболее существенные элементы, делают выводы и кратко их формулируют. Также использую синквейны как заключительные задания по пройденному материалу, использую синквейн в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. В синквейне студенты выражают свои впечатления о занятиях.


Технологию модульного обучения на уроках химии я использую пятый год. Разумеется, не все складывается гладко. И обучающиеся не всегда бывают готовы работать самостоятельно. Но зато результат виден на лицо: даже слабоуспевающие и безразличные к учебе студенты проявляют заинтересованность в собственных достижениях, чтобы добиваться успеха. Наблюдается положительная динамика: повышается уровень познавательной активности и качество знаний. Обучающиеся успешно справляются с семестровыми и итоговыми контрольными. Каждый год студенты сдают ЕГЭ по химии и поступают в ВУЗы: 2010 г.: 1 - выпускник поступил в Новосибирский государственный медицинский университет, 1 - в Новосибирскую сельскохозяйственную академию; 2011 г. - 2 выпускника поступили в Новосибирский государственный медицинский университет; 2012 г. - 3 выпускника поступили в Новосибирский государственный медицинский университет.


Активизации познавательной деятельности способствуют внеаудиторные мероприятия, которые проводим с использованием арт – технологии, что позволяет развивать образное мышление, расширяет  кругозор, на таких мероприятиях умственное воспитание переплетается с социальным, эстетическим.  Так, после изучения темы «Спирты», вместе со студентами при поддержке преподавателя биологии подготовили и провели театрализованное представление, направленное на профилактику употребления алкогольных напитков «Обвиняется алкоголь». Играя различные роли: секретаря, судебного эксперта, прокурора, судьи, врача – нарколога, фармацевта, сотрудника МЧС студенты рассказали о вреде употребления алкогольных напитков для здоровья и морального облика человека. Участие в таких мероприятиях способствует пониманию сущности выбранной профессии, формирует социальные компетенции и социальный опыт обучаемых в соответствии с общепринятой социальной нормой.


Подводя итоги можно сделать выводы о том, что применение активных форм и методов обучения в условиях реализации модульной технологии на занятиях, способствует повышению мотивации к обучению, созданию благоприятного микроклимата, саморазвитию личности, формированию социального опыта обучаемых в соответствии с общепринятой социальной нормой, активизирует познавательную деятельность, способствует повышению качества знаний, гарантирует каждому студенту освоение стандарта образования, то подтверждают результаты промежуточной аттестации студентов и сдачи ЕГЭ по химии.

 

Список литературы:

1. Баянова Л. А. Технология модульного обучения в школе [Текст] / Л. А. Баянова // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).

2. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н. В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2011. 432 с.

3. Муравьева А. А., Кузнецова Ю. Н., Червякова Т. Н. Организация модульного обучения, основанная на компетенциях: пособие для преподавателей. М.: Альфа-М, 2005. 96 с.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*