Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Исследование индивидуального здоровья с целью поиска объективных критериев контроля и самоконтроля при занятиях физической культурой

04.03.2014 387 1049
Гагарина Нина Александровна
Гагарина Нина Александровна, преподаватель

Ивановский медицинский колледж (Шуйский филиал)

Физическое воспитание является важной составляющей учебно-педагогического процесса и в условиях компетентностного подхода требует не только формирование приверженности к ЗОЖ, укрепление здоровья учащихся при регулярных занятий ФК и спортом, но и анализа показателей собственного здоровья.

 

Основная цель медицинского контроля и самоконтроля при занятиях физкультурой и спортом – содействие эффективному использованию средств и методов физического воспитания для укрепления здоровья, улучшения физического развития и физической подготовленности занимающихся. Для диагностики индивидуального здоровья физкультурников и спортсменов рекомендуют исследовать: заболеваемость и факторы риска развития болезней, физическое развитие и его гармоничность, функциональное состояние основных органов и систем.

 

Исследование индивидуального здоровья проводилось на студентах колледжа, допущенных к занятиям в основной физкультурной группе (всего - 66 студентов). Из них выделена контрольная группа – студентки, дополнительно занимающиеся в спортивных секциях (5 человек).

 

Анализ состояния здоровья студентов и его факторов риска по субъективным показателям проводился методом анкетирования и включал вопросы состояния здоровья по системам, сведения о вредных привычках, нарушениях питания, психоэмоциональном состоянии, переносимости физических нагрузок, двигательной активности студентов.

 

Результаты проведенного исследования выглядят следующим образом.

1. Анализ заболеваемости показал высокий уровень (75%) хронических заболеваний у студентов основной группы, в то время как заболеваемость среди студентов, активно занимающихся физкультурой и спортом, составила 0%.                              

 

Диаграмма.

 

2. Распространенность курения выше в основной группе исследованных и составляет 11%, среди студентов контрольной группы курящих нет. Прием алкоголя, наркотиков и другие вредные привычки в анкетах не отмечены.  

 

            Диаграмма.

3. При исследовании нарушения питания студенты отвечали на вопросы: соблюдение режима питания, переедание, использование некачественных продуктов (жирное, сдоба, копчености, фаст-фуд). Среди студентов основной и контрольной групп широко распространен этот фактор риска развития болезней, а в основной группе он значителен (73%).  

 

Диаграмма.

4. Психоэмоциональное состояние студентов исследовалось методом опроса. Чувство нервного перенапряжения, нарушения сна, подавленное настроение встречаются в основной группе в 55% случаев, студенты контрольной группы эмоционально устойчивы.            

 

Диаграмма.

5. Двигательная активность студентов исследовалась по патологическим симптомам (недостаток энергии, усталость, плохая переносимость физических нагрузок) и по количеству часов занятий физкультурой и спортом в неделю. К нарушениям двигательной активности мы отнесли как субъективные симптомы, так и двигательную активность менее 6 часов неделю. Результаты исследования представлены в таблице и диаграмме. В основной группе значительный процент (70%) студентов  имеют снижение двигательной активности.                       

 

Диаграмма.

 

Следующим этапом исследовательской работы была разработка и проведение тестирования индивидуального здоровья по объективным критериям и определение интегрального показателя здоровья. С этой целью проводились антропометрические измерения, тесты на гибкость, показатели функции сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системы, суммарное значение которых выражали в интегральном показателе здоровья (ИПЗ).

                                                                                                                                            Таблица.

Объективные  показатели тестирования в основной и контрольной группах.

 

Основная

Контрольная

ИМТ

4,3

5,0

Гибкость позвоночника

4,0

4,6

Гибкость плечевых суставов

3,2

5,0

Удержание планки

3,0

5,0

Индекс Робинсона

2,5

4,1

Проба Руфье

3,4

4,8

Задержка дыхания на вдохе

2,3

4,6

Статическая балансировка

3,1

4,8

ИПЗ / в %

3,2 / 64%

4,7 / 94%

 

Результат этого исследования показал, что уровень здоровья студентов основной группы ниже студентов, занимающихся физкультурой и спортом на 30%.  

 

Диаграмма.

 

Анализ состояния здоровья, факторов риска развития заболеваний и интегрального показателя здоровья позволил сделать следующие выводы:

1. Субъективно: индивидуальное здоровье студента зависит от его образа жизни и таких составляющих, как отказ от вредных привычек, рационального питания и режима дня, двигательной активности, психоэмоционального состояния. При этом наиболее значимым фактором сохранения здоровья можно считать двигательную активность (разница в исследуемых группах по ДА составляет как мы отметили – 70%, в то время, как разница среди других факторов риска составляют  от 11% до 55% ).

2. Объективно: интегральный показатель здоровья и его составляющие также зависят от степени двигательной активности

 

Таким образом, интегральный показатель здоровья является простым и удобнымобъективным критерием оценки состояния здоровья и его можно рекомендовать как студентам, так и преподавателям для объективной оценки формирования общей компетенции № 13: вести здоровый образ жизни, заниматься ФК и спортом, включающей в себя анализ показателей здоровья.

 

Библиографический справочник

1. Апанасенко Г.Л., Ловцевич Л.В. Организация работы медицинского департамента в спортклубе /Методическое пособие – М.: ООО  УИЦ  ВЕК, 2006. - 232с.

2. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: Учебное пособие для высшей школы. – 2-е издание, перераб. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005. – 560 с. – («Gaudt-amus).

3. Вайнер Э.Н. Валеология. Учебник для вузов. М., 2001. – 416с.

4. Горбунов. В. – Медфит. Система медицинского фитнеса. – Интернет-версия. – 143 с.

5. Маргазин В.А., Викулов А.Д., Башкина А.С. – Медико-педагогическая направленность оздоровительной физкультуры и спорта / Учебное пособие – ЯГПУ, 2011. – 431с.

6. Маргазин В.А., Коромыслов А.В., Семенова О.Н., Ткач О.С., Трофимова О.Г. – Врачебно-педагогические наблюдения и самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом / Учебно-методическое пособие – ЯГПУ, 2007. – 27с.

7. Основы ЗОЖ и профилактика болезней / Учебное пособие – М.: Академия, 2001. – 315 с.

8. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред, и высш. учебных заведений. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.— 608 с.

9. Филиппов П.И., Филиппова В.П. Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни под общей редакцией проф. Т.И. Стуколовой. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003.  –  288 с.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*