Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Исследование представлений взрослого населения о здоровом образе жизни с целью поиска актуальных тем и эффективных форм и методов обучения в школах здоровья

04.03.2014 909 2183
Гагарина Нина Александровна
Гагарина Нина Александровна, преподаватель

Ивановский медицинский колледж (Шуйский филиал)

Последнее десятилетие проходит под знаком все возрастающего внимания мировой общественности и международных организаций к проблеме неинфекционных заболеваний (НИЗ), таких как: сердечно-сосудистые, онкологические, хронические заболевания легких и диабет, которые во всем мире являются ведущими причинами смертности и нетрудоспособности.

 

Еще в 1998 году ВОЗ заявила, что отныне предупреждение НИЗ и борьба с ними становится приоритетной задачей. Для решения этих проблем в мировом масштабе, была начата работа по подготовке основных документов по борьбе с НИЗ и уменьшению влияния основных факторов риска. На базе этих глобальных документов разработаны Европейские, Национальные рекомендации и приказы МЗСЗ России.

 

В настоящее время в мировой медицинской практике признано, что одним из самых прогрессивных подходов к решению этих проблем является организация системы обучения в школах. Методика предусматривает групповое обсуждение актуальных медицинских проблем, предоставление необходимой медицинской информации, советов и рекомендаций, а групповой характер занятий позволяет сберечь время, сократить трудозатраты.

 

Все это послужило мотивацией к созданию студенческой школы здоровья. Школа здоровья «Лекарь» организована в нашем колледже в 2011-2012 учебном году. Студенты Грецова Н., Красильникова Н., Чумаков А., Крылова О., Харькова О. и др. охотно откликнулись на предложение преподавателей и стали первыми «учителями» школы здоровья.      

 

Работу школы здоровья мы начали с анализа литературы по вопросам обучения взрослых – «андрогогике»- что позволило нам сказать:

- в обучении взрослых нужно учитывать жизненный опыт: как положительный,  облегчающий обучение, так и отрицательный, который требует переоценки и корректировки;

- взрослый более интегрирован и его интересуют темы связанные с разными областями знаний;

- обучение взрослых должно быть активным;

- лучшими формами обучения специалисты считают практические занятия, викторины, дискуссии, деловые игры.

 

С целью исследования представлений взрослого населения о здоровом образе жизни (ЗОЖ) мы разработали анкету, которая позволила выявить:

- информированность и источники получения информации о ЗОЖ;

- отношение, следование принципам и причины несоблюдения принципов ЗОЖ;

-  востребованность знаний и желание их получать в ШЗ;

- наиболее волнующие темы ЗОЖ, 

- желаемые формы и методы обучения.

 

Студенты школы здоровья провели анкетирование 150 человек.

Собранный материал разбили на 2 группы:

студенты Шуйского медицинского колледжа  – 81 анкета,

рабочие, служащие, пенсионеры - 69 анкет.

 

Проведенный анализ анкетных данных показал.

1. Доверие традиционной медицине и врачам у старшего поколения выше нежели у студентов. Вероятно, это связано с жизненным опытом в лечении болезней, который у старшего поколения больше.

 

Диаграмма

        

2. Значимой в обеих возрастных группах является информация от врача. Другие источники различаются: студенты пользуется интернетом, что вероятно объяснимо их умением работать с компьютером, а старшие предпочитают статьи в газетах на медицинские темы, телепередачи о здоровье.

 

Диаграмма.

 

3. Анализ отношения к ЗОЖ в обеих группах одинаков: 94% старших и 79% студентов считают, что их здоровье зависит о ЗОЖ. Но вот соблюдению его принципов более привержены люди старшего поколения, вероятно в силу  сформировавшихся в процессе жизни здоровых привычек.

 

Диаграмма.

    

4. Соблюдение принципов ЗОЖ большинство опрошенных (более 90%) считают затратным по времени. Студентам для привития навыков ЗОЖ необходимо преодолеть лень, а старшему поколению нужна помощь и поддержка, что  вероятно связано с переоценкой своих жизненных установок в формировании новых для них принципов.

 

 

Диаграмма.

 

 

  

5. Заинтересованность в получении новых знаний и обучении в школах здоровья больше у старшего поколения, что вероятно связано с такой  жизненной позицией, как непрерывное обучение в течение всей жизни.

 

Диаграмма.

 

6. Анализ актуальных темв возрастных группах показал: студенты являются более здоровым контингентом и вопросы болезней их меньше интересуют, а вот о вреде окружающих и значимых для них вещах им хотелось бы узнать больше. Старшему поколению более интересны темы, связанные с их заболеваниями, правилами приема лекарств, о методах контроля и профилактике хронических болезней.

 

Диаграмма.

 

7. Анализ форм и методов обучения говорит о популярности  сжатых форм информации, что можно объяснить фактором дефицита времени, выявленном нами в обеих возрастных группах, а также традиционно привычной формой получения информации. Популярность лекций не столь велика, а у студентов – низкая, что может говорить о  снижении интереса к этой форме обучения. А вот активные формы и методы обучения известны старшим, и вызывают большой интерес у студентов (85%).

 

Диаграмма.

 

 

 

Проведенное исследование позволило выявить общие тенденции:

Обе группы:

- разносторонне информированы о ЗОЖ;

- имеют высокую степень мотивации к выполнению принципов ЗОЖ и обучению в школе здоровья;

- широкий интегрированный интерес к знаниям;

- заинтересованность в разных формах обучения.

 

Вместе с тем исследование выявило ряд различий:

- использование разных источников информации;

- разная актуальность тем;

- разные факторы, препятствующие соблюдению ЗОЖ;

- разные желания в формах обучения.

 

Полученные результаты легли в разработку занятий школы здоровья «ЛЕКАРЬ».

Проведены занятия с группами студентов по темам, которые выявлены актуальными при исследовании, а в выборе форм занятий мы остановились на лекции (не очень популярной у студентов), и практике, а вот методы в работе использовали активные (викторины, деловую игру, диалог, комментарий специалиста).

«Пища для ума» – лекция с элементами деловой игры и диалога;

«Главное – вертикаль» – практическое занятие с элементами викторины, диалога, игры, комментарием эксперта;

«Вред и польза от наушников» – практическое занятие с использованием диалога, комментарием эксперта.

В конце занятия проводился  опрос студентов с целью оценки эффективности использованных форм и методов обучения.

Анализ показал:

- актуальность выбранных для занятий тем,

- новизну и содержательность представленной информации

- удовлетворение, как от практических занятий, так и от лекции.

 

Экспериментальная проверка позволила сделать вывод: в обучении ЗОЖ нужно использовать разные формы занятий, а вот методы – активные. Они делают обучение взрослых более интересным и продуктивным.

Выполненная работа в школе здоровья является важной, так как обращена к значимой проблеме современной медицины - профилактике болезней на основе формирования ЗОЖ.

В работе наглядно показаны общие черты и различия в представлениях взрослых о ЗОЖ, что необходимо учитывать при обучении взрослых  в школах здоровья.

Данная работа экспериментально доказывает значимость разных форм и активных методов обучения студентов ЗОЖ и позволяет рекомендовать использовать их в школах здоровья для взрослых.

 

Библиографический справочник.

  1. Михайлова Н.В, Калинина А.М., Олейников В.Г. и др. Сборник статей и тезисов под ред. академика РАМН Р.Г.Оганова Повышение качества медицинской помощи через образовательные программы для пациентов. - М.: ГЭОТАР, 2005. С.12-25.
  2. Рациональная Фармакотерапия в Кардиологии. – М,: ООО «Столичная издательская компания» 2009; №2 С.К. Кукушкин, Е.А. Поддубская, Ю.В. Лукина, М.Г. Бубнова Кафедра доказательной медицины Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова, Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины Росмедтехнологий, Школы здоровья для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями:  соотношение андрагогической и педагогической моделей обучения.
  3. Интернет- сайт «Википедия»



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*