Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Опыт реализации новых образовательных стандартов в практике профессионального образования в колледже

04.03.2014 1185 2605
Дорошенко В.Н.
Дорошенко В.Н., заместитель директора по учебной работе

Сыктывкарский торгово-экономический колледж

Сложившаяся в настоящее время социально-экономическая обстановка требует от будущих специалистов наличия не просто знаний в будущей профессиональной деятельности, а сформированности наиболее необходимых умений и профессиональных качеств личности.

 

Специалисты, окончившие колледж должны владеть новейшими знаниями, уметь квалифицированно решать задачи развития экономики, организации и управления производством, развития своей профессиональной деятельности. Такие задачи по подготовке специалистов требуют от преподавателей  колледжа больших усилий и кропотливой работы. Задача преподавателя состоит не только в том, чтобы научить обучающихся основам необходимых знаний, но и научить учиться, а также мыслить, уметь обобщать и делать выводы.

 

Приоритетом среднего профессионального образования провозглашаются развитие общего интеллектуального потенциала и универсальных умений будущих специалистов.

 

Как показывает международный опыт, такие качества, как самостоятельность, мобильность, личностная и профессиональная самореализация, способность к самостоятельной постановке задачи и творческому решению проблем – наиболее активно проявляются и развиваются в контексте внедрения ФГОС.

Качество образования в колледже можно считать многомерным понятием, так как оно распространяется не только на образовательный процесс, но и на каждый  документ, вид деятельности, преподавателя. Качество образования определяется не только степенью соответствия образовательных программ и знаний, обучающихся государственным образовательным стандартам, но и полным удовлетворением запросов потребителя (обучающегося, предприятия, государства), а также гарантировать пригодность выпускника колледжа к эффективной работе в сфере торговли и обслуживания в качестве специалиста.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальностям колледжа, имеющим государственную аккредитацию и лицензию на право осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам.

 

Новое поколение ФГОС основано на идеологии формирования содержания образования «от результата», а их системообразующим компонентом становятся характеристики профессиональной деятельности выпускников. Очевидны различия  с предыдущими поколениями образовательных стандартов, основным компонентом которых являлись требования к минимуму содержания обучения. Таким образом, реально действующие цели образования сводились к усвоению предметных знаний и умений, что не в достаточной степени позволяло выпускникам осваивать профессиональную деятельность.

 

В ФГОС СПО третьего поколения в основу положены не предметные, а ценностные ориентиры. В качестве ключевого понятия современного образования выдвигается понятие компетенций, а их формирование заявлено в качестве одной из главных целей профессионального обучения.

 

«Компетенция» в традиционном понимании – это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

 

Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, основании и демонстрации умений и знаний, необходимых для конкретной трудовой деятельности. Ключевым принципом данного типа обучения является ориентация на результаты, значимые для сферы труда. Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ [2 c. 33].

 

В содержании профессионального образования модуль как структурная единица  занимает центральное место, поскольку требования к результатам обучения формулируются как перечень видов профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций. Выпускник в ходе обучения должен приобрести практический опыт, который опирается на комплексно осваиваемые умения и знания. Эта последовательность приоритетов зафиксирована в тексте ФГОС СПО в разделе, описывающем требования к структуре и содержанию основной профессиональной образовательной программы (ОПОП). Каждый модуль может осваиваться независимо, а их совокупность позволяет достичь итоговой компетентности в профессиональной сфере.

 

В рамках модулей осуществляется комплексное, синхронизированное изучение теоретических и практических аспектов каждого вида профессиональной деятельности. При этом происходит не столько сокращение избыточных теоретических дисциплин, сколько пересмотр их содержания, «отсеивание» излишней теории и перераспределение объема в пользу действительно необходимых теоретических знаний, которые позволяют осваивать компетенции, упорядочивая и систематизируя их, что, в конечном счете, приводит к повышению мотивации обучающихся.

 

На примере специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» рассмотрим характерные признаки профессиональных модулей ФГОС СПО.

 

1. Смысловая завершенность. Выпускник колледжа, согласно новому стандарту должен быть готов к следующим видам деятельности:

- как техник технолог, к участию в организации процесса и приготовления сложной кулинарной продукции, хлебобулочных и мучных кондитерских изделий для различных категорий потребителей;

- управлению производством продукции питания.

Именно в соответствии с ними и определены профессиональные модули, отраженные в ФГОС.

 

2. Наличие отчетливой структурной оболочки профессионального модуля, внутри которой имеются все компоненты учебного цикла. В процессе изучения каждого модуля определен перечень формируемых общих и профессиональных компетенций.

 

3. Междисциплинарный характер. Привлечение материала учебных дисциплин, имеющих прямое отношение к осваиваемому локальному элементу данной сферы деятельности. Так, в рамках профессиональных модулей по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» есть модули по квалификации техник-технолог:

- технология приготовления полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции;

- технология приготовления полуфабрикатов для сложной холодной кулинарной продукции;

- технология приготовления сложной горячей кулинарной продукции;

- технология приготовления сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий;

- технология приготовления сложных холодных и горячих десертов;

- управление структурным подразделением.

по профессии повар:

- технология приготовления полуфабрикатов для простой кулинарной продукции.

 

Каждый профессиональный модуль предусматривает объединение двух и более дисциплин в один междисциплинарный курс (МДК). Например, МДК «Технология приготовления полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции» объединяет такие дисциплины как «Физическая и коллоидная химия»,  «Аналитическая химия», «Технология продукции общественного питания». Междисциплинарный характер модуля обеспечивается также его связью с рядом общепрофессиональных дисциплин, таких как «Микробиология, санитария и гигиена в пищевом производстве», «Физиология питания», «Товароведение пищевых продуктов» [1].

 

4. Новое содержание практико-ориентированного обучения. В последнее десятилетие развитие экономики России обусловило необходимость учета требований рынка труда к результатам профессионального образования. Сегодня работодатель предпочитает принимать на работу специалиста, обладающего необходимым уровнем профессиональной квалификации. Это натолкнуло на мысль включения в профессиональные модули учебной и производственной практики (практика по профилю специальности и преддипломная). Профессиональные модули (ПМ.01-ПМ.06) направлены на подготовку техника технолога, поэтому логичным завершением их является практика производственная (по профилю специальности) в предприятиях общественного питания. В ходе прохождения практики обучающиеся  приобретают практический опыт приготовления сложной холодной и горячей кулинарной продукции, сложных мучных и кондитерских изделий, горячих и холодных десертов, умение планировать и проводить различные мероприятия в рамках профессиональной подготовки (выставки-дегустации и т.д.).

 

Профессиональный модуль (ПМ.07) предоставляет обучающемуся возможность освоить дополнительно рабочую профессию - повар. Несмотря на то, что профессиональный модуль (ПМ.01) направлен на подготовку техника-технолога, он в совокупности с профессиональным модулем (ПМ.07) позволяет обучающимся после прохождения учебной практики по обоим модулям сдать квалификационный экзамен на присвоение рабочей профессии - повар соответствующего разряда.

 

5. Сопровождение модуля перечнем учебной, специальной  литературы, материально-технической базы. Для подготовки выпускников по данной специальности в колледже создана достойная материально-техническая база: две технологические лаборатории для получения первичных профессиональных навыков; столовая-лаборатория (для отработки первичных профессиональных навыков - учебная практика), «Учебное кафе» для отработки навыков по организации работы структурного подразделения. Помимо того, считаем важным организацию и координацию работы педагогического коллектива по созданию необходимых учебно-методических пособий и методических рекомендаций, электронных средств обучения, которые могут быть использованы в образовательном процессе.

 

Перестройка учебного процесса на принципах модульности предполагает:

- предварительное междисциплинарное исследование содержания существующих образовательных программ с целью исключения дублирующих фрагментов из учебных дисциплин;

- разработку системы реализации профессиональных модулей, которая потребует качественного обновления материально-технической, информационно-библиотечной  базы колледжа;

- повышение квалификации педагогического коллектива в вопросах реализации модульного подхода к обучению.

 

Модуль, как целевой функциональный узел программы профессиональной подготовки специалистов характеризуется законченностью, самостоятельностью, комплексностью. Введение профессиональных модулей в ФГОС призвано объединить содержательные, организационные, методические и технологические компоненты профессионального обучения. Все это позволит оптимизировать воспитательно-образовательный процесс, повысить качество профессиональной подготовки выпускников колледжа.

 

Список литературы. 

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ № 675 от 22 июня 2010г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 260807 Технология продукции общественного питания» (зарегистрирован в Минюст России о11 августа 2010г. № 18123).
  2.  Иванов Д.И. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании /Д.И.Иванов // Воспитание. Образование. Педагогика. - 2007г. №6(12).-С.-33



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*