Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСложившаяся в настоящее время социально-экономическая обстановка требует от будущих специалистов наличия не просто знаний в будущей профессиональной деятельности, а сформированности наиболее необходимых умений и профессиональных качеств личности.
Специалисты, окончившие колледж должны владеть новейшими знаниями, уметь квалифицированно решать задачи развития экономики, организации и управления производством, развития своей профессиональной деятельности. Такие задачи по подготовке специалистов требуют от преподавателей колледжа больших усилий и кропотливой работы. Задача преподавателя состоит не только в том, чтобы научить обучающихся основам необходимых знаний, но и научить учиться, а также мыслить, уметь обобщать и делать выводы.
Приоритетом среднего профессионального образования провозглашаются развитие общего интеллектуального потенциала и универсальных умений будущих специалистов.
Как показывает международный опыт, такие качества, как самостоятельность, мобильность, личностная и профессиональная самореализация, способность к самостоятельной постановке задачи и творческому решению проблем – наиболее активно проявляются и развиваются в контексте внедрения ФГОС.
Качество образования в колледже можно считать многомерным понятием, так как оно распространяется не только на образовательный процесс, но и на каждый документ, вид деятельности, преподавателя. Качество образования определяется не только степенью соответствия образовательных программ и знаний, обучающихся государственным образовательным стандартам, но и полным удовлетворением запросов потребителя (обучающегося, предприятия, государства), а также гарантировать пригодность выпускника колледжа к эффективной работе в сфере торговли и обслуживания в качестве специалиста.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальностям колледжа, имеющим государственную аккредитацию и лицензию на право осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам.
Новое поколение ФГОС основано на идеологии формирования содержания образования «от результата», а их системообразующим компонентом становятся характеристики профессиональной деятельности выпускников. Очевидны различия с предыдущими поколениями образовательных стандартов, основным компонентом которых являлись требования к минимуму содержания обучения. Таким образом, реально действующие цели образования сводились к усвоению предметных знаний и умений, что не в достаточной степени позволяло выпускникам осваивать профессиональную деятельность.
В ФГОС СПО третьего поколения в основу положены не предметные, а ценностные ориентиры. В качестве ключевого понятия современного образования выдвигается понятие компетенций, а их формирование заявлено в качестве одной из главных целей профессионального обучения.
«Компетенция» в традиционном понимании – это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, основании и демонстрации умений и знаний, необходимых для конкретной трудовой деятельности. Ключевым принципом данного типа обучения является ориентация на результаты, значимые для сферы труда. Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ [2 c. 33].
В содержании профессионального образования модуль как структурная единица занимает центральное место, поскольку требования к результатам обучения формулируются как перечень видов профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций. Выпускник в ходе обучения должен приобрести практический опыт, который опирается на комплексно осваиваемые умения и знания. Эта последовательность приоритетов зафиксирована в тексте ФГОС СПО в разделе, описывающем требования к структуре и содержанию основной профессиональной образовательной программы (ОПОП). Каждый модуль может осваиваться независимо, а их совокупность позволяет достичь итоговой компетентности в профессиональной сфере.
В рамках модулей осуществляется комплексное, синхронизированное изучение теоретических и практических аспектов каждого вида профессиональной деятельности. При этом происходит не столько сокращение избыточных теоретических дисциплин, сколько пересмотр их содержания, «отсеивание» излишней теории и перераспределение объема в пользу действительно необходимых теоретических знаний, которые позволяют осваивать компетенции, упорядочивая и систематизируя их, что, в конечном счете, приводит к повышению мотивации обучающихся.
На примере специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» рассмотрим характерные признаки профессиональных модулей ФГОС СПО.
1. Смысловая завершенность. Выпускник колледжа, согласно новому стандарту должен быть готов к следующим видам деятельности:
- как техник технолог, к участию в организации процесса и приготовления сложной кулинарной продукции, хлебобулочных и мучных кондитерских изделий для различных категорий потребителей;
- управлению производством продукции питания.
Именно в соответствии с ними и определены профессиональные модули, отраженные в ФГОС.
2. Наличие отчетливой структурной оболочки профессионального модуля, внутри которой имеются все компоненты учебного цикла. В процессе изучения каждого модуля определен перечень формируемых общих и профессиональных компетенций.
3. Междисциплинарный характер. Привлечение материала учебных дисциплин, имеющих прямое отношение к осваиваемому локальному элементу данной сферы деятельности. Так, в рамках профессиональных модулей по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» есть модули по квалификации техник-технолог:
- технология приготовления полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции;
- технология приготовления полуфабрикатов для сложной холодной кулинарной продукции;
- технология приготовления сложной горячей кулинарной продукции;
- технология приготовления сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий;
- технология приготовления сложных холодных и горячих десертов;
- управление структурным подразделением.
по профессии повар:
- технология приготовления полуфабрикатов для простой кулинарной продукции.
Каждый профессиональный модуль предусматривает объединение двух и более дисциплин в один междисциплинарный курс (МДК). Например, МДК «Технология приготовления полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции» объединяет такие дисциплины как «Физическая и коллоидная химия», «Аналитическая химия», «Технология продукции общественного питания». Междисциплинарный характер модуля обеспечивается также его связью с рядом общепрофессиональных дисциплин, таких как «Микробиология, санитария и гигиена в пищевом производстве», «Физиология питания», «Товароведение пищевых продуктов» [1].
4. Новое содержание практико-ориентированного обучения. В последнее десятилетие развитие экономики России обусловило необходимость учета требований рынка труда к результатам профессионального образования. Сегодня работодатель предпочитает принимать на работу специалиста, обладающего необходимым уровнем профессиональной квалификации. Это натолкнуло на мысль включения в профессиональные модули учебной и производственной практики (практика по профилю специальности и преддипломная). Профессиональные модули (ПМ.01-ПМ.06) направлены на подготовку техника технолога, поэтому логичным завершением их является практика производственная (по профилю специальности) в предприятиях общественного питания. В ходе прохождения практики обучающиеся приобретают практический опыт приготовления сложной холодной и горячей кулинарной продукции, сложных мучных и кондитерских изделий, горячих и холодных десертов, умение планировать и проводить различные мероприятия в рамках профессиональной подготовки (выставки-дегустации и т.д.).
Профессиональный модуль (ПМ.07) предоставляет обучающемуся возможность освоить дополнительно рабочую профессию - повар. Несмотря на то, что профессиональный модуль (ПМ.01) направлен на подготовку техника-технолога, он в совокупности с профессиональным модулем (ПМ.07) позволяет обучающимся после прохождения учебной практики по обоим модулям сдать квалификационный экзамен на присвоение рабочей профессии - повар соответствующего разряда.
5. Сопровождение модуля перечнем учебной, специальной литературы, материально-технической базы. Для подготовки выпускников по данной специальности в колледже создана достойная материально-техническая база: две технологические лаборатории для получения первичных профессиональных навыков; столовая-лаборатория (для отработки первичных профессиональных навыков - учебная практика), «Учебное кафе» для отработки навыков по организации работы структурного подразделения. Помимо того, считаем важным организацию и координацию работы педагогического коллектива по созданию необходимых учебно-методических пособий и методических рекомендаций, электронных средств обучения, которые могут быть использованы в образовательном процессе.
Перестройка учебного процесса на принципах модульности предполагает:
- предварительное междисциплинарное исследование содержания существующих образовательных программ с целью исключения дублирующих фрагментов из учебных дисциплин;
- разработку системы реализации профессиональных модулей, которая потребует качественного обновления материально-технической, информационно-библиотечной базы колледжа;
- повышение квалификации педагогического коллектива в вопросах реализации модульного подхода к обучению.
Модуль, как целевой функциональный узел программы профессиональной подготовки специалистов характеризуется законченностью, самостоятельностью, комплексностью. Введение профессиональных модулей в ФГОС призвано объединить содержательные, организационные, методические и технологические компоненты профессионального обучения. Все это позволит оптимизировать воспитательно-образовательный процесс, повысить качество профессиональной подготовки выпускников колледжа.
Список литературы.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.