Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Сценарий педагогического совета на тему: «Применение современных образовательных технологий, актуальных для реализации новых образовательных стандартов, как основа качественного образования»

04.03.2014 6037 12170
Ефременко Елена Викторовна
Ефременко Елена Викторовна, преподаватель, методист

Мариинский политехнический техникум

Если ученик в школе не научился сам творить, то в жизни он будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.

Л.Н. Толстой

 

Новые задачи, которые ставятся в современном образовании, требуют новых подходов и решений. В таких условиях важнейшим средством развития педагогического коллектива становится педагогический совет.  

 

Педагогические советы в нашем учебном заведении мы стараемся подготовить и провести, используя как традиционные формы проведения педсоветов, так и разрабатывать новые формы. В техникуме проводились педагогические советы в форме работы малых групп «Организация ситуации успеха на занятии» с использованием технологического приема «Шесть шляп», научно-практической конференции «Педагогическое взаимодействие - важнейшее условие адаптации студентов первого курса» и др.

 

Поэтому, хотелось бы поделиться своими наработками по проведению педагогических советов в нетрадиционных формах.

 

Внедрением новых стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования, важнейшим условием которой является ориентация на новые образовательные стандарты. Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления.

 

Педагогический совет на данную тему: «Применение современных образовательных технологий, актуальных для реализации новых образовательных стандартов, как основа качественного образования» мы провели, используя технологию «Развития критического мышления через чтение и письмо».

 

В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).

 

Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

 

Первая стадия – «вызов», во время которой  активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего  материала.

 

Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

 

Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе формируется личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

 

Цель педсовета:

- Повысить мотивацию педагогов на применение современных образовательных технологий на уроках.

 

Первая стадия – «вызов».

 

В педагогике всегда возникали вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.

 

Поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление - педагогические технологии.

 

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм.

 

Каждому преподавателю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.

 

Одной из наиболее эффективных технологий, применяемых в учебном процессе, является педагогическая технология, реализующаяся через систему учебных занятий.

 

Развитие личности в техникуме идет на учебном занятии, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого студента в разные виды деятельности. Правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности обучающихся.

 

Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя». Что могут означать для нас эти слова?

 

По существу в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. К сожалению, это правило, мы часто игнорируем. Мы читаем длинные лекции, эмоционально рассказываем интересные вещи (на наш взгляд), можем давать студентам задание прочитать огромный отрывок из учебника, пересказать его, можем показать фильм или играть целый урок. Но проходит некоторое время, и в памяти у обучающихся остаются лишь отрывки тех знаний, которыми, как полагалось, они должны овладеть. Это происходит потому, что у обучающихся нет возможности, времени и достаточных навыков, чтобы поразмышлять над изучаемым материалом.

 

Из всего многообразия инновационных направлений в развитии школы мы сегодня будем говорить о педагогических (образовательных) технологиях.

 

Тема педсовета: «Применение современных образовательных технологий, актуальных для реализации новых образовательных стандартов, как основа качественного образования» - актуальна. Для того, чтобы раскрыть данную тему педсовета, как вы считаете, что нам необходимо вспомнить? (Технология. Образовательная технология (традиционные). Современная образовательная технология. Актуальные образовательные технологии, для реализации новых образовательных стандартов. Новые образовательные стандарты (ФГОС). Качество образования). Ответить на вопросы: Какие современные образовательные технологии являются актуальными для реализации новых образовательных стандартов? Что мы понимаем под качеством образования?

 

Вторая стадия – «осмысление».

 

Прием «Зигзак». Распределение преподавателей по группам (6 групп, в группе д.б. шесть человек). Выдача задания каждой группе. (Группе выдается текст одного содержания (Приложение № 1, 2, 3, 4, 5, 6). Каждый преподаватель группы получает свою информацию,  выделяя главное, либо использует одну из графических форм (например «кластер»). Задание: Прочитать полученную информацию, выделяя главное в соответствии с темой педсовета. Обменяться информацией между членами группы. По окончании работы преподаватели  ереходят в другие группы – группы экспертов. Создание и защита  коллективного  родукта (н-р, кластер). В группе происходит обмен информацией всех участников. Таким образом, в каждой рабочей группе, складывается общее представление по теме.

 

Третья стадия – «рефлексия».

 

Работа в группе «экспертов». Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию.

 

Затем преподаватели пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.

 

 Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет «второе слушание» темы.  Зачитывают синквейны.

 

Заключение.


Какую бы педтехнологию мы не применяли  в учебном процессе, все же реализуется она через систему учебных занятий, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого обучающегося в разные виды деятельности.

 

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: преподаватель и студент. Между ними всегда – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, необъятностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.

 

Любой урок имеет потенциал для решения новых задач. На наших педсоветах мы уже говорили о причинах неуспеваемости обучающихся, пытались найти способы предупреждения неуспеваемости студентов. Сегодня мы выяснили те составляющие современного урока, которые также будут способствовать решению данной проблемы.

 

Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно - ориентированное взаимодействие преподавателя с обучающимися, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки; создавался благоприятный микроклимат в техникуме.

 

Мы с вами делаем погоду в группе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду!

Закончить педсовет хочется притчей.

Притча: Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках".

 

Приложение № 1. Закон «Об образовании». Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Приложение № 2. Педагогическая технология.

Приложение № 3.Традиционные  технологии

Приложение № 4.Современные образовательные технологии

Приложение № 5.Таблица №1. Особенности традиционных и инновационных технологий. Заполните таблицу, сравните и сделайте выводы.

Приложение № 6. Качество образования

 

Используемая литература:

  1. Поздняк, С.Н. Дифференциация на основе когнитивных стилей учащихся как способ повышения качества образования / С.Н. Поздняк // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2010.-№5.-С.21-27
  2. Гузеева, В.В. Исследовательская работа в профильном обучении /В.В. Гузеева // Народное образование.- 2010.-№7.-С.192-196
  3. Рево, В. Паспорт здоровья как инструмент здоровьесберегающей технологии /В. Рево // Народное образование.- 2008.-№8.-С.193-195
  4. Ибрагимов, Г. Новые возможности урока: модульное обучение /Г. Ибрагимов // Народное образование.- 2008.-№7.-С.211-216
  5. Дьяченко, В. Коллективный способ обучения становится массовой практикой /В. Дьяченко // Народное образование.-2008.-№1.-С.191-197



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*