Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка на тему: «Применение технологии индивидуальных образовательных технологий на уроках химии»

27.02.2014 905 2118
Фролова Татьяна Михайловна
Фролова Татьяна Михайловна, преподаватель химии, методист высшей категории

Верхнеднепровский технологический техникум

Данная тема методической разработки «Применение технологии индивидуальных образовательных траекторий на уроках химии» актуальна, так как современные подходы к организации образовательного процесса в техникуме определяют применение современных педагогических технологий как наиболее оптимального и эффективного способа достижения обучающимися образовательных результатов.

 

Методическая разработка: «Применение технологий индивидуальных образовательных траекторий на уроках химии» на областной методической выставке «Фестиваль педагогических идей» награждена дипломом Департамента Смоленской области по образованию и науке.

 

Ценностная значимость технологии индивидуальных образовательных технологий заключается в создании условий для разрешения актуального противоречия современного образования, связанного с признанием образования как воспитывающего средства реализации сущностных личностных и индивидуальных потребностей человека с одной стороны, и наличие заданных образовательных требований, выполнение которых гарантирует достижение определенного результата с другой.

 

Технология индивидуальных образовательных траекторий (ТИОТ) - один из множества разработанных вариантов реализации личностно - ориентированного обучения. Процессуально - содержательный аспект данной технологии позволяет организовать процесс обучения большой группы учащихся (30 и более человек) на основании принципа индивидуализации, лежащего в основе построения индивидуальных образовательных траекторий. Индивидуальные образовательные траектории дают возможность учащимся выбирать: уровень, объем содержания предметного знания (не ниже стандартного); информационные источники для его усвоения (учебник, дополнительная литература); способ учения в соответствии с индивидуально-личностными характеристиками (тип мышления, соционический тип, особенности памяти и.т.д.); форму, вид и время контроля по согласованию с преподавателем.

 

При организации индивидуальной образовательной траектории учащиеся сталкиваются с необходимостью постоянно принимать решения. Такая деятельность способствует воспитанию ответственности, готовит к самостоятельной жизни после окончания учебного заведения.

 

Взаимообусловленность мотивационных и инструментальных составляющих деятельности при организации процесса обучения  по данной технологии, стимулирование максимального раскрытия способностей и творческих возможностей каждой личности, сочетается с ориентацией на их действенно-гуманистическое приложение.

 

Педагогический процесс, организованный по технологии индивидуальных образовательных траекторий, вписывается и в познавательную, и в личностную парадигмы.

 

В основе ТИОТ лежат обе парадигмы, но доминирует личностная. В деятельности педагога важное значение приобретает проектирование на основе результатов диагностических срезов, что позволяет ему идти не с предметом, а с учениками к предмету.

 

В организации процесса обучения выделяю несколько этапов: подготовительный, процессуальный и рефлексивный.

 

Подготовительный этап включает: подбор методик диагностирования, проведение диагностики учащихся; определение учебной темы; подготовку дидактического материала; разработку содержания контрольных срезов, эталона контроля; подготовку информационно-распределительного листа для учащихся; подготовку листа учета деятельности; подготовку путеводителя по теме для учащихся. На подготовительном этапе продумываю организацию ученических мест для индивидуальной работы и работы в малых группах.

 

На процессуальном этапе распределяю темы между учащимися, вношу эти данные в информационно-распределительный лист и «запускаю» тему. «Запуск» тем означает информационный ввод учащихся в темы (объяснение на уровне обобщенных понятий, краткая сжатая информация, акцент на основополагающие моменты, ознакомление с видами контроля). В зависимости от обстоятельств делаю это на уроке или во  внеурочное время.

 

Каждый учащийся с помощью преподавателя  изучает одну тему, получает за нее отметку, пройдя все предусмотренные виды контроля, а затем сам выступает в роли консультанта, оказывая помощь своим товарищам в усвоении этой темы (объясняет,- контролирует). Другие темы каждый изучает самостоятельно, затем обращается к учащимся консультантам. Такая организация учебной деятельности позволяет учащимся подвигаться вперед со скоростью, соответствующей их возможностям, способностям, выбирать наиболее эффективный способ учения и в то же время не исключает помощь со стороны преподавателя и учащихся группы. На этом этапе контролирую и оцениваю знания учащихся. Каждый учащийся обязательно проходит устный контроль по всей теме целиком, а не по какому-то фрагменту,  что способствует развитию речи, мышления.

 

При ознакомлении учащихся с организацией деятельности желательно предложить им алгоритм поведения.

 

Рефлексивный этап включает: оценивание процесса изучения темы, анализ и корректировку тематического планирования и составления методического материала, выводы о том, насколько успешно поработал над темой обучающиеся.

 

Технология индивидуальных образовательных траекторий позволяет создать условия для реализации обучающими следующих прав и возможностей:

- право на выбор индивидуальных смыслов, ценностей и целей образования;

- индивидуальный отбор и последовательность освоения содержания образовательной программы;

- право выбора индивидуального темпа обучения, способов контроля, рефлексии и самооценки собственной деятельности на основе знания своих индивидуальных особенностей;

- превышение (опережение, расширение и углубление) осваиваемого содержания.

 

В результате индивидуального образовательного движения каждый ученик предлагает идеи, конструирует поделки в связи с изучаемым материалом.

 

«Портфель достижений» служит способом демонстрации успехов обучающихся.

 

Данная работа подробно описывает методику использования технологии  индивидуальных образовательных технологий на уроках химии и знакомит с дидактическим  материалом, необходимым для проведения уроков химии по этой технологии.

 

Приложение: Методическая разработка на тему: «Применение технологий  индивидуальных образовательных траекторий на уроках химии»

 

Список используемой литературы

  1. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н.В.Бордовской и др. – М.: КНОРУС, 2010. – 432с.
  2. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. – СПб.: Питер, 2000. – 156 с.
  3. Олешков М.Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: Сборник научных трудов. — Екатеринбург: РГППУ, 2005. — С. 5-19.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — Народное образование, 1998. — 256 с.
  5. Чернов А.С. Феноменологический подход в образовании. — ВОИПКиПРО, 2009.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*