Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

О некоторых технологиях развивающего обучения

13.10.2011 308 1960
Збукарева Изольда Федоровна, преподаватель высшей категории по предмету «Физика»

Армавирский машиностроительный техникум
В развитии интереса к предмету «Физика» нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне мате­риала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если студенты не вовлечены в активную деятельность, то любой материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету. По­этому при формировании познавательных интересов особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству как выявление неповторимо-индивидуальных способностей и талантов студентов.

Форма организации учебного процесса должна быть всегда увлекательна; Изучаемый материал принесёт полное удовлетворе­ние только в том случае, если он опирается на потребность самого студента, если находит отклик в его переживаниях, чувствах, поло­жительных эмоциях. Выполнению этого требования содействуют элементы занимательности, которые необходимы для здорового от­дыха, хорошего настроения, жизнерадостной деятельности. Однако, надо помнить, что принцип занимательности на занятиях должен не развлекать студента а развивать и совершенствовать его личность. Стремление к самостоятельности, присущее юношескому возрасту, должно стать основой соуправления в учебной работе, которое по­может не только организовать деятельность студента, но сделать её желаемой и значимой для него.


Сегодня социальный заказ общества – развивать творческие способности, растить таланты, помочь самоутвердиться в жизни, создать интеллектуальный потенциал России, и я ориентирую студентов на взятие новых высот, завоевания побед в творческой деятельности. Что бы пассивная позиция студента сменялась на активную, используя методы, которые нам нравятся и удаются: «Если б, да кабы…», «Физика в кроссвордах и ребусах», «Исправь, добавь, найди ошибку», «Вживание в объект или явление», «Экспресс-интервью» и многие другие. Поощряя студентов к сочинению загадок, сказок, стихов, рассказов, поговорок с целью описания свойств, качеств, практического применения изучаемого.


Величайших физиков планеты нельзя не знать, и я предлагаю студентам несколько сочиненных стихотворений, характеризующих их открытия:

«Удивляюсь, восторгаюсь: он – волшебник, чародей

Осветил он всю планету, осчастливил он людей…

Его имя ……….»

«В стране зарядов равнодушных нет,

Любовь и ненависть здесь рядышком живут,

Одним с улыбкою кричат: «Привет! Привет!»,

Других же злобною усмешкой оттолкнут.

Силу любви и силу презренья долгое время исследовал он –

Небезызвестный ученый - ……….»


После изучения темы «Строение атома» даю начало сказки: «Жил-был король и звали его Атом. И было у короля три сына: Протон, Нейтрон и Электрон. Старший – Протон – крупный, массивный, положительный во всех отношениях и образцовый во всех ситуациях…» Варианты продолжения сказок, написанных студентами, умны, удивительны и смешны.


Любимое занятие студентов дорифмовать строчки к заданным моим:

«Ресниц моих синхронны колебанья, но асинхронны колебанья рук…..»;

«Все зеркально в этом мире и недаром Фарадей…..»;

«То Ампер – я, а то – Резерфорд, то с Жуковским сижу и «мозгую»…..»;

«В который раз весь мир им рукоплещет – Российским физикам и мы этим горды…..».


Взаимосвязь физики с другими предметами практически ежеурочно: «Какое яичко снесла курочка Ряба? А каков химический знак этого элемента? Какова его молярная масса? Сколько нуклонов в ядре? Сколько электронов на орбитах? Каковы химические и физические свойства золота?».


«Изо-, диа-, фоно-, де-, любят физику приставки.

Поднатужимся, ребятки, применить их можно где?»

Изображаем на доске ромашку, в центре – приставка, а в лепестках пишем слова с использованием этой приставки, желательно с точки зрения физики.

Например:




При составлении экспресс-интервью даю установку на краткость и оригинальность физических вопросов, например: «Немаловажная часть электрической цепи или вагонный работник? Создатель «упругого закона»? Термоэлектронный «побег» электронов из металла? Яблочков немало потрудился, создавая его? Движение маятника или сомнение человека? Такой волны в вакууме не бывает» и другие.

 

Любое обучение носит двусторонний характер. Оно обязательно предполагает взаимодействие учителя и обучаемых, их одновремен­ную деятельность. Как бы активно мы не стремились сообщать знания, будь и семи пядей во лбу, но если при этом нет обратной отдачи, если преподаватель не обеспечил мотивацию и организацию такой отдачи, то процесс обучения практически не протекает.


В своей работе я использую три основных вида воздействия на студентов. При непосредственном взаимодействии я и студенты совместно реализуем задачи обучения. При опосредованном - обу­чаемые, выполняют задания по инструкциям. И, наконец, процесс преподавания заменяется процессом учения, когда студенты само­стоятельно овладевают новыми способами учебной деятельности, решают творческие задачи без указаний преподавателя.


Большую роль в познании играет общение преподавателей и студентов. Общение оказывает исключительно сильное влияние на мотивацию учения, на формирование положительного отношения к учёбе, на создание благоприятных морально-психологических условий. С первых дней всевозможными приёмами ищу психологиче­ский резонанс, вызывая отклик, радость, сочувствие, удивление, сопереживание, интерес к предмету.


Ежеурочно доказываю «не попить без «Физики», не поесть, электронной схемы вам не прочесть».


Приёмов и способов стимулирования в обучении множество. Один из приёмов - занимательность. В физике много тем, где мож­но применить занимательные аналогии, живые локаторы (дельфи­ны, летучие мыши), живые барометры (пиявка, рыба-вьюн, древес­ная лягушка, паук), живые сейсмографы (медуза), термолокаторы (гремучая змея), термометры, гигрометры; аналогии из художественной, фантастической литературы, сказок и мультфильмов привлекаю особое внимание. Занимательные демонстрации и параде сальные опыты не оставляют равнодушных в аудитории. Студенты с удовольствием оформляют тематические кроссворды, ребусы, чайнворды как объёмные по форме и содержанию, так и более лёгкие, стремительные по времени возникновения. Написание эпиграфов к урокам («Ну-ка, зеркальце, скажи.,.», «Не дай себе засохнуть!»,«Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно» и др.). составление ситуативных таблиц, диагностических заданий, блиц-опросов и экспресс-интервью, проведение игр и турниров - всплеск эмоций и разума, сочинение сказок, стихов с соответствующими иллюстрациями, написание сочинений («Я - электрон «Там, где всё наоборот», «Путешествие в микромир» и др.), проведение конференций, вечеров, выставок творческих работ, устных журналов, конкурсов лаборантов, газет и плакатов, викторин, коротких ролевых игр («На трёх китах МКТ», «В царстве науки, в государстве физики», «Природа света» и др.) выпуск бюллетеня и стенной газеты «Наши приколы», составление морфологическое словаря «новых» физических выражений студентов - это далеко все возможности учебного творчества студентов и обязательный элемент педагогической деятельности.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*