Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Учет индивидуальных особенностей – основа дифференцированного обучения подростков.

26.02.2014 1238 2521
Жукова Наталья Владимировна
Жукова Наталья Владимировна, преподаватель истории

Тульский колледж профессиональных технологий и сервиса

Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности, которая выражается в индивидуальных особенностях.

Считается, что воспитание и обучение должны максимально опираться на индивидуальность.

Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через "внутренние условия", без учета которых невозможен по-настоящему действенный воспитательно-образовательный процесс.

 

Для организации индивидуализации учебной работы как у нас так и за рубежом на практике использовались многие варианты.

Один из вариантов – дифференциация обучения, т.е. группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по несколько различным учебным программам.

Так создаются относительно гомогенные классы (группы, школы).

 

Понятие "Дифференцированное обучение” в переводе с латинского "different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.

 

Дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Этот вывод – не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди всё-таки рождаются разными.

 

Цели дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

 

Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

 

Так как любой коллектив комплектуется из детей разного уровня развития, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении.

 

Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными студентами, так и с группами.

Ее характерными чертами являются: открытость требований, предоставление учениками возможности самим выбирать усвоения материала и переходить с одного уровня на другой.

 

Внутренняя дифференциация предполагает условное деление группы:

- по уровню умственного развития (уровню достижений);

- по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и т.д.).

 

Дифференцированное обучение требует от учителей изучения индивидуальных способностей и учебных возможностей (уровень развития внимания, мышления, памяти и т.д.) учащихся, диагностики их уровня знаний и умений по определенному предмету, что дает возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта.

 

Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.

 

По результатам диагностирования группа делится по уровням:

 

1-ая группа, учащиеся с высокими учебными способностями (ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач), возможностями, показателями успеваемости по определенным предметам, умеющие хорошо работать.

Они обладают устойчивым вниманием, в ходе обучения успешно осваивают процессы обобщения, владеют большим словарным запасом.

 

2-ая группа - учащиеся со средними способностями (выполняет задание первой группы, но с помощью учителя по опорным схемам).

Не могут самостоятельно выделять признаки предмета, их представления бедны и отрывочны. Чтобы запомнить материал, им необходимы многократные повторения.

Для этих детей трудны задания на обобщение, так как уровень их аналитического мышления низок.

 

3-я группа - учащиеся с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке).

Ученики попадают в разряд "слабых”.

Они медлительны, апатичны, не успевают за другими.

При отсутствии индивидуального подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учебе, отстают от класса, хотя на самом деле могут учиться успешно.

 

Выделение трех групп учеников в группе в значительной мере помогает учителям в подборе разноуровневых заданий для них. Каждое задание предполагает определенные цели и требования.

Задания в группах выполняются самостоятельно

 

Методы и приемы дифференциации

 

1. Наиболее широкие возможности для индивидуализации обучения, для внутренней дифференциации, представляет дифференцированная самостоятельная работа, которая проходит в одиночестве и индивидуальном темпе.

 

Индивидуализация здесь осуществляется главным образом таким способом, что учащимся даются не одинаковые задания, а задания, которые варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, а также путём группировки учащихся внутри класса по различным признакам.

 

2. Одной из распространенных форм внутриклассной дифференциации является выполнение учениками заданий различного уровня сложности.

При этом усложнение может происходить за счет привлечения пройденного материала, когда ученикам необходимо установить близкие или дальние связи между различными фрагментами содержания.

Усложнение заданий может происходить и за счет усложнения видов работы, усиления уровня творческой деятельности необходимой при выполнении задания.

 

Например:

- на самом простом уровне ученикам предлагается прочитать параграф в учебнике, пересказать его, выделив основные мысли;

- на более сложном уровне - прочитать параграф, составить план и вопросы к нему;

- на самом сложном уровне - прочитать параграф, дать аннотацию и рецензию на него.

 

Важно отметить, что в индивидуальном подходе нуждается действительно каждый человек, ибо это непременное условие и предпосылка формирования гармонической и всесторонне развитой личности, формирование самой личности как неповторимой индивидуальности.

 

Список использованной литературы:

1. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики, М., 1995,- 112 с.

2. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта / Сост. Н.А. Мухина,- СПб.: СПГУПМ, 1995.136 с.

3. Психологическая диагностика детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой,- М.: Международная педагогическая академия, 1995.- 360 с.

4. Якиманская И.С. Развивающее обучение,- М., 1979,- 144 с.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*