Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Новые подходы и современные модели организации и развития профессиональной подготовки студентов в системе дополнительного образования

26.02.2014 868 1704
Ершова Вера Борисовна
Ершова Вера Борисовна, руководитель ресурсного центра

Тульский колледж профессиональных технологий и сервиса

Подготовка профессиональных кадров происходит сегодня в сложной социально-экономической обстановке, которая в значительной степени определяет направление и содержание профессиональных интересов и потребностей студенческой молодежи. В период изменения общественных отношений, перехода к рыночной экономике, рынку труда, когда Россия находится в динамике, в поиске экономических и социально-нравственных приоритетов и характеризуется нестабильностью, актуализируется вопрос: способен ли современный молодой человек, выпускник учреждения среднего профессионального образования (СПО) взять на себя ответственность за свое будущее. Даже необходимость получить профессию, трудоустроиться в дальнейшем по ней и адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды, обеспечить себе социальную защищенность, представляет для многих молодых людей постоянную проблему. Вот почему возникает потребность в поиске новых подходов и современных моделей организации и развития профессиональной подготовки студентов в системе дополнительного профессионального образования (ДПО).


Дополнительное профессиональное образование – это процесс свободно избранного студентом освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение его интересов, склонностей, способностей и содействующий самореализации студента и его адаптации, выходящих за рамки основного образования. По своей значимости оно становится сегодня равнозначным базовому профессиональному образованию, а в будущем может занять доминантное положение, так как именно оно несет ответственность за обновление и рост профессионального и интеллектуального потенциала в обществе.

Основой дополнительного профессионального образования является профессиональная «надстройка» для выполнения определенного вида работы или, с позиции компетентностного подхода, формирование специальных профессиональных компетенций.

Задачами компетентностного подхода в области профессиональной подготовки студентов в системе дополнительного образования являются: улучшение взаимодействия с рынком труда, повышение конкурентоспособности специалистов, обновление программного содержания, методологий и соответствующей среды обучения.


Компетентностный подход в системе ДПО позволяет: 

- перейти в профессиональном образовании от его ориентации на воспроизведение знания к применению и организации знания; 

- взять за основу стратегию повышения гибкости в целях расширения возможностей трудоустройства и выполняемых задач; 

- поставить во главу угла междисциплинарно-интегрированные требования к результату образовательного процесса;

- ориентировать человеческую деятельность на бесконечное разнообразие профессиональных и жизненных ситуаций.


Одним из условий осуществления дополнительной профессиональной подготовки студентов является интегративно-модульный подход, при котором учитывается специфика каждого этапа системы профессионального образования и гибко варьируются содержание и формы учебной деятельности. При этом принцип модульности позволяет сделать процесс изучения гибким, прозрачным, структурированным, направленным на стимулирование учебно-познавательной активности студентов, развитие их мотивации к профессиональной деятельности по овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками. Принципы интеграции и компетентностной парадигмы осуществляются за счет использования междисциплинарных связей при разработке модулей, а также за счет выбора оптимальных форм и методов организации аудиторной, практической и самостоятельной работы, использования  и одновременного формирования профессиональных умений. Многоуровневость в данном случае достигается: дифференцированностью заданий при выполнении практических заданий, степенью самостоятельности выполнения заданий, условиями балльно-рейтинговой системы контроля, где рейтинг определяется степенью сложности и качеством выполнения рецептивных и продуктивных учебных заданий.

Развитие дополнительного образования посредством введения модульного обучения определенным образом сказывается и на характере основных образовательных программ, обеспечивая хорошую фундаментальную подготовку выпускника колледжа и создавая необходимые условия для творческого развития личности.


Истоки дополнительных профессиональных образовательных программ могут содержаться в инвариантной части основных образовательных программ и иметь междисциплинарный характер. Здесь существуют широкие возможности для развития дополнительного профессионального образования различной глубины и направленности. Освоение программ этой категории значительно расширяет сферу деятельности выпускника колледжа, выводя ее за рамки традиционной профессиональной занятости, присущей данному специалисту.


Аддитивная интеграция основного и дополнительного образования (интеграция способом слияния) либо простой перенос достижений одной системы в другую не представляются эффективными в силу их специфичности. В этой связи идея педагогически эффективной организации этих двух сфер в единую открытую образовательную систему представляется актуальной и позволяет:

- усилить взаимное положительное влияние друг на друга этих двух форм образования;

- реализовать принципы непрерывного образования;

- реализовать принципы открытого образования;

- создать динамичную, адаптационную среду образования;

- реализовать интеграцию образования и жизни.


Процесс разработки дополнительных  образовательных программ, ориентированных на углубленное изучение различных проблем в рамках специальности, направлен на развитие вариативной составляющей основных образовательных программ. Освоение таких программ углубляет профессиональные знания выпускников, расширяя их квалификационные возможности в рамках основной специальности.


Программы дополнительного профессионального образования могут разрабатываться учебным заведением самостоятельно и выступать в качестве  экспериментальной площадки для совершенствования и развития непрерывного профессионального образования и образовательных технологий, повышения квалификационного уровня выпускников. Для того чтобы дополнительные образовательные программы были востребованы, необходимо проводить маркетинговые исследования тенденций развития регионального рынка труда, а также налаживать взаимодействие со специалистами ведущих предприятий, которые помогут определить требования к выпускникам по направлению подготовки.


Требования к содержанию дополнительного профессионального образования базируются на:

- соответствии дополнительных образовательных программ квалификационным требованиям к профессиям, определяемым составом профессиональных задач, включенных в цели конкретной образовательной программы;

- преемственности дополнительных образовательных программ по отношению к государственным стандартам, что обеспечивается учетом в дополнительных профессиональных программах требований профессиональной части стандартов;

- ориентации на современные образовательные технологии (в принципах обучения – использование модулей, обучение «до результата», вариативность сроков обучения в зависимости от первоначального уровня подготовки слушателей, индивидуализация; в формах и методах обучения активные методы, дифференцированное обучение, оптимизация обязательных аудиторных занятий; в методах контроля и управления образовательным процессом – распределенный контроль по модулям, использование тестирования, корректирование индивидуальных программ по результатам контроля, обеспечение профориентации в процессе обучения);

- обеспечении совместимости программ различных видов дополнительного образования путем соотнесения целей и содержания программ профессиональной подготовки, повышения квалификации и стажировки.


Освоение студентами дополнительных программ параллельно основным образовательным программам имеет большое будущее. Востребованность программ дополнительной квалификации среди студентов велика уже сейчас. Эту ситуацию порождает рынок труда и собственное желание студентов расширить свои профессиональные возможности.


Использование новых подходов и современных моделей организации и развития профессиональной подготовки студентов в системе дополнительного профессионального образования сверх основных образовательных программ приведет к совершенствованию подготовки практикоориентированных, конкурентоспособных специалистов с учетом требований регионального рынка труда.

 

Список используемой литературы:

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН об образовании в Российской Федерации. Проект № 121965-6 в третьем чтении

2. Лоргина Н. Н., Мартынов В. Г., Шейнбаум В. С. Теория производства полуфабрикатов и ее приложение к высшему и дополнительному  профессиональному  образованию  //  Дополнительное профессиональное образование. – 2010. – № 4. 

3. Фейлинг Т.Б. Формирование профессиональных компетенций студентов вузов в процессе дополнительного образования //Академический  вестник Института образования взрослых Российской академии образования.                      2012. - № 2. 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*