Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие профессиональной компетентности педагогических работников

26.02.2014 1065 2691
Савушкин Николай Николаевич
Савушкин Николай Николаевич, директор

Тульский колледж профессиональных технологий и сервиса

Специфика и творческий характер труда современного специалиста, квалифицированного рабочего предъявляют высокие требования к педагогу. Выпускник профессионального учебного заведения – компетентный профессионал, творчески развивающаяся личность, готовая к выходу на международный рынок труда и способная установить гуманистический стиль отношений в профессиональной деятельности.

 

Под профессионально-педагогической компетентностью понимается определенная степень овладения педагогическим опытом, общей и педагогической культурой, совершенствование учебно-воспитательной и научной деятельности преподавателя.

Чтобы заниматься проблемами формирования профессионально-культурной компетентности студентов, необходимо определить требования к уровню профессионально-педагогической компетентности педагога.

 

В качестве основных компонентов профессионально-педагогической компетентности выделить следующие:

1. Специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины.

2. Педагогическая и методическая компетентность в области способов формирования профессионально-культурной компетентности студентов.

3. Социально-психологическая компетентность в области процессов общения.

4. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов и направленности формирования профессионально-культурной компетентности студентов.

5. Профессиональная компетентность по профилю специальности, получаемой студентом.

 

В систематическом повышении нуждается уровень компетентности педагогов по вопросам теории и методики профессионального образования, внедрения инновационных подходов к подготовке специалистов, воспитания личности с учетом ее национальных и индивидуальных особенностей. С целью создания условий для формирования профессионально-педагогической компетентности педагогов профессиональных учебных заведений необходимо сформировать систему, обеспечивающую повышение педагогической, методической, психологической компетентности по формированию профессионально-культурной компетентности студентов и формирование у них способностей к самообучению, саморазвитию, проектированию собственной деятельности и её творческому исполнению, рефлексии своей профессиональной деятельности.

 

Инновационными формами и методами повышения квалификации педагогов в колледже является разработка собственных программных продуктов, школа передового педагогического опыта (педагогические мастерские), разработка учебников, учебно-методических пособий, профессиональные тренинги, создание банка педагогических идей.

 

Индивидуальная самостоятельная работа педагога, направлена па повышение профессионально-педагогического, методического и профессионально-культурного уровней. Во многом этому способствует повышение квалификации и участие педагогов в различных формах методической работы колледжа. Реальное повышение уровня квалификации педагогов, их методического мастерства, подтверждается ими при прове­дении учебных занятий и в ходе их аттестации на квалификационные категории.

 

Эффективной формой повышения профессионально-педагогической компетентности педагогов является организация научно исследовательской и экспериментальной деятельности.

 

Такого рода деятельность позволяет выработать и профессионально – педагогическую культуру педагогов, обеспечивающих формирование у будущих специалистов такого важного качества, как профессионально-культурная компетентность. Её составляющими элементами специалиста, являются:

 

1. Гуманистическая педагогическая позиция, способность педагога быть воспитателем студентов.Онаспособствует самодетерминации и самоактуализации личности студента в культуре и является основой и условием успешности его профессиональной самореализации.

 

2. Педагогическое мышление, знание основ возрастной психологии, закономерностей организации педагогического процесса. Показателями психолого-педагогической компетентности являются умения ставить и реализовать воспитательные задачи, проек­тировать формирующую образовательную среду, анализировать свой опыт, организовывать и простраивать культурное пространство и перспективы профессионального роста студентов, определять наиболее рациональные виды их деятельности, актуализировать профессиональные ценности.

 

3. Образованность в сфере преподаваемого предмета, владение педагогическими технологиями предполагает наличие у педагога академической подготовленности к конкретной преподаваемой дисциплине, широкую научную эрудицию в смежных науках, творческое осмысление современного состояния науки, техники и технологий. Владение современными педагогическими и информационными технологиями, способность в различных вариантах транслировать научные результаты практической деятельности. Показателем профессиональной компетентности является стремление к профессионально-педагогическому самовыражению, повышенная требовательность к своим знаниям и по­стоянное стремление их пополнять

 

4. Культура профессионального поведения, знание и успешное использование способов саморазвития и саморегуляции профессиональной деятельности. Показателем культуры профессионально-педагогического поведения педагога является готовность к общению на основе объективного восприятия человека, с которым должен быть установлен деловой контакт, устанавливать и поддерживать конструктивные отношения в профессиональном общении. Способность безоценочно воспринимать других людей, быть внимательным к их потребностям и желаниям.

 

5. Самоменеджмент педагога в условиях рынка, в педагогической деятельности личностные качества являются одновременно и профессиональными: ценностные основания собственной жизни и педагогической деятельности, способность транслировать себя как личность, успешную в профессиональном плане, выступающую образцом профессионального и личностного самоопределения студентов

 

6. Информационная культура педагога Новая общественная структура - информационное общество - характеризуется высоким уровнем информационных технологий, развитыми инфраструктурами, обеспечивающими производство информационных ресурсов и возможность доступа к информации, изменением сферы социальных структур, следствием которого оказывает­ся расширение сферы информационной деятельности. Качественно новая модель подготовки членов будущего информационного общества требует развитой способности к межкультурным и профессиональным ком­муникациям, гибкому изменению и пополнению профессиональных компетенций, развитого планетарного сознания педагога. Показателем информационной культуры педагога становится создание информационно-образовательной среды, обеспечивающей возможность прямых международных коммуникаций, интеграции России в мировую информационную систему, доступа к современным информационным супермагистралям, международным базам данных в области науки, образования, промышленности, культуры.

 

Итак, основным условием профессиональной подготовленности педагога к формированию профессионально-культурной компетентности студента является постоянное обогащение содержания профессиональной деятельности педагогов содержанием и технологиями формирования профессиональной культуры и общекультурной компетенции студентов. Творческий профессионально-педагогический уровень педагога, базирующийся на основе научного и отраслевого знания, умело реализуемый системой методов и технологий, обеспечивает высокий уровень сформированности профессионально-культурной компетентности будущего специалиста.

 

Список используемой литературы

1. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / Под ред. В.И.Байденко. М., 2006. – 210 с.

2. Зимняя И.А.Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А.Зимняя. - М., 2004. – 381 с.

3. Кухарев И.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 159. – (Мастерство учителя; идеи, советы, предложения). – 159 с.

4. Морева, Н.А.Технологии профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений ∕ Н.А.Морева. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский дом «Академия», 2008. – 432 с.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*