Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Правовая ситуация как средство развития познавательного интереса и формирования мотивации к изучению правовых дисциплин у студентов с ограниченными учебными возможностями

26.02.2014 444 1026
Ростовцева Галина Александровна
Ростовцева Галина Александровна, методист

Тульский колледж профессиональных технологий и сервиса

Мало кто сомневается в том, что дисциплину «право» необходимо изучать всем студентам, независимо от того, какую специальность или профессию они выбрали для себя. Всем им предстоит жить в обществе, строить отношения с людьми, опираясь на те правила, которые эти отношения регулируют. Нет, пожалуй, такого человека, который бы не вступал в трудовые, семейные или гражданско-правовые отношения. Знания, получаемые в процессе изучения правовых дисциплин,- надёжная защита человека от присутствующего, к сожалению, в нашей жизни правового беспредела.


Ни для кого не секрет, что сегодня в учреждениях СПО обучается немало студентов, имеющих пробелы в знаниях, образовавшиеся в силу различных жизненных обстоятельств: проблемы со здоровьем, семейные трудности, отсутствие мотивации к обучению. Как заставить учиться тех, кто не может и не хочет усваивать правовые знания? А делать это необходимо, поскольку среди таких студентов немало молодых людей из так называемой «группы риска», у которых уже сложилось определённое мировоззрение, что прав тот, кто сильнее, что все проблемы в обществе решаются посредством кулаков или иного насилия.


Уже на начальном этапе задача преподавателя, работающего с такими студентами,- заинтересовать, заставить думать, а уже затем искать пути решения.


Свой первый разговор с новой группой я начинаю с того, почему дисциплину право надо изучать. Как иллюстрацию привожу ситуацию из жизни. После вечеринки   Паша Л. и его друг Саша Ж. шли по улице, им встретилась знакомая девушка, которую не приглашали на  день рождения Паши, и спросила о том, как прошла вечеринка. Ребята ответили, что погуляли хорошо и выпили немного пива. На следующий день к Паше и Саше пришла инспектор по делам несовершеннолетних и составила протокол, заставив ребят подписать признание в распитии алкоголя под угрозой сообщить об этом в школу. Подростков оштрафовали, в школу сообщили. Можно ли было избежать таких неприятных последствий? Чего не знали Паша и Саша? Обычно аудитория демонстрирует заинтересованность. Многие, как выясняется, нередко оказывались в подобной ситуации. Вот тогда я рассказываю студентам о Конституции, ст.51, дающей право человеку не свидетельствовать против себя и своих близких,  ст.49, признающей  как истину невиновность человека в содеянном, пока не доказано обратное. Если бы мальчики знали, что, руководствуясь ст. 51, Конституции, они могут отказаться от дачи показаний против себя, а бремя доказательства их вины в таком случае ляжет на правоохранительные органы, что при отсутствии  данных медицинской экспертизы, протокола с места происшествия  и наличии очень сомнительного свидетеля является весьма проблематичным. Не зная о своих правах, испугавшись огласки или родительского гнева, мальчики подписали признание, что автоматически возложило на них вину. Чтобы не совершать ошибок, не нарушать законы, уметь защитить свои права, и необходимо изучать дисциплину право. Анализируя эту ситуацию, я всегда говорю о том, что ни в коем случае не оправдываю распитие алкоголя несовершеннолетними, однако работник правоохранительных органов всегда должен действовать в рамках закона и при любых своих действиях разъяснять гражданину ст.51.Конституции РФ.


По новым стандартам –ФГОС- половина аудиторных занятий по праву носят прикладной характер. Это очень правильно. Изучая таким образом гражданское право и гражданский процесс, студенты учатся составлять исковые заявления о возмещении имущественного вреда, договоры об оказании услуг. На уроках, посвящённых разделу «трудовое право», мы анализируем трудовые договоры, указываем на ошибки, допущенные при их заполнении, исправляем ошибки, составляем макет своего договора.


Но самым часто используемым видом практической деятельности на уроках права является такой вид работы, как решение правовых ситуаций.

Например, изучая тему «Права, свободы и обязанности человека и гражданина» в разделе «Конституционное право России», предлагаю ситуации.


1. Вы задержаны работниками оперативно-розыскной службы в связи с подозрением в совершении разбойного нападения и помещены в изолятор временного содержания на трое суток. Нарушены ли ваши права?


 2. Подозревая вас в краже мобильного телефона, родители вашего знакомого обыскали вас и содержимое вашей сумки. Какие права при этом нарушены?


3. В вашу квартиру, вопреки вашему желанию, ворвались лица, предъявившие документы сотрудников полиции. Без всяких объяснений они начали обыск. Правомерны ли их действия?


4. Вы из любопытства подслушиваете разговоры родителей по телефону и читаете предназначенные им письма. Является ли такое поведение только аморальным или носит противоправный характер?


Студенты понимают, что нарушение прав человека имеет место, за объяснением они непременно обращаются к тексту Конституции, так как я всегда требую называть ту правовую норму, на которую необходимо опираться при анализе правовой ситуации.


Не секрет, что студенты с ограниченными учебными возможностями обладают кратковременной памятью. Я практикую повторное обращение к уже известным, но получившим новое наполнение  в соответствии с изучаемой темой ситуациям . Например, после изучения темы «Правоохранительные органы» ситуация с неправомерным задержанием или проникновением в квартиру дополняется вопросом: В какие правоохранительные органы вы можете обратиться для обжалования неправомерных действий сотрудников правоохранительных органов? Так мы не только можем повторить уже хорошо изученное, но и усвоить новый материал.


Объяснение нового тоже можно начать с правовой ситуации, решить которую студенты смогут только изучив предложенную тему. Так, подводя разговор к теме «Нотариат», доселе неведомой не слишком любопытной аудитории, привожу ситуацию, в которой приведена очень жизненная история.

Б. взял в долг 2 миллиона рублей для развития своего бизнеса у К., оформив в установленном законом порядке договор займа. В соответствии с вышеуказанным договором, Б.надлежало выплатить К. в указанный срок всю сумму с процентами, а  в случае просрочки платежа, Б. должен выплачивать К. пени в сумме 2000 рублей за каждый день просрочки. В указанный срок Б. был готов рассчитаться с кредитором, однако К. не отвечал на телефонные звонки, отсутствовал по месту жительства и не изъявлял желания связаться с должником.

Как Б. защитить свои интересы?


Эта ситуация всегда вызывает бурную полемику в группе. Выясняется, что ничьи права здесь не нарушены, поэтому ни полиция, ни прокуратура, ни суд не помогут. А вот защитить законные интересы гражданина сможет именно нотариус. Далее разговор о назначении нотариата проходит среди заинтересованных лиц, что помогает успешному усвоению материала.

Изучение раздела «Уголовное право» предполагает использование правовых ситуаций на разных этапах урока. При изучении темы «Уголовная ответственность несовершеннолетних» во время опроса я предлагаю такие ситуации:

1. Тринадцатилетний Мохов, страдающий олигофренией в легкой степени, встретил семидесятилетнего Савина и, угрожая игрушечным пистолетом, потребовал у него деньги. Савин ответил, что у него денег с собой нет. Тогда Мохов обыскал Савина, и, не найдя у него денег, отпустил его, сказав: «Если не найдешь для меня 200 руб. и не принесешь их сюда, заказывай себе могилу». Подлежит ли Мохов уголовной ответственности?

2. Семнадцатилетние Дронов и Перов поместили в большую спортивную сумку одиннадцатилетнего Сухова, застегнули ее и сдали в камеру хранения железнодорожного вокзала. Ночью Сухов вылез из сумки, осмотрелся и обыскал содержимое ряда чемоданов и сумок. Изъятые им вещи и деньги положил на дно сумки, в которую под утро залез обратно. Утром Дронов и Перов забрали сумку с Суховым. Такой прием они повторяли несколько раз, пока Сухова не обнаружили в сумке работники вокзала. Таким способом подростки завладели деньгами и вещами на сумму более пятидесяти тысяч рублей. Кто из подельников и за что подлежит уголовной ответственности?


В конце изучения курса (а уголовное право является заключительным разделом, изучаемым студентами) студенты уже имеют навык работы с источниками права, поэтому без труда определяют нормы, требования которых нарушены указанными лицами. Но анализ ситуаций здесь предполагает и воспитательное значение. Дронов и Перов не только сами совершили преступление, но и вовлекли в преступную деятельность малолетнего Сухова, что также является преступлением. Каждый, кто осознаёт опасность совершаемого деяния, но не отказывается от его совершения, подлежит ответственности. В 11 лет Сухов - ещё не сложившаяся в нравственном отношении личность, на формировании которой огромное влияние оказывают окружающие. Образец поведения взрослых дети часто копируют. Закон не позволяет привлечь Сухова за кражи к уголовной ответственности, тем самым давая  последний шанс подростку и его родителям для того чтобы задуматься о том, что чужое брать нельзя, а друзей следует выбирать более осмотрительно.

Особенно интересны, как с правовой, так и с нравственной позиции ситуации, предлагаемые на уроке по теме «Обстоятельства, исключающие преступность деяния»


Пятнадцатилетние Шохин и Савельев надели черные маски и, желая над кем-нибудь подшутить, поздно вечером вышли на улицу. Увидев знакомого им Ковалева с девушкой, они приблизились к ним. Шохин сзади схватил за туловище Ковалева, а Савельев направил на него газовый пистолет и произнес: «Не трепыхайся, будет хуже». Ковалев вырвался и нанес удар ногой в живот Шохину и трижды Савельеву по голове. В результате последнему была причинена черепно-мозговая травма, от которой он, не приходя в сознание, скончался на следующий день. Ковалев и его спутница скрылись с места происшествия, однако в дальнейшем они были обнаружены и задержаны.

Подлежит ли  Ковалёв уголовной ответственности?


Много споров вызывает эта ситуация у студентов. Проанализировав все обстоятельства, они всё-таки приходят к выводу, что Ковалёв действовал в пределах необходимой обороны (ст.37 УК РФ), так как он не мог узнать нападавших и не предполагал, что выходка Шохина и Савельева- это всего лишь шутка. Вот если бы Ковалёв узнал нападавших и понял, что это подростки, которые не могут реально угрожать его жизни, но вёл бы себя так же, то он подлежал бы уголовной ответственности  по ст. 109 УК РФ (Непреднамеренное убийство). Здесь обязательно следует отметить то, что как бы ни сложилась ситуация, результат один и тот же! Оборвалась человеческая жизнь, которую, увы, не вернуть. И уже не важно, подлежит ли Ковалёв ответственности.


Приведу некоторые правовые ситуации, которые всегда анализирую со студентами на уроке или предлагаю в качестве домашнего задания.

1. Николай и Сергей, возвращаясь с работы, увидели лежащего на земле человека, который был сбит автомобилем. Из-за отсутствия средств связи они не смогли вызвать бригаду СМП. Чтобы отправить пострадавшего в больницу, они вскрыли стоявший вблизи автомобиль. Подлежат  ли Николай и Сергей уголовной ответственности по ст. 166(2) УК РФ?

2. Тимофеев услышал крики и плач неподалёку от своего дома. Убедившись в том, что в близлежащем сарае заперты люди, он сломал дверь и стену строения. Можно ли привлечь Тимофеева к уголовной ответственности по статье 167 УК РФ (Умышленное причинение вреда имуществу)

3.Повар Митрофанов возвращался в сельскую столовую, совершив на продовольственной базе необходимые закупки. Дорога шла через лес. На пути Митрофанова, везущего продукты на телеге, запряжённой лошадью, показались несколько волков.  Звери были голодные. Чтобы спасти свою жизнь и лошадь от нападения, Митрофанов выбросил волкам мясо. Можно ли считать действия Митрофанова в пределах крайней необходимости?

4. Миша играл в песочнице. Вдруг из соседнего двора прямо к ребёнку побежала собака бойцовой породы без намордника. Отец Миши ударом палки ранил животное. Хозяин пса решил взыскать с мужчины стоимость лечения собаки и моральный ущерб. Какое решение примет суд?


Сегодня много говорится и пишется об  инклюзивном образовании, предполагающем доступность образования для всех, в том числе и для тех, чьи учебные возможности ограничены. Активизация познавательной деятельности на уроках, формирование и развитие интереса помогут всем студентам включиться в учебный процесс.


Правовые ситуации, используемые на моих уроках, чаще всего взятые из жизни, во многом способствуют и нравственному формированию подростков, и повышению их правовой культуры, решению воспитательных целей занятия и социализации.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*