Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Рабочая тетрадь как средство оптимизации самостоятельной работы студентов по дисциплине "Родная литература"

06.06.2022 602 843
Вайс Янина Владимировна
Вайс Янина Владимировна, преподаватель

Омский техникум железнодорожного транспорта

В настоящее время в системе образования России, в том числе и в среднем профессиональном образовании, происходит множество перемен. Целевыми установками образовательной политики государства на современном этапе стало осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение качества образовательных услуг, рост профессиональной компетентности выпускаемых специалистов, а так же конкурентоспособности учебных заведений. Эффективное решение этих задач возможно только в учреждении, готовом работать в инновационном режиме, конкурентоспособном на рынке образовательных услуг.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) всех уровней образования в Российской Федерации указывают на необходимость создания условий обеспечения эффективной самостоятельной работы обучающихся, направленной на развитие творческого потенциала личности, формирование у обучающихся навыков самоорганизации, самообразования, обеспечивающих непрерывный личностный и профессиональный рост. Процесс формирования самостоятельности студентов на уроках по дисциплине «Родная литература» должен включать использование современных видов и форм самостоятельной работы, создающих условия для высокой активности и мотивации и социализации будущих специалистов.

Средством формирования самостоятельности студентов может стать рабочая тетрадь, как в электронном виде, так и на печатной основе. Рабочая содержит набор заданий для организации самостоятельной работы обучающихся, составленных в соответствии с действующей программой в рамках всего курса или какой-либо из его частей.

Однако, несмотря на активное применение рабочей тетради в практике обучения профессионального образования по родной литературе, особенности организации и практическое наполнение самостоятельной работы студентов с ее помощью не достаточно изучены и требуют более пристального внимания. В том числе становится актуальным вопрос разработки технологии авторского компонента рабочей тетради по родной литературе для организации самостоятельной работы её адресатов.

С начала ХХI века методика преподавания родной литературы обогатилась множеством эффективных технологий преподавания, новыми средствами презентации учебного материала. Рабочие тетради прочно вошли в общеобразовательную систему обучения и рассматриваются для многих предметов как обязательная составляющая учебно-методических комплексов (УМК) наряду с учебниками.

Понятие «рабочая тетрадь» не имеет однозначного определения в педагогической литературе. Исследователи рассматривают рабочую тетрадь как набор задач [2], дидактические материалы или дидактический комплекс [3], рабочая тетрадь выступает даже в качестве особого жанра учебной литературы [4]. Педагогический словарь предлагает следующее определение понятия рабочей тетради: «рабочая тетрадь – это материальный объект, искусственно созданный специально для учебных целей и вовлекаемый в воспитательно-образовательный процесс в качестве инструмента деятельности педагога и учащегося» [5].

Мы разделяем точку зрения О.Е. Данилова, который считает, что: «рабочая тетрадь по любому предмету представляет собой набор заданий по основным изучаемым темам и может служить развивающим средством обучения как на практических занятиях в классе, так и для самостоятельной работы учащихся» [1].

Аспекты, по которым характеризуют рабочие тетради, тоже несколько различаются. Некоторые исследователи характеризует тетрадь по её структуре [2; 6], большинство – по дидактическим возможностям рабочих тетрадей. Мы полагаем, что рабочая тетрадь представляет собой учебное издание, непосредственно связанное с остальными элементами УМК, позволяющее учащимся осваивать учебный материал через решение разнообразных учебных задач, организовать самостоятельную работу обучающихся.

Рабочие тетради позволяют учителю осуществлять индивидуальный подход к учащимся, помогают выяснить и оценить уровень их достижений в учебе. Стоит отметить, что индивидуализация, как отмечает И.Э. Унт, вовсе не предполагает обязательного учета индивидуальных особенностей каждого студента. Зато, по убеждению исследователя, достаточно ограничиться учетом общих особенностей групп учащихся на основе определенных признаков [6]. То есть на практике речь идет не об абсолютной, а относительной индивидуализации. Собственно, такой принцип индивидуализации положен в основу конструирования содержания рабочих тетрадей, в том числе и по родной литературе.

Остановимся более подробно на рабочей тетради для самостоятельной работы учащихся. Как отмечалось ранее, в процессе подготовки современных специалистов необходимо формировать потребность, умения и навыки самостоятельной работы. В качестве средства, обеспечивающего организацию самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся, предоставление ей содержательного обеспечения и методической поддержки, рассматривается рабочая тетрадь. Цель использования рабочих тетрадей для самостоятельной работы – предоставить обучающемуся возможность в индивидуальном темпе усвоить содержание учебной информации, сформировать практические умения при выполнении заданий и решения задач, провести самоконтроль.

При этом следует отметить, что рабочая тетрадь не может заменить учебник, даже когда содержит значительные теоретические сведения. Как утверждает Е.А. Привалова, учебники и тетради с печатной основой по своему функциональному назначению являются взаимодополняющими средствами обучения. Если учебник направлен на освещение учебного материала, то рабочая тетрадь – для его самостоятельной отработки. От учебников рабочие тетради отличаются отсутствием большого объема текстового материала, наличием значительного количества разнообразных и разноуровневых задач. Именно работа одновременно с учебником и тетрадью обеспечивает повышение эффективности обучения, усиливает воспитательную, развивающую, контрольную функции, оптимизирует самостоятельность студентов.

Корреляция учебного материала, предъявляемого в рабочей тетради, с возможностями и навыками самостоятельной работы обучающихся. Его содержание должно соответствовать рамкам программного учебного материала:

  1. Разумное сочетание самостоятельной работы, предлагаемой в рабочей тетради, с другими видами деятельности (беседа по вопросам изучаемой темы, работа с учебником и др.).
  2. Четко сформулированный и правильно организованный с методической точки зрения алгоритм работы, который предлагается в рабочей тетради (определение, цели, формулировка задач, список дополнительных и справочных источников и электронных образовательных ресурсов, ознакомление обучающихся с критериями оценки и методами контроля и самоконтроля).
  3. Включение в структуру рабочей тетради разноуровневых заданий, с учетом психологических особенностей и познавательной компетентности обучающихся.
  4. Организация систематической обратной связи обучающегося и преподавателя для обеспечения с одной стороны контроля преподавателем уровня сформированности знаний и умений обучающихся, своевременной корректировки учебной деятельности, с другой стороны – формирование контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся.

Вышеизложенное позволяет заключить, что одной из главных функций рабочей тетради является развитие учебной самостоятельности школьников с помощью заданий различного типа.

Преимуществом рабочей тетради является то, что время самостоятельной работы студент использует тот темп, который ему больше подходит. Он имеет возможность неоднократно возвращаться к рассмотрению непонятной информации, сложных вопросов, используя различные методы, средства и формы работы с материалом рабочей тетради по иностранному языку. Для того чтобы студент мог осознанно и самостоятельно выполнять задания, он должен знать основные теоретические положения изучаемой темы. При использовании рабочей тетради, учащийся обращается к информации, приведенной в учебнике. Если данной информации в учебнике нет, то она должна быть включена в соответствующий раздел рабочего тетради. Это позволит ученику чаще обращаться к теоретическим вопросам темы, что облегчит выполнение упражнений, а также будет способствовать лучшему усвоению учебного материала.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Рабочая тетрадь как средство оптимизации самостоятельной работы студентов по дисциплине "Родная литература"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*