Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическое пособие для самостоятельной работы студентов дисциплина «Психология» Тема «Общение с пациентом»

25.02.2014 6580 14781
Стерхова Наталья Анатольевна
Стерхова Наталья Анатольевна, преподаватель психологии высшей категории

Ангарский медицинский колледж

Аннотация методического пособия

Высокий уровень взаимоотношений медицинских работников в стационаре, высокая дисциплинированность, культура и качество обслуживания благоприятно влияют на лечебный процесс. В этих условиях больной начинает чувствовать, что он на пути к выздоровлению.

Средний медицинский работник, который постоянно находится среди больных, непосредственно общается с ними, должен всегда учитывать психические особенности, чувства, переживания пациентов и их психосоматическое состояние. Для лучшего понимания состояния больного и характера его переживаний медработнику необходимо знать социальное, семейное и должностное положение больного.

При беседе с больным нельзя забывать, что во время обследования больной сам исследует медицинского работника. Беседа с больным дает представление о его культурном уровне, интеллекте, образованности, личных особенностях. Эти знания помогают установить контакт и найти индивидуальный подход к больному.

При беседе больной нередко насторожен и тревожен, поэтому медработник должен контролировать свои высказывания. Медперсонал должен стремиться вселить в больного уверенность в благоприятный исход болезни, поднять настроение.

        

При изучении темы  «Общение с пациентом» студент должен:

- дать определение общению, описать его функции, виды, уровни;

- дать определение стратегии сотрудничества и барьеров общения;

- раскрыть эффекты общения.

        

Студент должен уметь:

- отличать уровни общения и барьеры общения медработника и пациента;

- определять этапы и эффекты общения медработника и пациента;

- использовать вербальные и невербальные средства общения;

- определять способность к самоуправлению в общении, уровень самоконтроля в общении, умение слушать.


При изучении учебного материала студент использует:

- методическое пособие для самостоятельной работы.

- конспект лекции.

- учебники: Дубровина И.В. «Психология», Островская И.В. «Психология», Чебуракова Т.А., «Медицинская психология».


 

Ход работы

1. Последовательно выполняются все этапы работы, согласно карты основ ориентировочных действий (карта ООД).

2. Заполняется дневник практических занятий.


Карта ООД для самостоятельной работы студентов

Тема: «Общение с пациентом»

Самостоятельная

работа

Оснащение

Содержание работы

Примечание

1

Психология общения медицинского работника и пациента

- методическое пособие

- лекционный материал

-учебник Чебуракова Т.А., «Медицинская психология» стр.20-23,43-44

Изучить:

- психологические явления происходящие во время общения

- средства вербального и невербального общения

- уровни общения

Приложение № 1

Выпишите характеристику психологических явлений, уровней и средств общения.

Выполните задание, ответы запишите в дневник. Проверьте себя по эталону.

2

Стратегии сотрудничества

- методическое пособие

- лекционный материал

 

Изучить:

- стратегии сотрудничества

- направления психокоррекционной работы

- ознакомьтесь с рекомендациями по психологической работе с пациентами.

 

Приложение № 2

Зарисуйте схему «Стратегия сотрудничества», запишите рекомендации по психологической работе с пациентами.

Выполните задание, ответы запишите в дневник. Проверьте себя по эталону.

3

Психология общения медицинских работников в сложных (конфликтных) ситуациях

- методическое пособие

- лекционный материал

Изучить:

- понятие и уровни конфликта

- конфликтогенные факторы (барьеры) общения

- профилактику конфликтов

Приложение № 3

Зарисуйте схемы: «Уровни конфликта», запишите характеристику каждого уровня; «Конфликтогенные факторы» и их характеристику; схему «Профилактика конфликта».

Выполните задание, ответы запишите в дневник. Проверьте себя по эталону.

4

Эффекты общения

- методическое пособие

- лекционный материал

 

Изучить эффекты общения:

- проективная идентификация

- трансфер (перенос)

- контртрансфер

 

Приложение № 4

Зарисуйте схему «Эффекты общения»,запишите характеристику каждого эффекта, запишите признаки положительного и отрицательного трансфера

Выполните задание для самоконтроля, ответы напишите в дневник. Проверьте себя по эталону.

 

5

Определение способности к самоуправлению и  самоконтролю в общении

- методическое пособие

 

Исследовать свои способности к самоуправлению и  самоконтролю в общении, умение слушать с помощью психологических методик.

Приложение № 5

Результаты самотестирования запишите в дневник, проведите их обработку, ознакомьтесь с интерпретацией. 

 

6

Тренинговые упражнения

- методическое пособие

 

Ознакомиться с психологическими методиками

Приложение № 6

 

 

Приложение № 1

Психология общения медицинского работника и пациента 

Выполните упражнения. Проверьте по эталону.


Упражнение «Определение психологических явлений, уровней и средств общения»

В данном упражнении перечислены основные психологические явления, уровни и средства общения, каждому психологическому утверждению соответствует определённое слово. Выберите последовательно все правильные ответы в схеме.  В результате выполнения задания получится кодовое слово.

 

Эталон ответа

Кодовое слово  ЭМПАТИЯ

Э - Средство вербального канала общения - Темп речи

М - Сторона общения, характеризующаяся организацией взаимодействия между людьми - Интерактивная

П - Средство невербального канала общения - Разговорная  дистанция

А - Психологическое явление, при котором характер отношений занятых в совместной работе людей определяется  их личностными качествами - Совместная работа

Т - Уровень общения, который по­зволяет решать любые проблемы, глубже понимать душевное состоя­ние партнера - Конвенциональный

И - Психологическое явление в общении, когда каждый готов принять другого,  как уни­кальную и автономную личность - Эмоциональное переживание

Я - Уровень общения, при котором общающиеся стремятся разрешить деловые вопросы, затра­гивающиеся интересы каждого из них, коллектива - Деловой

 

Приложение № 2

Стратегия сотрудничества

Выполните упражнения «Определение стратегии сотрудничества». Проверьте по эталону.

В данном упражнении установите соответствие

А.

 


 


Эталон ответа

А. I – 3,  4,  6,  7;     II – 1,  2,  5,  8

Б. I – 1,  3,  4,  6;    II – 2,  7,  5


Приложение № 3

Психология общения медицинского работника в сложных (конфликтных) ситуациях

Ситуационные задачи «Определите для каждой ситуации вид барьера общения». Проверьте по эталону.    

Задача № 1

В палату к пациенту вошла медсестра и с возмущением говорит пациенту, что он до сих пор не приготовился и не подошел на процедуру, которую ему назначил врач. Пациент, читая книгу и не поняв в чем его обвиняют, отказывается идти на процедуру.

Задача № 2

Старшая медсестра вызывает к себе в кабинет постовую медсестру и сообщает ей, что пациенты ее отделения не соблюдают распорядок лечебного отделения,  т.е.  после обеда многие пациенты во время послеобеденного «тихого сна»  ходят по коридору, сидят в холле на диване, выходят на балкон. В 22 часа не готовятся ко сну, а смотрят телевизор в палате. При этом постовая медсестра не соглашается с замечаниями старшей медсестры.

Задача № 3

В приемное отделение поступила девушка 27 лет с подозрением на О. аппендицит. Врач, осмотрев ее решает госпитализировать девушку в хирургическое отделение. Медсестра приемного отделения просит пациентку пройти в соседнюю комнату для санитарной обработки. В процессе раздевания в сан. комнату вошли санитарки и стали обсуждать планерку. Пациентка не стала дальше  раздеваться, высказав свое возмущение поведением санитарок, и отказалась от проведения манипуляции.

Эталон

Задача № 1  - Барьер – последовательность взаимодействий.

Задача № 2 - Барьер – правил общения

Задача № 3 - Барьер – репертуар действий


Приложение № 4



           

Ситуационные задачи «Определите для каждой ситуации вид эффекта общения». Проверьте по эталону.   

 Задача № 1

Пациент 45 лет находится в течении месяца на лечении в кардиологическом отделении. Он очень сомневается во всех процедурах, которые ему проводят по назначению врача, не верит в успех лечения. При проведении процедур спорит с медсестрой, на лице часто ухмылка, может не явиться на назначенные исследования. Медсестра попыталась побеседовать с пациентом, но он не слушает ее, грубит, прячет глаза. Медсестре удалось выяснить в ходе беседы, что пациент имеет негативный опыт общения с медперсоналом.

Задача № 2

В неврологическом отделении находится одинокая пациентка 75 лет, которая при беседе со знакомой рассказала, что постовая медсестра К. относится к ней не так, как к другим пациенткам. В палате часто присаживается к ней, рассказывает ей о своей дочки, оберегает ее от негативной информации, угощает ее собственной выпечкой.

Во время совместного чаепития медсестра К. рассказала, что 2 недели назад у нее умерла мама и она очень тяжело переживает потерю близкого человека, а в пациентки она видит черты своей мамы и ей после общения с ней легче смирится с утратой.

Задача № 3

В терапевтическом отделении на лечении находится женщина 50 лет. Женщина замужем, имеет двух дочерей, которые живут в другом городе и не имеют возможности часто навещать ее. Женщина очень чутко относится к своему здоровью, на процедуры приходит за 30-40 минут до назначенного срока, внимательно слушает и записывает все, что ей говорит медсестра. Делится с ней своими семейными проблемами. Ежедневно после процедур пытается отблагодарить ее небольшим подарком (шоколадкой, конфеткой).


Эталон

Задача № 1 - Эффект общения – отрицательный трансфер

Задача № 2 - Эффект общения – контртрансфер

Задача № 3 - Эффект общения – положительный трансфер

 

Приложение № 5

 

Исследовать свои способности к самоуправлению и  самоконтролю в общении, умение слушать с помощью психологических методик.

Результаты самотестирования запишите в дневник, проведите их обработку, ознакомьтесь с интерпретацией. 

 

Приложение № 6

Проведение элементов коммуникативного тренинга (взаимодействие медицинского персонала и пациентов).

 

Используемая литература:

1. Большая энциклопедия психологических тестов – М, Изд-во ЭКСМО, 2006.

2. Дубровина И.В. Психология – М, ИЦ «Академия», 2007.

3. Островская И.В. Психология – М: Гэотар-Медиа, 2008.

4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Под. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева – СПб: Питер, 2005, 713 стр.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*