Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

К вопросу повышения эффективности обучения курсантов в системе среднего специального образования

25.02.2014 207 624
Березенко Елена Руслановна
Березенко Елена Руслановна, преподаватель электромеханического цикла, кандидат технических наук

Ломоносовский морской колледж Военно-Морского Флота

Для улучшения подготовки судовых электриков в системе среднего специального образования применяются различные методы обучения. При выборе метода обучения необходимо проанализировать содержание учебного материала и использовать выбранные методы там, где наиболее действенно могут проявиться необходимые для дальнейшей работы возможности курсантов.

Игровые методы обучения используют как в качестве самостоятельных занятий, так и под руководством преподавателей.


Деловая игра является одним из основных методов обучения, которая используется для решения комплексных задач усвоения нового материала, развития творческих способностей и коммуникативных умений. Существуют различные модификации деловых игр: имитационных, операционных, ролевых и др. Имитационная игра являются одной из разновидностей деловой игры. Она отличается от деловой игры меньшим объемом и ограниченностью решаемых задач. Целью имитационных игр является предоставление возможности курсантам в творческой обстановке закрепить те или иные навыки, акцентировать внимание на каком-либо важном понятии, категории. На занятиях имитируется события, конкретная деятельность людей и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность. Сценарий имитационной игры содержит кроме сюжета события, содержание, описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов. При их применении имитируются как ситуации профессиональной деятельности, так и сама профессиональная деятельность.


В имитационных играх, проводимых с курсантами-электриками, имитируется наличие неисправности на специальном тренажере и обыгрываются события, которые может повлечь эта неисправность. Анализируя обстановку, возникающую при данном событии, курсант приобретает навыки необходимые электромеханику ВМФ: быстрый анализ сложившейся ситуации, принятие решений по возникшей проблеме и применение эффективных методов ее устранения.


Особую роль в подготовке электромеханика играют межпредметные связи. На начальном этапе необходимо знание школьной программы по физике. Дальнейшие базовые знания в колледже дает предмет электротехника.

На этапе поиска неисправности курсанту необходимо владеть знаниями электротехники, на этапе поиска неисправности необходимо провести анализ неисправности и определить ее класс. Эти навыки курсант приобретает во время прохождения практики по получению первичных профессиональных навыков. Далее, когда сформирована полная картина, курсант должен применить знания и умения, полученные при изучении учебных дисциплин: судовые электрические приводы, судовые электроэнергетические системы, судовые электрические машины и электроника и автоматика, провести анализ полученной неисправности. На последнем этапе курсант должен принять оптимальное решение по устранению неисправности и устранить ее.

Для разработки рекомендаций по повышению эффективности работы курсантов в сложной обстановке необходимо изучение трех моделей: практической модели работы курсантов, аналитической, построенной на базе системы массового обслуживания и имитационной, разработанной модели в пакете имитационного моделирования.

Практическая модель построения имитационной игры дает возможность изучения и анализа полученных результатов для дальнейшего использования.

 

Сценарий имитационной игры на тему:

«Схема управления электроприводом»

 

Основной задачей электромеханика является быстрое нахождение неисправности, анализ сложившейся ситуации и возможных последствий данной неисправности, быстрое принятие решений в выборе метода ее устранения. 

 

Участники имитационной игры

 Курсанты 3 курса. Каждая команда состоит из 2 игроков решающих задачу действующей схемы с последующей проверкой ее на тренажере.

 

Рекомендации командам

В процессе подготовки к имитационной игре командам следует ознакомиться с теоретической базой данной темы, конкретной работой выбранного устройства, чтобы обладать широким кругом информации, которая может пригодиться для аргументирования собственной позиции и работой тренажера ТНП 87 «Схема управления электроприводом с помощью магнитного контроллера типа ЛТ»

На наборном поле данного тренажера собирается схема управления подъемом и спуском груза. Рассматривается работа схемы на 3 скорости подъема и 3 скорости опускание груза.

 

Цели команд:

1. Сборка действующей схемы на наборном поле и проверка ее работы;

2. Анализ возникших неисправностей и их возможных последствий;

3. Передача неправильно собранного наборного поля другой группе.

4. Устранение существующей неисправности.

 

Задачи команд:

1. Собрать действующую схему на наборном поле.

2. Кратко проанализировать возникшие ошибки и возможные ситуации, к возникновению которых они ведут.

3. Передача неверно собранного наборного поля другой группе. Этой группе принять решение по устранению этой неисправности и устранить ее.

 

Ход игры

Время игры – 2 часа.

1. В начале урока объявляется тема урока (практического занятия), цель урока (игры), проводится инструктаж по технике безопасности и правила работы на тренажере. Объясняется цель игры.

2. Задачей урока является: умение приложить теоретические знания к решению практических задач; выбирать рациональные способы выполнения работы, владение способами контроля и взаимоконтроля, само и взаимооценки, умение коллективно работать.

 

Этап 1. Представление Команд-участниц

Каждая Команда отвечает на теоретические вопросы по заданной теме.

Другие команды-участницы заслушивают ответы и готовят вопросы  выступающим.

Расчетное время 1 этапа: 15 мин.


Этап 2. Рабочий этап

На данном этапе все команды получают свое наборное поле и собирают схему. Расчетное время 2 этапа: 30 мин.

Перерыв: 5 минут.

 

Этап 3. Этап проверки действия схемы

Каждое наборное поле проверяется на тренажере. О правильности собрания тренажера загораются лампочки всех 3-х вариантах спуска и подъема. Если какая-то цепь собрана неверно- то лампочки этой цепи не горят.

Команда, собравшая правильно наборное поле становится победителем.

Расчетное время 3 этапа: 10 мин.


Этап 4. Обмен наборными полями, собранными с ошибкой.

Команды, собравшие наборное поле с ошибкой, меняются наборными полями. Перед ними ставится задача: за короткое время исправить ошибку и проверить наборное поле на тренажере.

Команды, которые быстрее других исправили ошибку на наборном поле, получают соответственно второе и третье место.

Расчетное время 4 этапа: 25 мин.


Этап 5. Объявление результатов

1. Объявление достигнутых результатов;

2. Заключительные выступления представителей команд (их оценка игры);

3. Заключительное слово преподавателя о ходе игры, её достоинствах и недостатках, рекомендации игрокам, награждение команд.

 

Расчётное время: 10 минут.

 

Практическая модель дает возможность анализа принятия решений курсантами по устранению ошибок работы схемы в условиях, приближенных к реальным (в данном случае фактор психологического напряжения при соревновании условно приравнивается фактору стресса, возникающему при появлении неисправности и необходимости быстрого ее исправлению).


При статистических исследованиях, исследовании имитационной модели и работы курсантов на тренажере позволяют провести оценку эффективности подготовки электромехаников и выработать рекомендации по улучшению их подготовки к профессиональной деятельности.


При имитационном моделировании на ПЭВМ имитируется работа электромеханика, строится модель по определенной программе деятельность человека. Имитация может носить детерминированный или статистический характер. В первом случае по результатам эксперимента или путем рассуждений строится гипотетическая модель, описывающая поведение человека, например, с помощью системы дифференциальных уравнений.


Используя ПЭВМ, можно проверить гипотезу, откорректировать ее и рассмотреть поведение объекта в различных, в том числе и экстремальных, условиях. Статистическая имитация основана на розыгрыше воздействий случайных факторов на поведение курсанта-электрика непосредственно в ходе моделирования. При этом каждая реализация моделируемого процесса носит случайный характер.






Оценка дисперсии=0,0327.

 

Оценка математического ожидания .

 

Выводы: Сравнение результатов, полученных при аналитических исследованиях,  исследовании имитационной модели и работы курсантов на тренажере позволяют провести оценку эффективности подготовки электромехаников и выработать рекомендации по улучшению их подготовки к профессиональной деятельности.

 

Литература:

  1. Рабочая программа по разделу СЭП МДК 01.01. Эксплуатация и ремонт судовых электрических машин, электроэнергетических систем и электроприводов, электрических систем автоматики и контроля Федеральное Государственное казенное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ломоносовский морской колледж Военно-Морского Флота» министерства обороны российской федерации.
  2. Семушина Л.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных заведениях: Учеб.-метод. пособие. – М.: Высш. шк., 1990. – 192 с.
  3. В.Лавренев, Н.Лавренева, Н.Неудахина Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов (часть 2).Интернет.
  4. Саатти Т.Л. Элементы теории массового обслуживания и её приложения М., Советское радио, 1965г.
  5. Кельтон В., Лоу А. Имитационное моделирование 3-е изд. — СПб.; Питер: Киев: Издательская группа BHV, 2004, — 847 с..



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*