Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование технологии интегрированного обучения на занятиях по ОП. 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, как средство формирования профессиональных компетенций

17.05.2022 358 547
Чернышова Светлана Васильевна
Чернышова Светлана Васильевна, преподаватель

Нижегородский медицинский колледж

Изменения во всех сферах человеческой деятельности, вызванные процессами глобализации,  предъявляют особые требования к профессиональному образованию. Система среднего профессионального образования должна отвечать новым требованиям общества, соответствовать постоянно меняющимся жизненным вызовам.

В «Стратегии развития здравоохранения Российской Федерации до 2025 года», утвержденной Указом Президента РФ от 06.06.2019г. №254, сказано, что «совершенствование системы медицинского образования и кадрового обеспечения является одним из приоритетных направлений развития российского здравоохранения» [1]. Осуществление поставленных задач возможно за счет постоянного повышения профессионального уровня, разработки стандартов подготовки кадров в системе здравоохранения и реализация образовательных программ.

Модернизация профессионального образования предполагает перенесение акцентов с простого усвоения знаний на формирование определенных компетенций (общих – ОК и профессиональных – ПК) и практическое применение результатов образования.

Это влечет за собой необходимость применения инновационных форм, методов, технологий обучения, которые способствуют развитию интеллектуальных, лингвистических, коммуникативных и творческих способностей обучающихся, активизируют их учебно-познавательную деятельность, продуктивное творчество, различные типы мышления. Одной из таких инновационных технологий является технология интегрированного обучения.

Термин «интеграция» имеет латинское происхождение (прилагательное intĕger, gra, grum – цельный, невредимый; глагол integrāre – восполнять, восстанавливать) и означает «объединение в целое каких-н. частей или элементов в процессе развития (науч.)»[2].

Именно интегративный подход может решать задачу целостной подготовки будущих специалистов благодаря не только интегрированию дисциплин, но и слиянию методов, форм и организации учебного процесса. Как справедливо отмечает В.Ф. Тенищева, «интеграция обеспечивает движение педагогической системы к её большей целостности и, как результат, приводит к повышению уровня образовательного процесса, что выражается в формировании необходимых компетенций обучающихся» [3].

Традиционно главным вопросом интеграции являлось нахождение взаимосвязи между научными процессами и их практическим применением.

На сегодняшний день относительно содержания учебного материала в дидактике выделяют три основных уровня интеграции: внутрипредметный, межпредметный и транспредметный.

Внутрипредметная интеграция делится в свою очередь на вертикальную и горизонтальную. Вертикальное интегрирование обозначает спиральную структуру на основе принципа концентричности, в которой содержание постепенно обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями. Содержание горизонтальной интеграции построено путем укрупнения темы, объединяющей группу родственных понятий, информация постигается путем перехода от одного элемента к другому. Примером данного уровня интеграции является систематизирование знаний внутри каждой темы и внутри дисциплины в целом: содержание постепенно обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями. Для создания внутрипредметных связей на уроке можно использовать следующие приёмы и способы: объяснение нового материала с опорой на ранее изученный материал; использование специальных заданий для предварительного повторения. Ещё одним примером реализации внутрипредметной интеграции при изучении латинского языка являются обобщающие занятия по таким темам как «Фонетика» и «Рецептура».   

Межпредметная интеграция объединяет знания разных наук для раскрытия того или иного вопроса. Это синтез двух и более дисциплин. За содержательную единицу обучения берется тема, которая связана с темами других учебных дисциплин. Например, изучая тему «Химическая номенклатура», при построении латинских названий химических веществ используются знания химической номенклатуры и классификации химических соединений, полученные студентами на уроках неорганической и органической химии. А уже имеющиеся у студентов знания по анатомии и физиологии, а также их интеллектуальный кругозор облегчают изучение такой сложной и многообразной темы как «Терминоэлементы в медицинской и фармацевтической терминологии». Межпредметные связи помогают обучающимся переносить знания, навыки и умения, полученные на других предметах, на латинский язык и наоборот. Таким образом, межпредметная интеграция позволяет перейти от изолированного рассмотрения различных явлений к их взаимному изучению, изменяет уровень интеллектуальной деятельности и дает возможность показать мир во всем его многообразии.

Транспредметная интеграция представляет собой синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования [4]. Это высший уровень интеграции содержания, в котором происходит объединение в единое целое содержания образовательных областей начального обучения, организованное по второму уровню интеграции, с содержанием дополнительного образования. Предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных основных и дополнительных дисциплинах. Также в процесс познания включаются все анализаторы (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, тактильно-двигательные), что обеспечивает прочность образования условных связей в познании окружающей действительности. Примерами проявления транспредметной интеграции является организация и проведение итогового занятия в курсе  изучения «Основ латинского языка с медицинской терминологией» в виде урока-конкурса, который содержит много творческих заданий. Это и работа с одарёнными обучающимися при подготовке к олимпиадам, проводимым в рамках ежегодного плана Совета директоров СМФОО ПФО. Это и исследовательская деятельность обучающихся в рамках кружковой работы. Лучшие проекты участвуют в ежегодно проводимой в колледже научно-практической конференции «К новым горизонтам науки».

Таким образом, технология интегрированного обучения представляет собой тип развивающего, личностно-ориентированного образовательного процесса, в котором сочетаются репродуктивные и исследовательские методы обучения, традиционные средства обучения и компьютерно-обучающие системы, аудиторные занятия и самостоятельная поисковая деятельность обучающихся. Она позволяет сочетать различные психолого-педагогические концепции, интегрировать различные методы и средства обучения, организовывать эффективную самостоятельную работу обучающихся на основе мультимедийных электронных и других средств обучения.

Технология интегрированного обучения, направленная на воспитание и развитие личности обучающихся, на формирование профессиональной и гуманитарной компетентности будущих специалистов, предъявляет новые требования и к преподавателям. Если раньше преподаватель выступал в роли передатчика учебной информации и контролера её усвоения студентами, то теперь он – проектировщик технологии обучения, призванный разрабатывать и определять цели, содержание, методы, средства и формы организации образовательного процесса. Преподаватель как организатор учебно-познавательной деятельности обучающихся выполняет функции её планирования, мотивации, организации и контроля.

Исходя из того, что технология интегрированного обучения является одной из перспективных тенденций современного образования, необходимо внедрять в учебную деятельность систему интегрированных уроков, шире использовать методы транспредметной интеграции.

Реализация интегрированного подхода способствует всестороннему развитию творческого потенциала обучающихся и создает условия при которых повышение интереса к изучению латинского языка ведёт к возрастанию интереса к будущей профессии.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Использование технологии интегрированного обучения на занятиях по ОП. 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, как средство формирования профессиональных компетенций




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*