Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности личности спортсменок-волейболисток

25.02.2014 1890 3709
Щедрин Сергей Васильевич
Щедрин Сергей Васильевич, методист, к.п.н.

Щедрин Дмитрий Сергеевич
Щедрин Дмитрий Сергеевич, преподаватель

Едренкина Светлана Вячеславовна
Едренкина Светлана Вячеславовна, инструктор-методист

Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва

В последнее время рядом отечественных ученых: А.С. Дамадаевой [3,4], Ю.Ю. Палайма [7], О.В. Федоровой [9], Г.Б. Шустиковым [10] и др. проведены исследования личностных качеств спортсменов в разных видах спорта, однако публикаций результатов исследований по выявлению личностных качеств спортсменов-волейболистов авторами настоящей статьи не обнаружено. Исследование индивидуально-психологических особенностей спортсменов-волейболистов (женщины) проведено в декабре 2012 г. – мае 2013 г. на базе волейбольной команды суперлиги «Протон» г. Балаково Саратовской области. В исследовании приняло участие 10 спортсменок молодежной команды. Теоретическую базу исследования составили работы А.В. Беляева [1], В. Гошека  [2], Ф.В. Кондратьева [5], В.М. Мельникова [6], Ю.И. Силакова [8] и др. Для изучения типологических особенностей личности спортсменов использовалась методика 14F. Выявление отличий в личностных качествах спортсменок-волейболисток проводилось посредством установления корреляционной связи полученных данных со среднестатистическими показателями для девушек этого возраста. При данной выборке (10 респондентов) значимыми считаются корреляции, численное значение которых превышает 0,65.

 

1. Мотивации спортсменок

 

 В своем поведении (спортивной деятельности) спортсменки-волейболистки демонстрируют большую значимость (важность), по сравнению с девушками этого возраста, следующих мотивов: потребность в уважении, материальный мотив, отношения с руководителем (тренером). Наименее значимыми для спортсменок-волейболисток являются следующие мотивы: отношение к выполнению долга, семье, стремление к достижениям (успеху), престиж (см. табл. 1).

 

Таблица 1. Видимые мотивации спортсменок


 

Среди истинных мотивов, определяющих поведение (деятельность) спортсменок-волейболисток значимыми, по сравнению с девушками этого возраста, являются следующие мотивы: личный интерес к событиям, материальный мотив, стремление к развлечениям, отношения с руководителем (тренером), стремление к достижениям (успеху). Наименее значимыми для спортсменок-волейболисток являются следующие мотивы: отношение к выполнению долга, безопасность, потребность в уважении, стремление к комфорту, отношение к команде (коллективу), статус (см. табл. 2).

 

Таблица 2. Скрытые мотивации спортсменок


 

Среди дополнительных мотивов менее значимыми для спортсменок-волейболисток, по сравнению с девушками этого возраста, являются ценность порядка и социогенные потребности (см. табл. 3).

 

Таблица 3. Дополнительные мотивации спортсменок


 

Интересными представляются результаты анализа противоречий у спортсменок-волейболисток между заявляемыми (видимыми) и скрытыми (истинными) мотивами. Так потребность в уважении, демонстрируемая спортсменками, на самом деле оказывается для них незначимой. Напротив, значимое для спортсменок стремление к достижениям они стараются скрыть. Аналогичная ситуация складывается с таким мотивом, определяющим поведение (деятельность) спортсменок-волейболисток, как личный интерес к событиям. С меньшей определенностью можно сказать то же самое о таких мотивах, как стремление к развлечениям, безопасность, стремление к комфорту, отношение к команде (коллективу), возможность роста статуса, значимость семьи.


Отсутствуют противоречия в значимости материального мотива, отношений с руководителем (тренером),отношения к выполнению долга.


Полученные результаты по мотивационной сфере спортсменок, относящиеся к их спортивной деятельности, на наш взгляд, можно объяснить следующим:

- очевидна значимость материального мотива, а также мотива отношений с тренером, т.к. от тренера зависит место в составе, условия контракта (материальный мотив), перспективы и, в значительной степени, будущие успехи спортсменки;

- противоречия между такими заявляемыми и скрытыми мотивами как стремление к достижениям, возможность роста статуса, отношение к команде (коллективу) объясняется тем, что каждая из спортсменок мечтает о хорошей карьере профессионального игрока, но личные перспективы зависят от успеха команды. Проявление этих мотивов спортсменками в спортивной деятельности негативно сказывается на результатах игр, психологическом климате в команде;

- в профессиональной спортивной деятельности не принято демонстрировать свою привязанность к семье (мама-папа). Кроме этого возраст респонденток, их нацеленность на результативность  спортивной деятельности отодвигают вопросы создания своей семьи на второй план. Тем не менее, жизнь есть жизнь и если потребность в семье демонстрируется как малозначимая, то реально эта потребность существует;

- спортсменки не стремятся к комфорту и объяснение этого лежит, на наш взгляд, в том, что после тренировок и игр спортсменам надо, прежде всего, поспать, поесть, отдохнуть-восстановиться и здесь уже не до комфорта. Понятно, что в поведении это не демонстрируется;

- стремление к развлечениям, естественное для возраста спортсменок, они скрывают из-за строгого спортивного режима и спортивной этики.

 

2. Деятельностно-психологические характеристики спортсменок

 

По сравнению с девушками этого возраста, у спортсменок-волейболисток можно выделить такие личностные качества, проявляющиеся в их деятельности, как отсутствие педантизма, ориентация на результат (противоположность – ориентация на избегание неудач), ориентация на алгоритмы действий (стремление действовать по заранее намеченной программе), недостаточный самоконтроль, обращенность в настоящее, выносливость (см. табл. 4).

 

Таблица 4. Деятельностно-психологические характеристики спортсменок


 

Высокий  уровень выносливости  позволяет спортсменкам справляться с большим объемом тренировочной и соревновательной работы. Тактические действия волейболисток при организации приёма подач мяча ориентируют на определённый алгоритм действий, который выбирается  в зависимости от скорости, высоты полёта, вращения и предполагаемого места приземления мяча. Недостаточный самоконтроль как и отсутствие у спортсменок педантизма можно объяснить особенностями волейбола, импульсивностью(взрывной  характер, подвижность нервных процессов) действий волейболисток, развитыми воображением и креативностью, что позволяет им быстро реагировать на действия противника и находить эффективные решения.

 

3. Социально-психологические характеристики, способности спортсменок

 

По сравнению с девушками этого возраста, у спортсменок-волейболисток более развиты такие личностные качества, определяющие их отношения с социумом, как своенравность (противоположное качество – подчиняемость), нормативность (как склонность соблюдать правила), внешняя референция (склонность объяснять события внешними факторами), коллективизм, уступчивость, подозрительность, коммуникабельность. У спортсменок-волейболисток менее развиты такие личностные качества, как дипломатичность (тактичность), стремление к доминированию. Спортсменки-волейболистки отличаются от девушек своего возраста более развитым воображением, способностью творчески мыслить (см. табл. 5,6).

 

Таблица 5. Социально-психологические характеристики спортсменок


 

Таблица 6. Способности спортсменок


 

Подчинённость и своенравность как противоположные характеристики, говорят, скорее  всего, о разных ситуациях при контакте с тренером и подругами по команде: где-то подчинится, а где-то нет. Недостаточно развитая  внутренняя референция свидетельствует о подчинении индивидуальности командным интересам. Подозрительность можно объяснить жёсткой конкуренцией за место в составе. Из способностей выделяется воображение/креативность, что объясняется тем, что необходимо продумывать предматчевую стратегию, принимать быстрые решения по ходу игры, менять тактику в зависимости от действий соперника, находить решения в «безвыходных»  ситуациях.

 

4. Особенности эмоциональной сферы спортсменок

 

По сравнению с девушками этого возраста, спортсменки-волейболистки характеризуются следующими особенностями эмоциональной сферы: развитыми интересами, скепсисом, нестабильностью эмоций, тревожностью, пессимизмом (см. табл. 7).


Таблица 7. Эмоциональная сфера спортсменок


 

По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

1. Среди истинных мотивов, определяющих поведение (деятельность) спортсменок-волейболисток значимыми, по сравнению с девушками этого возраста, являются следующие мотивы: личный интерес к событиям, материальный мотив, стремление к развлечениям, отношения с руководителем (тренером), стремление к достижениям (успеху). Наименее значимыми для спортсменок-волейболисток являются следующие мотивы: отношение к выполнению долга, безопасность, потребность в уважении, стремление к комфорту, отношение к команде (коллективу), статус.

2. В своем поведении (спортивной деятельности) спортсменки-волейболистки демонстрируют большую значимость (важность), по сравнению с девушками этого возраста, следующих мотивов: потребность в уважении, материальный мотив, отношения с руководителем (тренером). Наименее значимыми для спортсменок-волейболисток являются следующие мотивы: отношение к выполнению долга, семье, стремление к достижениям (успеху), престиж.

3. Анализ противоречий у спортсменок-волейболисток между заявляемыми (видимыми) и скрытыми (истинными) мотивами выявил следующее:

- потребность в уважении, демонстрируемая спортсменками, на самом деле оказывается для них незначимой;

- значимое для спортсменок стремление к достижениям они стараются скрыть. Аналогичная ситуация складывается с таким мотивом, определяющим поведение (деятельность) спортсменок-волейболисток, как личный интерес к событиям. С меньшей определенностью можно сказать то же самое о таких мотивах, как стремление к развлечениям, безопасность,  стремление к комфорту, отношение к команде (коллективу), возможность роста статуса, значимость семьи.

4. По сравнению с девушками этого возраста, у спортсменок-волейболисток можно выделить такие личностные качества, проявляющиеся в их деятельности, как отсутствие педантизма, ориентация на результат, ориентация на алгоритмы действий, недостаточный самоконтроль, обращенность в настоящее, выносливость.

5. По сравнению с девушками этого возраста, у спортсменок-волейболисток более развиты такие личностные качества, определяющие их отношения с социумом, как своенравность (противоположное качество – подчиняемость), нормативность (склонность соблюдать правила), внешняя референция (склонность объяснять события внешними факторами), коллективизм, уступчивость, подозрительность, коммуникабельность; менее развиты такие личностные качества, как дипломатичность (тактичность), стремление к доминированию(доминирование – главенствующее положение над другими субъектами и предметами).

6. Спортсменки-волейболистки отличаются от девушек своего возраста более развитым воображением, способностью творчески мыслить.

7. По сравнению с девушками этого возраста, спортсменки-волейболистки характеризуются нестабильностью эмоций и тревожностью.

 

Список используемой литературы

1. Беляев А.В. Волейбол: учебник для высших учебных заведений физической культуры / А.В. Беляев, М.В. Савин. - М.: Физкультура, образование, наука, 2000. - 368 с. 

2. Гошек В. Успех как мотивационный фактор спортивной деятельности / В. Гошек, М. Ванек, Б. Свобода // Психология и современный спорт: сб. науч. работ. - М.: Физкультура и спорт, 1973. - С. 100-121.

3. Дамадаева А.С. Гендерные аспекты спортивной мотивации / А.С. Дамадаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2012. – № 2 (70). – С. 58-63.

4. Дамадаева, А.С. Специфика гендерной дифференциации личности в спорте / А.С. Дамадаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2010. – № 10 (68). – С. 35-39.

5. Кондратьев Ф.В. Психогигиенический аспект исследования личности спортсмена / Ф.В. Кондратьев // Проблемы психологии спорта. - М.: ВНИИФК, 1971. - С. 55-65.

6. Мельников В.М. Введение в экспериментальную психологию личности: учебное пособие / В.М. Мельников,Л.Т. Ямпольский. – М.: Просвещение, 1985г. – 319 с.

7. Палайма Ю.Ю. Мотивы спортивной деятельности / Ю.Ю. Палайма. – М: Физкультура и спорт, 1987г. – 140 с.

8. Силаков Ю.И. Волейбол / Ю.И Силаков. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 501с.

9. Федорова О.В. Изучение типологических особенностей спортсменов разной специализации / О.В. Федорова, Е.Н. Фоминова, А.А. Козак // Физическое воспитание студентов. - 2010. - № 2. - С. 116-118.

10. Шустиков Г.Б. Влияние спортивной деятельности на формирование личностных качеств занимающихся / Г.Б. Шустиков, В.В. Фудимов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1 (83). - C. 163-167.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*