Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в ГОАПОУ "Липецкий металлургический колледж" в условиях реализации ФГОС

28.04.2022 269 412
Истомина Анжелика Вячеславовна
Истомина Анжелика Вячеславовна, преподаватель

Липецкий металлургический колледж

Современный мир меняется очень быстро, от современных выпускников колледжей требуется обладание не только новыми компетенциями, но и умение взаимодействовать в команде, стремление к саморазвитию, постоянному самообразованию. С учетом этих требований содержание образования также меняется: внедряются новые планы, программы, учебники, но при этом  сохраняется классно-урочная система. Важным становиться то, что обучение должно содействовать комплексному развитию личности: нужно включить каждого студента в активную работу на занятиях, научить его совместно решать задачи, искать их решение.

Совместная деятельность на занятиях способствует формированию личности, учит планировать, распределять обязанности, учит общению, создает благоприятные условия для включения в деятельность каждого студента. Важнейшей задачей преподавателей становится организация сотрудничества между студентами во всех сферах студенческой жизни, и особенно в учебной сфере, которая считается монополией у родителей. Что бы достичь студенту тех компетенций и личностного роста, которые заложены во ФГОС, разработана система взаимного обучения студентов, которым с нового учебного года как преподаватель реализую на занятиях Истории и правового обучения профессиональной деятельности.

Вопрос взаимного обучения рассматривался в педагогике давно, еще со времен Древней Спарты, где прошедшие обучение отроки должны были посвятить два года обучению младших, которые в их лице приобретали не только наставника, но и поддержку старшего товарища, защиту [1].

Я.А. Коменский в своем труде «Великая дидактика» обращал внимание на то, что «все, что усвоено, в свою очередь должно быть передаваемо другим и для других. Как можно больше спрашивать, спрошенное - усваивать, тому, что усвоил, - обучать. Эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя». В своей работе он начал внедрять практику деления группы учащихся на десятки, во главе каждого десятка наблюдающих, над ними также других наблюдающих, вплоть до самого старшего [3].

Д.Джонсон и Р.Джонсон разработали метод обучения  и сотрудничества в малых группах «Учимся вместе» и  описали достоинства данной формы работы: взаимозависимость всех работающих в группе; личная ответственность каждого работающего в группе не только за свои успехи, но и за успехи товарищей; совместная учебно-познавательная, творческая и иные виды деятельности учащихся в группе; социализация детей при работе в группе; развитие навыков оценки и самооценки [3].

Аналогичная система взаимного обучения, которая позже получила название Белл-Ланкастерской системы, возникла в 1791 году в Британии. Данную систему разработали Эндрю Белл и Джозеф Ланкастер, причем независимо друг от друга. Данная система подразумевала под собой такую форму учебной работы, при которой старшие и более знающие ученики обучали учеников младшего возраста [3].

При таком способе организации учебной деятельности сначала преподаватель занимался со студентами успевающими, которые, получив определенные знания, начинают помогать в обучении студентам, либо слишком занятым по изучению дисциплин непосредственно по своей специальности, либо уже осуществляющих свою трудовую деятельность, совмещая ее с обучением по очной форме, непосредственно под руководством преподавателя. Такие студент, которые отлично усваивают материал по дисциплине называются мониторами.

Преимуществами данной системы обучения проявили себя сразу:

- объяснение студентам, часто отсутствующим на истории или ПОПД материала давалось на доступном им уровне, так «учителя»- мониторы были успешно подготовленные.

- мониторы стремятся к самообразованию.

Но есть и недостатки, которые проявились в том, что у мониторов есть  отсутствие необходимых педагогических знаний и умений.

Несмотря на то, что данную систему использовали в обучении в ряде стран (Великобритания, Франция, Россия, США и т.д.), широкого распространения как основная форма учебной работы она не получила, в виду того, что не обеспечивала надлежащего обучения [6].

На основании всего вышесказанного можно вывести общие заключения:

- очень многие задачи обучения и воспитания лучше решаются в том случае, если преподаватель учитель имеет дело не с отдельным студентом, а со студенческим сообществом;

- студенту для полноценного обучения и развития необходимо общение и совместная деятельность (в том числе и учебная) не только со взрослыми, но и со сверстниками;

- организовывать сотрудничество между студентами необходимо во всех сферах деятельности колледжа, в том числе и в учебной сфере.

Взаимное обучение - это форма организации учебной деятельности, в соответствии с которой студенты, наиболее успешно овладевшие учебной программой, занимаются со своими одноклассниками под руководством педагога.

Технология взаимного обучения основывается на принципиально иной стратегии, нежели традиционное обучение. Взаимное обучение базируется на трех  основополагающих принципах:

1) Приведение в соответствие образного и логического мышления обучающихся в познавательной деятельности путем реализации принципа одновременности их функционирования.

2) Признание равноправными компонентами содержания личностный опыт учащегося и предметную представленность, а условием их равнозначного существования считать организованное взаимодействие.

3) Замещение традиционного последовательно-параллельного способа развертывания содержания на информационно емкий, оптимальный, другими словами, параллельно-взаимный [5].

Сущность системы взаимного обучения состоит в том, что успешно освоившие материал студенты сначала под руководством педагога сами изучили материал, а затем, получив соответствующие инструкции, обучают своих студентов, которые не могут самостоятельно освоить данные по занятиям, сделать практические работы.

Взаимное обучение как специальная самостоятельная система не получает широкого распространения, однако идея вызвала к жизни такую форму обучения, как работа в динамических парах, где каждый обучает каждого. Отношение в паре «студент - преподаватель» и «студент - студент» воспроизводит классическую форму отношений «учитель - ученик», где преподаватель - это более опытный, более знающий партнер, который сообщает менее опытному партнеру готовые образцы действий и помогает эти образцы усвоить, довести их воспроизведение до автоматизма. Благодаря взаимному обучению у студента развивается контрольно - оценочная деятельность совместной работы.

Знания в данной системе работы транслируется не только сверху вниз, от преподавателя к студенту, в готовом виде, а может быть итогом самостоятельной работой студентов. Конечно, данная ситуация должна быть тщательно подготовлена и организована преподавателем, но, при постановке новой задачи студентам не дается готовый образец действий, а пошагово направляет их действия к заранее спланированному «открытию». Такая специально организованная совместная деятельность детей по поиску решения новой задачи и есть образ учебного сотрудничества как формы самостоятельного открытия студентами новых знаний.

Благодаря взаимному обучению каждый студент получает возможность овладеть репродуктивной деятельностью по усвоению готовых знаний, умений и навыков как с позиции студента, получателя знаний, так и с позиций преподавателя, который дает образцы и помогает студенту эти образцы воспроизвести.

Методика взаимного обучения имеет следующие преимущества:

- каждый абзац темы подробно изучается и обсуждается в паре, что позволяет хорошо усвоить изучаемый материал;

- после проработки темы студент имеет подробный план;

- в ходе работы содержание каждого пункта плана неоднократно восстанавливается и пересказывается, что обеспечивает прочность знаний и развивает навыки и умение грамотно и компактно излагать свои мысли;

- при проработке одной темы студент параллельно знакомится с другими темами;

- в ходе работы многократно встречаются ранее изученные темы, что предоставляет студенту возможность регулярно повторять пройденный материал.

Контроль обучения осуществляется через программу-вопросник, содержащий все вопросы и контрольные задания по теме. Затем идет применение знаний на практике. Студент, ответивший на вопросы программы-вопросника, получает задание выполнить несколько упражнений по новой теме. Проверка упражнений и разбор ошибок – это один из центральных моментов взаимного обучения. Можно организовать демонстрацию диалога студентов при проверке заданий. Педагог акцентирует внимание на то, что при правильном ответе на вопрос задачи можно сразу двигаться дальше, при ошибке в решении нужно задать вопрос типа: «Как ты получил этот ответ?» или «Докажи, что это так».

И конечно творчество, которое включает работу над олимпиадными, творческими заданиями, заданиями повышенной трудности. К данному этапу допускаются студенты, успешно освоившие материал и владеющие дополнительной информацией, имеющие резерв учебного времени на углубленное изучение материала. Эти занятия могут носить дополнительный характер.

Таким образом, главным отличием технологии взаимного обучения от традиционного обучения, основанного на отношении «преподаватель - студент», является то, что каждый студент включается в систематическую работу по обучению. Процессом взаимного обучения управляет преподаватель, он контролирует работу учебных групп, вносит свои коррективы. Главное, следует организовать деятельность обучающихся таким образом, чтобы они были вовлечены в активную совместную работу с личной ответственностью за результат каждого.

До настоящего времени проблема взаимного обучения остается актуальной: существует множество «за» и «против». Однако следует признать, что обучение в группах постоянного состава и обучение в группах сменного состава взаимосвязано друг с другом, так как в обеих формах происходит общее развитие личности студента, обучающиеся сотрудничают друг с другом, самостоятельно ставят задачи, планируют действия, отыскивают новые способы решения поставленной задачи в различных вариантах.   

Взаимная форма обучения снимает внутреннее напряжение, скованность, дискомфорт. Учебное пространство становится для студентов местом творческого полёта, реализации своего интеллектуального и творческого потенциала.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в ГОАПОУ "Липецкий металлургический колледж" в условиях реализации ФГОС




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*