Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование разнообразных методов обучения - основа познавательной деятельности обучающихся.

18.02.2014 622 2053
Маятникова Нелля Ивановна
Маятникова Нелля Ивановна, председатель ЦМК «Лабораторная диагностика», преподаватель

Амурский медицинский колледж

От выбора методов обучения на теоретических и практических занятиях по специальности «Лабораторная диагностика» зависит сам учебный процесс, деятельность преподавателя и студентов, а, следовательно, и результат обучения в целом.

 

Термин «метод» происходит от греческого слова «methods», что означает путь, способ продвижения к истине.

 

И. Ф. Харламов дает следующее определение сущности этого понятия: «Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом».

 

Ю. К. Бабанский считает, что «методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования».

 

Т. А. Ильина понимает под методом обучения «способ организации познавательной деятельности учащихся».

 

В педагогике преподавателей специальных дисциплин по специальности «Лабораторная диагностика» используются различные классификации методов обучения, которые представлены в таблице.


Классификация методов обучения

Основания

Группы методов

1. Источник знаний

Словесные, наглядные, практические

2. Этап обучения

Подготовки к изучению нового материала, изучение нового материала, конкретизации, углубления, приобретения умений и навыков, контроля и оценки

3. Способ руководства

Объяснения педагога, самостоятельная работа

4. Логика обучения

Индуктивные, дедуктивные, аналитические, синтетические

5. Дидактические цели (по Ю. К. Бабанскому и В. И. Андрееву)

Организации деятельности, стимулирования и релаксации, проверки и оценки

6. Характер деятельности обучаемых (по И. Я. Лернеру и М. Н. Скаткину)

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский

 

Преподаватели микробиологии, биохимии, гигиены и МКЛИ особое значение отводят методам, в основе которых лежитстепень самостоятельности и творчества деятельности обучаемых. Успешным обучение на отделении считается тогда, когда прослеживается направленность внутренней активности обучаемых, характера их деятельности, степень самостоятельности, проявление творческих способностей. В данном случае не обходится без   методов, которые способствуют возрастанию степени активности и самостоятельности в деятельности обучаемых, предложенных И. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным:



1. Объяснительно-иллюстративный метод. На отделении этот метод используется при передачи большого объёма информации на теоретических занятиях и при рассмотрении теоретических основ изучаемой темы на практическом занятии. На занятиях используются учебники, мини-таблицы, презентации, фильмы и т.д. Особенность метода – получение готовых знаний и воспроизведение в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. При этом обучающиеся учатся слушать и воспринимать правильную речь педагога, а затем воспроизводить полученный материал в логической последовательности.


2. Репродуктивный метод. На практических занятиях вторым этапом структуры занятия является изучение методик. Преподаватель сам представляет студентам образец выполнения той или иной операции. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т. е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.

Например:

Алгоритм определения средней температуры воздуха в помещении

Для определения используют три стойки и 4 термометра.

1.Одну стойку устанавливают у окна, другую у противоположной стены, отступив 30 см от наружной и внутренней стен помещения и третью – по середине помещения.

2.На центральную стойку вешают 2 термометра; один на высоте  - 20 см снизу, другой- I м от пола,

3.На боковые стойки вешают по одному термометру на высоте 20 см от пола  ,

4.Через 5-10 мин снимают показания термометров и производят расчёты.

 

3. Метод проблемного изложения. Этот метод широко используется и основывается на уже полученных знаниях студентами. Прежде чем излагать материал, педагог, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. Например: дисциплина «Физико-химические методы анализа и ТЛР». Изучив основы и алгоритм определения количества вещества титриметрическим методом, студенты самостоятельно предлагают ход определения количества вещества в методах редоксиметрии, комплексонометрии, осаждения.


4. Частично-поисковый, или эвристический, метод. Один из самых сложных методов, но наиболее продуктивный. Педагог организует активный поиск решения выдвинутых задач, например при написании курсовой работы. Студенты самостоятельно, применяя полученные знания, выполняют работу. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом. А вот на контрольно-обобщающих  и итоговых занятиях используется эвристическая беседа, — проверенный способ активизации мышления, возбуждения интереса к познанию.

5. Исследовательский метод – основа лабораторно-практических занятий. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно проводят исследование образца, испытывая, при этом, большую ответственность, инициативу, самостоятельность. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.

 

Все методы, используемые педагогами специальных дисциплин по специальности «Лабораторная диагностика», направлены на развитие индуктивной и дедуктивной логики, аналитического и клинического мышления, интереса студентов к учению и исследовательской работе. Поэтому очень важны и методы стимулирования деятельности студентов, методы контроля и самоконтроля деятельности студентов.

 

В области контроля педагоги выделяют три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.

Диагностическая функция подразумевает контроль за выявлением уровня знаний, умений, навыков студентов.

Обучающая функция конкретизируется в активизации работы по усвоению учебного материала.

Воспитательная функция базируется на наличие системы контроля, которая дисциплинирует, организует и направляет деятельность студентов, помогает выявить пробелы в знаниях, особенности личности, устранить эти пробелы, формирует творческое отношение к предмету и стремление развить свои способности.

 

Систему контроля, так же, образуют экзамены, зачеты, устные опросы (собеседование), письменные контрольные, лабораторные контрольные работы, дневниковые записи. Каждая из форм имеет свои особенности.

 

По времени педагогический контроль делится на текущий, тематический, рубежный, итоговый, заключительный.

Текущий контроль помогает дифференцировать студентов на успевающих и неуспевающих, мотивирует обучение (опрос, контрольные, задания, проверка данных самоконтроля).

Тематический контроль — это оценка результатов определенной темы или раздела программы.

Рубежный контроль — проверка учебных достижений каждого студента перед тем, как преподаватель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части.

Итоговый контроль — экзамен по курсу. Это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность студента к дальнейшей учебе. Итоговым контролем может быть и оценка результатов научно-исследовательской практики.

Заключительный контроль — госэкзамены, защита дипломной работы или дипломного проекта, присвоение квалификации Государственной экзаменационной комиссией.

 

Заключение

 

В современном обществе заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества.


Наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.


В современном мире произошел переход от массово-репродуктивных форм и методов преподавания к индивидуально-творческим.

Использование разнообразных инновационных методов преподавания способствует формированию активной творческой личности студентов; разработке новых подходов к овладению знаниями; организации для обучающихся такой образовательной среды, в которой они раскрывали бы свои способности и в более короткие сроки овладевали бы профессиональной деятельностью.

 

Список литературы

1.  Громкова М. Т. Педагогика образования взрослых.- М: Просвещение, 1995.

2.  Горбатов Д. С. Умения и навыки: О соотношении содержания этих понятий // Педагогика.- 1994.- № 2.- С. 15.

3.  Ильин Г. Педагогические проблемы современного отечественного высшего образования// Алма матер: Вестн. высш. шк.- 2005.- № 11.- С. 35.

4.  Лагусева Н. Н. Научно-педагогическое сопровождение профессионального воспитания студентов// Вестник Моск. гос. ун-та культуры и искусства.- 2007.- № 4.- С. 124.

5.  Педагогика и психология высшей школы/ Под ред. М. В. Булановой-Топорковой.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

6.  Петров ПА. Организация воспитания в вузе// Высшее образование в России.- 2006.- № 3.- С. 8.

7.  Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования.- М.: Аспект Пресс, 1995.

8.  Христидис Т. В. Взаимодействие преподавателя и студента в процессе развития педагогических способностей// Вестник Моск. гос. ун-та культуры и искусства.- 2006.- № 1.- С. 131.Размещено




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*