Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Система работы с семьями, имеющих детей с задержкой психического развития

17.02.2014 856 1905
Суслова Светлана Станиславовна
Суслова Светлана Станиславовна, педагог-психолог

Мезенский педагогический колледж

Психолого – педагогическая работа с семьями, имеющих детей с ЗПР выстраивалась в систему на протяжении нескольких лет. Сложность данной работы заключается в том, что каждая семья – это особый, неповторимый мир, и проникновение в этот мир требует высокого педагогического такта, тонкого психологического подхода, большой гибкости и профессионального мастерства.

 

Опираясь на опыт специалистов Архангельской государственной медицинской академии для детей с ограниченными возможностями, в технологической основе организации работы с семьями можно выделить ряд актуальных проблем - алкоголизм родителей, насилие в семье, отсутствие работы у родителей, нарушение детско – родительских отношений, безнадзорность детей, выраженная тревога родителей, вызванная отставанием в развитии от сверстников, отсутствие у родителей необходимых знаний по психологии и педагогике аномального ребёнка.

 

Исходя из выделенных проблем цель нашей работы: объединить усилия учителя и социально – психологической службы школы для повышения эффективности работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Поиск путей привлечения родителей к школьной жизни их детей, формирование интереса к ней.

2. Повышение уровня педагогической, психологической, медицинской компетентности родителей через различные формы просвещения, профилактики.

3. Формирование у родителей позитивных установок в общении со своим ребёнком, умения понимать и принимать его таким, каков он есть через совместную деятельность, детско – родительские тренинги, внеклассную работу.

 

Семьи, в которых воспитываются наши дети разные по социальному положению – это многодетные, неполные семьи, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. В любом случае на первом месте - индивидуальный подход, позволяющий максимально учитывать особенности характера, образованность и уровень культуры родителей.

 

При первом знакомстве с родителями мы практикуем проективный метод «Родительское сочинение» (по опорным вопросам), который позволяет при анализе изучить уклад семьи, межличностные отношения, условия воспитания, формы общения с ребёнком (например, ответы на такие вопросы: как ласково называют ребёнка в семье, за что хвалят, наказывают, какое поручение ребёнку нравится выполнять и др.), какое заболевание, с какого возраста, в чём оно проявляется. Данный метод позволяет также изучить культурный уровень родителей (по почерку, ошибкам, построению предложений). С целью изучения семьи мы используем также различные педагогические и психологические анкеты, опросники.

 

На первых этапах пребывания ребёнка в школе также важно выявить семьи, находящиеся в сложной жизненной ситуации, детей, находящихся в социально – опасном положении. Данные категории семей находятся под пристальным вниманием социального педагога, который осуществляет социальный патронаж. Детям оказывается социальная помощь, поддержка в виде бесплатных учебников, обедов, оздоровительных путёвок в пришкольный лагерь.

 

Большую помощь в совместном отслеживании успеваемости и развития учащегося класса для детей с ЗПР имеют тетради психолого – педагогического сопровождения, куда заносится вся информация о медицинском, педагогическом, психологическом развитии. Это своего рода мониторинг успешности развития. Родители могут наглядно увидеть продвижение своего ребёнка, не сравнивая его при этом с другими детьми. Данная информация мотивирует родителей больше внимания уделять детям, преодолевать трудности в учёбе.

 

В школе организовани функционирует консультационный центр «Родительская аптека», в которомродители могут получить квалифицированную помощь специалиста - педагога, психолога, социального педагога, логопеда в виде индивидуальных консультаций, рекомендаций по дальнейшему развитию ребёнка, эффективных форм разрешения проблем.

 

Не всегда родители имеют возможность прийти в школу, узнать о трудностях и проблемах в обучении, развитии своих детей, не всегда и мы педагоги можем своевременно узнать о личных проблемах ребёнка, семьи. С целью эффективной взаимосвязи педагога с семьёй, мы используем так называемую «родительскую тетрадь».Данный вид работы позволяет установить с родителями обратную связь - информировать о проблеме, обмениваться мнениями о складывающейся учебной ситуации.

 

Наряду с традиционными формами просвещения (родительское собрание, индивидуальные и групповые консультации, беседы, памятки, буклеты) мы используем интерактивные методы (родительский тренинг, ролевая игра, моделирование ситуации), которые помогают нам организовать взаимодействие специалистов и родителей на основе сотрудничества, доверия друг к другу, помогают в открытом диалоге находить осознанный ответ на решение разнообразных проблем.

 

Нестандартные формы работы, нестандартная тематика встреч – это эффективные на наш взгляд направления деятельности школы в привлечении  родителей к воспитанию своих детей, к сотрудничеству с педагогами.

 

Наиболее плодотворной и интересной формой работы с родителями является проведение совместных мероприятий: праздников, интеллектуальных игр, «семейных вечеров», прогулок на природе, туристических походов. В такие моменты совместной деятельности у родителей и детей возникает больше возможности ощутить коллектив в целом, лучше понимать друг друга, у ребёнка появляется возможность проникнуться чувством гордости за свою семью, продемонстрировать свою индивидуальность, у родителей появляется возможность наблюдать за своим ребёнком со стороны – как он чувствует себя в коллективе?

 

В работе с детьми с ОВЗ и их семьями очень важно такое направление как сохранение здоровья. Традиционным в школе стало проведение Дней Здоровья, цель которых пропаганда здорового образа жизни. В эти дни проводятся классные часы с приглашением специалистов, родителей, конкурсы рисунков, плакатов, спортивные развлечения, соревнования, марафоны, фитотерапия. Всё это сближает детей, родителей, педагогов, формирует активную жизненную позицию, мотивацию к занятию спортом.

 

Для эффективной организации работы родительского комитета класса, вовлечения родителей в общественную деятельность школы мы стараемся, чтобы каждый родитель ощущал полезность и важность своего участия в жизни класса, школы в целом - одни  помогают в проведении детских праздников, другие занимаются финансово – хозяйственной частью, третьи успешно выполняют роль организаторов выездных мероприятий. Главное, чтобы родитель почувствовал успех, веру в свои  силы и возможности.

 

Конечно, работать с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ бывает очень сложно. Но когда видишь результат своих усилий, когда ребята получают аттестат о среднем (полном) образовании, когда видишь какими добрыми, отзывчивыми людьми они вырастают, как изменяются их родители, хочется работать в школе, выполняя высокую миссию педагога.

 

Список использованной литературы

1. Власова Т.А. Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1995.

2. Данилина Т. Современные подходы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей //Дошкольное воспитание. 2000. № 1.

3. Дробинская А. О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. – М.: Школьная пресса, 2005. – 96 с./Серия: В помощь специалисту. (Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала№; Вып. 19.)

4. Дробинская А. О. Школьные трудности «нестандартных» детей. – М., 1999.

5. Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия. - СПб.: Речь, 2004.

6. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 144 с.

7. Мамайчук И. И., Ильина Н. М. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. – СПб.: Речь, 2004. – 352 с.)

8. Микшина Е.П., Валькова И.А. Этапы обслуживания ребенка и семьи в Службе ранней помощи // Дефектология. – 2003. - № 5




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*