Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

«Мелодией одной звучат печаль и радость…» Конспект внеклассного мероприятия (музыкальная гостиная).

17.02.2014 448 1335
Шикалова Татьяна Владимировна
Шикалова Татьяна Владимировна, преподаватель музыки

Мезенский педагогический колледж

И плывут, и растут эти чудные звуки,

Захватила меня их волна…

Поднялась, поднялась, и неведомой муки,

и блаженства полна…

И божественный лик, на мгновенье,

Неуловимой сверкнув красотой,

Всплыл; как живое виденье,

Над этой воздушной, кристальной волной,

И отразился,

И покачнулся,

Не то улыбнулся…

Не то прослезился…

(Я. П. Полонский)

Исполняется романс М. Глинки на слова Н. Кукольника «Жаворонок».

Трудно сегодня встретить человека, который бы ничего не знал о романсе – музыкальном жанре, столь популярном в наши дни. Небольшое вокальное произведение, объединяющее два целительных потока – поэзию и музыку, рассказывает нам о чувствах человека, о его любви, радости, счастье. Повествует о сумеречных днях, о ревности, страсти, печали.


В романсе, как ни в каком другом лирическом вокальном жанре, достигли совершенного слияния, гармонии и цельности русский лирический стих и высокая задушевная мелодия.


Если спросить, какой романс один из самых знаменитых, почти единодушный ответ будет: «Я помну чудное мгновенье» Михаила Глинки на стихи Александра Пушкина, где достигнуто полное слияние стихов и музыки, воссоздана одна из поэтический страниц жизни поэта и композитора.


М. Глинка в звуках раскрыл эмоциональное богатство стихов, сумел найти, подчиняясь своему безупречному вкусу, верные средства выразительности. «Все в данном произведении, - пишет Б. В. Асафьев,- правдиво, ясно, пластично».

В музыке романса — нежность и страсть расцвета влюбленности, горечь разлуки и одиночества, восторг новой надежды. В одном романсе, в нескольких строчках — вся история любви, которая повторяется из века в век. Но никто и никогда уже не сможет выразить ее так, как это сделали Пушкин и Глинка.

 Звучит романс М. Глинки на стихи А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье».


Одним из замечательных мастеров вокальной лирики начала XIX века был композитор Александр Егорович Варламов.


Творчество Варламова ярко индивидуально. Музыкальные приемы, интонации, ритмы, гармонии, принципы сопровождения у Варламова обретают характер самобытности. Ему удалось создавать упругие, насыщенные мелодические построения, подчиняющие себе текст, слово, образ, мысль.


Широкую известность композитору принес его знаменитый романс «Красный сарафан»на слова Н. Цыганова, в котором была воспроизведена диалогическая форма построения мелодии, а сама мелодия являла собой редкое совершенство по законченности музыкальной мысли, пластичности, красоте.

Исполняется романс

Начало XIX века дало огромный толчок развитию романсовой лирики. Широкий поток вокального творчества стихийно захватил тогда решительно все слои русского общества. Романсы звучали на оперной сцене и в концерте, в придворных салонах и в народном быту. Романсы, как наиболее доступный вид композиции, в изобилии сочинялись любителями музыки, и редкий альбом 1800-х годов обходился без такого рода типичных образцов «домашнего творчества».


Нередко забывалось имя композитора, а произведение осталось жить. Достаточно вспомнить часто звучащий и в современных концертах романс «Я встретил вас» (стихи Ф. И. Тютчева)

Я встретил вас – и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое –

И сердцу стало так тепло…

Исполняется романс.

Ярчайшим представителем бытового романса во второй половине  XIX века стал композитор и певец Петр Петрович Булахов. В романсах и песнях Булахова соединились мелодические сплавы городской русской песни, цыганской музыки, романсового творчества русских и западных композиторов.


Яркой выразительностью наполнена одна из его лучших элегий «Не пробуждай воспоминаний».


Здесь поет каждый звук, каждое слово, глубокие, искренние чувства, простота и естественность в выражении печали. Все от сердца, души, от себя. Композитор весь во власти владеющего им настроения.

          Опять они… звучат напевы снова

          Безрадостной тоской…-

          Я рад им, рад: они – замена слова

          Душе моей больной.

          Они звучат безумными мечтами,

Которые сказать

Смешно и стыдно было бы словами,

Которых не прогнать.

Они звучат прошедшим, небывалым

И снами светлых лет,

Стремлением напрасным и усталым

К теням, которых нет.

(А. А. Григорьев «Звуки»)

 

К жанру романса обращались многие композиторы, для которых эта форма становилась своеобразным лирическим дневником, альбомом музыкальных акварелей, тетрадью эскизов музыкальных пейзажей.

Красота природы, мирный пейзаж, томное воспевание утра, восхода, ясного дня, звездной ночи – лишь фон, усиливающий, оттеняющий психологическое состояние человека, его сердечную тоску, раздумья, воспоминанья, глубокие душевные переживания.

Исполняется романс «Дремлют плакучие ивы»(Музыка Б.Б., слова А. Тимофеева).

Вокальная музыка чаще всего сочетает пение с инструментальным сопровождением, или, как говорят, аккомпанементом. Во многих романсах аккомпанемент выступает на равных правах с вокальной партией. В сопровождении рояля или оркестра нередко иллюстрируются основные образы текста, подчеркивается звуковой фон, на котором разыгрываются действия.

Таким образом, при слушании вокальной музыки мы воспринимаем три художественных элемента: поэтическое слово, вокальную мелодию и инструментальный аккомпанемент. Именно сочетание этих трех элементов создает единый, цельный образ.

 

В саду, в том старинном, пустынном,

Где праздник цветов был мне дан,

Под светом планет паутинным

Журчал неумолчно фонтан.

 

О, как был узывчив тот сонный

И вечно живой водоем,

Он полон был мысли бездонной

В журчанье бессмертном своем.

 

Из раковин звонких сбегая,

И влагу в лобзаньях дробя,

Вода трепетала, сверкая,

Он лился в себя – из себя.

(К. Д. Бальмонт)

 

Исполняется романс И. Власова на стихи А. Пушкина «Бахчисарайский фонтан».


Как бы масштабно ни развивалось творчество композитора, в нем всегда найдется место романсу, всегда остается за большими музыкальными полотнами уголок щемящей тоски, тревожной незащищенности, светлого удивления, открытости восприятия, которые и становятся благоприятной почвой для восходов романсовой лирики. Лирика великих русских поэтов, начиная с допушкинской поры и кончая современными мастерами лирического стиха, побуждала и побуждает их к творчеству. Эти бесценные сокровища помогают нам открыть мир новых ощущений, обострить восприятие действительности, познать самого себя.

 

Уноси мое сердце в звенящую даль,

Где как месяц за рощей печаль;

В этих звуках на жаркие слезы твои

 Кротко светит улыбка любви.

 

О, дитя! Как легко средь незримых зыбей

Доверяться мне песне твоей:

Выше, выше плывут серебристым путем,

Будто шаткая тень за крылом.

 

Вдалеке замирает твой голос, горя,

Словно за морем ночью заря, -

И откуда-то вдруг, я понять не могу,

Грянет звонкий прилив жемчугу.

 

Уноси ж мое сердце в звенящую даль,

Где кротка, как улыбка, печаль,

И все выше помчусь серебристым путем

Я, как шаткая тень за крылом.

(А. А. Фет «Певице»)

 

Музыка А.Морозова на стихи Г.Горбовского «Приходите ко мне». Исполняет вокальный ансамбль.


Традиция сочинять и петь романсы продолжает жить. И, если прислушаться к неумолчному голосу сегодняшнего дня, к могучему потоку звуковых впечатлений, то и сегодня мы можем различить нежный голосок нашего друга, старого и доброго романса, который совсем не собирается сдавать своих позиций, а исподволь, ненавязчиво, но неуклонно и красиво увлекает все  больше и больше поклонников этого жанра в свой особый и прекрасный мир настоящих чувств, глубоких мыслей, подлинных страстей и жизненных идеалов.

 

Что за звуки! Неподвижно внемлю

Сладким звукам я:

Забываю вечность, небо, землю,

Самого себя.

Всемогущий! Что за звуки!  Жадно

Сердце ловит их,

Как в пустыне путник безотрадный

Каплю вод живых!

И в душе они рождают

Сны веселых лет

И в одежду жизни одевают

Все, чего уж нет.

Принимают образ эти звуки,

Образ, милый мне:

Мнится, слышу  тихий плач разлуки,

  Душа в огне.

 

В исполнении ансамбля русских народных инструментов звучит «Романс» В. Герасимова.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Васина-Гроссман В. A., Русский классический романс XIX века, М., 1956

2. Гусев В. Е. Песни и романсы русских поэтов, М.-Л., 1965

3. Дзюбинская О.С. «Русский романс». – М.: «Денис-Альфа», 1996 

4. Мархасев Л.С. Серенада на все времена. Л.: «Советский композитор», 1988  5. Русская музыкальная литература. Учебное пособие. Вып.1. – Издание 8-е. – Л.: Музыка, 1983. 

6. Соболева Г.Г. «Русский романс». - М.: «Знание», 1980

7. Третьякова Л. С. «Русская музыка XIX века». М., «Просвещение», 1976




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*